Где в Украине жить хорошо. Рейтинг комфортности украинских городов

После Революции достоинства в украинских городах повсеместно прошли местные выборы. Люди получили новых старых мэров и надежду, что главы муниципалитетов и местные горсоветы проведут реформу коммунального хозяйства, обеспечат лучшие условия для бизнеса и инвесторов, создадут новые рабочие места. По большому счёту, чаяния не оправдались. Нельзя сказать, что в украинских городах ничего не поменялось к лучшему, но темпы реформирования на местах едва ли сильно опережают показатели центральных органов власти. Именно поэтому лучшим городом в рейтинге предсказуемо оказался Львов, который достаточно динамично развивался и до 2013 года. Аннексия Крыма только добавила ему популярности среди туристов, а война в Донбассе — среди инвесторов и предпринимателей, которым комфортнее работается вдалеке от российских войск. Впрочем, как и в любом другом городе из рейтинга, во Львове по-прежнему много нерешённых проблем. 

Символично смотрятся и города, занявшие второе и третье места. Самый перспективный с точки зрения доходов и карьерного роста Киев, а также самый дешёвый в плане расходов Хмельницкий прекрасно отражают непростую экономическую ситуацию в стране. Дешевизна товаров и услуг и высокие заработки — одни из ключевых факторов при выборе места проживания. Недаром львиная доля переселенцев с востока переехала именно в столицу.

В целом же в первой десятке рейтинга доминируют западные города. Хотя уровень тенизации экономики там выше, а официальные зарплаты ниже, чем на юге или востоке, но они определённо безопаснее и предоставляют лучшие условия для предпринимателей по мере развивающегося евроинтеграционного процесса и разрыва экономических связей с Россией.

В рейтинге есть также несколько удивительных на первый взгляд результатов. К примеру, Одесса, занявшая лишь 14-е место. Впрочем, объяснить это можно. Одесса — это второй по дороговизне город в Украине после Киева. При этом средний уровень оплаты труда здесь ниже, чем, например, в Днепре или Запорожье. Кроме того, сами жители города крайне низко оценивают уровень предоставляемых им муниципальных услуг. Харьков оказался на девятом месте. Здесь, наоборот, жители склонны хвалить городские сервисы. Однако город тоже не из дешёвых, а уровень преступности в нём довольно высокий.

В целом можно констатировать факт, что за два года новые местные власти не смогли кардинально преобразить свои города. Нужно надеяться, что проводимая сегодня финансовая децентрализация, предполагающая большую концентрацию денежного ресурса на местах, развяжет градоначальникам руки в облагораживании городов и повышении достатка их жителей. По официальным данным, поступления в местные бюджеты в этом году выросли почти на 50%, а их совокупный профицит составил 32 млрд грн. Хорошо, если эти деньги, пусть даже и в следующем году, всё-таки дойдут до украинцев в виде новых дорог, вовремя вывезенного мусора и созданных рабочих мест.                 

 

Как считали

 

В рейтинге комфортности украинских городов участвовали столица и все областные центры, за исключением оккупированных Донецка, Луганска, а также административного центра аннексированного Крыма — Симферополя. Каждый из 22 городов мог набрать максимально 100 баллов.

30 баллов город мог получить за экономическое положение. Учитывались 6 критериев (каждый мог принести по 5 баллов соответственно): средний уровень официальной зарплаты, стоимость базовой потребительской корзины, цена однокомнатной квартиры экономкласса, средняя стоимость аренды "однушки", соотношение количества вакансий к резюме (число соискателей на одно рабочее место), а также уровень инвестиционной привлекательности (рассчитан рейтинговым агентством "Евро­Рейтинг").

20 баллов — исходя из оценки самих горожан качества муниципальных услуг. За основу был взят Всеукраинский муниципальный опрос, проведённый международным исследовательским центром Center for insights in survey researchs. В нём жители областных центров дали оценку состоянию тротуаров, дорог, придомовых территорий, количеству парковок и удобству городского транспорта, уличному освещению, качеству водоснабжения и работе канализации, вывозу мусора и др.

15 баллов города могли получить за безопасность проживания. Мы проанализировали статистику Генпрокуратуры по общему уровню преступности за первые 9 месяцев этого года, количеству особо тяжёлых преступлений (умышленные убийства и организованная преступность), а также оценки СБУ по угрозе терроризма в разных городах страны. За каждый из этих критериев мы давали до 5 баллов.

15 баллов город мог получить за инфраструктуру междугородного транспорта. Мы подсчитали количество авиа­ и железнодорожных маршрутов из каждого областного центра, а также число проходящих через город автомагистралей международного и местного значения. За каждый из этих пунктов мы давали до 5 баллов.

10 баллов — за экологию: по 5 баллов за загрязнённость воздуха и количество опасных отходов в регионе.

10 баллов города могли получить по результатам опроса читателей Фокуса, в котором около 1000 человек ответили на вопрос: какой город в Украине вы считаете наиболее комфортным для жизни?

Наивысший балл по большинству из критериев присваивался за лучший результат. Дальше баллы распределялись пропорционально абсолютным значениям. К примеру, Тернополь получил наивысшую оценку — 5 баллов за дешевизну условной потребительской корзины (666 гривен). По этому же показателю Киев оказался самым дорогим городом и не заработал баллов. В Хмельницком продуктовый набор оказался всего на 2 гривны дороже, чем в Тернополе, и город набрал 4,9 балла.

Результаты Всеукраинского муниципального опроса (см. выше) были сведены его организаторами в индекс с максимальным значением в 5 баллов. Чтобы привести его в соответствие с нашим рейтингом (максимальный балл по итогам опроса — 20), результаты городов по этому критерию мы умножили на 4.

 

Нажмите для увеличения

 

 1-е место  Львов 

69,4 балла
Население: 728 тыс.

Достоинства:
• низкий уровень преступности
• развитая инфраструктура
• легко найти работу
Недостатки:
• дорогое жильё
• невысокие зарплаты
• дефицит парковок, заторы в центре города

Для туристов Львов — это прежде всего островок средневековой Европы. Центральная часть города внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот факт, равно как и бум отельно-ресторанного бизнеса последних лет, в результате которого центр города наводнился сотнями отелей и недорогих и уютных ресторанов, делает Львов самым популярным туристическим местом страны. В прошлом году город посетили около 2 млн человек. При этом турпоток растёт рекордными темпами — на 15–20% в год. По данным львовского "Института города", каждый турист в среднем оставляет во Львове 38 евро в день. Поэтому здесь легко найти работу в сфере обслуживания. Правда, зарплаты у официантов и горничных низкие, а работать приходится по 10–12 часов в день.

Но рынок труда во Львове не ограничивается сектором HoReCa. Здесь относительно недорогая аренда офисных помещений, и в последние годы во Львов из Киева начали перебираться аутсорсинговые IT-компании. Сейчас динамика роста IT-сектора во Львове самая высокая в стране, и из-за этого город часто называют столицей высоких технологий. Местный горсовет также считается одним из самых продвинутых в Украине в IT-направлении: львовский муниципалитет предоставляет более 200 административных услуг, и около 50 из них уже можно заказать в электронном виде.

Львов — один из самых комфортных городов для ведения бизнеса. По уровню инвестиционной привлекательности он уступает лишь столице. Даже в нынешние кризисные времена инвесторы не боятся запускать здесь новые проекты. К примеру, в этом году японская компания "Фуджикура" открыла во Львове завод по производству автокомпонентов на 3 тыс. рабочих мест. Неплохо чувствуют себя и самозанятые предприниматели. Благодаря соседству с Польшей  большое количество местных жителей занимается пассажирскими перевозками и поставками продуктов питания и бытовых товаров, правда, в большинстве случаев такая деятельность нелегальная.

К достоинствам города стоит отнести и хорошее транспортное сообщение. Львов — один из лидеров по количеству авиационных и железнодорожных маршрутов из города. Благодаря прозрачной системе скидок львовскому аэропорту удаётся привлекать бюджетные авиакомпании. Руководство аэропорта уверяет, что в следующем году к ним начнёт летать бюджетный европейский авиаперевозчик Ryanair. Если это произойдёт, транзитный поток через Львов в страны ЕС существенно вырастет. А Министерство инфраструктуры уже пообещало начать в следующем году строительство новой магистрали Львов — Херсон.

Развивается также муниципальный транспорт. Львовский завод "Электрон" освоил выпуск современных низкопольных трамваев, которые закупает город. В конце 2015-го во Львове появилось 7 новых трамваев, ещё 7 планируют купить в этом году.

Но и проблем в городе немало. Главная из них — вывоз мусора. После пожара на Грибовской мусоро­свалке летом этого года Львову некуда вывозить отходы. Хотя мусор и принимают другие города страны, но это не может продолжаться вечно. К проблемам Львова также можно отнести плохие дороги, не слишком привлекательный вид спальных районов, обилие в них неэстетичной крикливой рекламы, дефицит парковок и заторы в центре города.

 

 

 2-е место  Киев 

 63,6 балла
Население: 2,8 млн

Достоинства:
• высокие зарплаты
• легко найти работу
• большое число междугородних сообщений
Проблемы:
• высокие цены, дорогое жильё
• дефицит парковок, пробки на дорогах
• высокий уровень преступности

Киев — абсолютный лидер по уровню зарплат. Именно столица открывает наибольшие карьерные перспективы, так как здесь базируются головные офисы основных украинских предприятий и центральные органы власти. По данным Госстата, киевлянин в среднем официально зарабатывает около 8,6 тыс. грн в месяц. Это в полтора-два раза больше, чем в регионах страны. Но жить в Киеве тоже недёшево.

Столица с начала двухтысячных лидирует в стране по темпам строительства жилья, но его по-прежнему на всех не хватает. В результате Киев занимает первое место в Украине как по стоимости квартир на вторичном рынке, так и по цене их аренды. Средняя стоимость однокомнатной квартиры экономкласса превышает 29 тыс. грн за квадратный метр, в то время как в других областных центрах она находится в диапазоне 12–20 тыс. грн. Аналогичная ситуация и с арендой жилья — 5–8 тыс. грн придётся выложить за приличную "однушку", тогда как в регионах — 2–6 тыс. грн. А потребительская корзина в столице (основные продукты и топливо) дороже на 10–14% (см. стр. 26).

Официально население Киева составляет 2,8 млн человек, однако, по оценке министра внутренних дел Арсена Авакова, в реальности на миллион больше. Перенаселённость города — одна из его главных проблем. Так как столица застраивается бессистемно, эстетическое состояние исторической части города оставляет желать лучшего. Центральная часть перегружена офисными центрами, и дорожные пробки здесь обычное явление. Несмотря на многократные заверения мэра Киева Виталия Кличко о беспощадной борьбе с незаконной торговлей, в столице не решена проблема незаконных МАФов, из-за чего территория возле большинства станций метро напоминает базарную площадь. К тому же Киеву  явно не хватает муниципального транспорта — до сих пор большая часть наземных перевозок в столице приходится на неудобные маршрутки. Киевляне также часто жалуются на незаконные парковки на тротуарах и газонах, с которыми власти практически не борются.

После начала АТО в столицу устремился поток криминалитета из восточных областей страны. Как следствие — в городе значительно выросла преступность. По словам начальника столичной полиции Андрея Крищенко, лишь за последний год количество краж из авто увеличилось вдвое, а число уличных грабежей — на 60%.

Для большинства украинцев Киев, тем не менее, остаётся наиболее желанным для проживания городом страны. Он уверенно лидирует по критерию инвестиционной привлекательности среди других областных центров. Это значит, что дефицита рабочих мест здесь не будет, а зарплаты останутся наивысшими в стране. К достоинствам Киева можно отнести также большое количество зелёных зон в черте города, насыщенную культурную жизнь, удобное транспортное сообщение с большинством городов страны и европейских столиц, кроме того, за последний год существенно улучшилось состояние киевских дорог. 

 

 

 3-е место  Хмельницкий 

61,6 балла
Население: 268 тыс.

Достоинства:
• цены на продукты питания и одежду
• инвестиционная привлекательность
Проблемы:
• низкие зарплаты
• плохое состояние дорог
• загрязнённость Южного Буга

В рейтинге Фокуса Хмельницкий оказался наилучшим исходя из критериев экономической ситуации. Стоимость условного продуктового набора в этом городе одна из самых низких в Украине. Жители города могут покупать товары на огромном оптовом вещевом рынке площадью 6 кв. км, где цены на одежду и обувь, как правило, в два раза ниже, чем в Киеве. На рынок поставляются товары из Турции, Польши, Венгрии и других стран. Представлена и украинская продукция. Традиционно за покупками в Хмельницкий съезжаются жители столицы и других регионов, а предприниматели от турбизнеса организовывают шоп-туры по выходным. Неплохое железнодорожное и автотранспортное сообщение с другими регионами только способствует наплыву покупателей на рынок.

Наряду с оптовой торговлей в Хмельницком неплохо развивается рынок недвижимости — на данный момент квартиры предлагаются к продаже в 77 новостройках на разной стадии строительства. Имея 250–300 тыс. грн, в Хмельницком уже можно прицениваться к однокомнатной квартире в новом доме. Активность застройщиков неудивительна — в рейтинге Фокуса Хмельницкий относится к числу городов с высокой инвестиционной привлекательностью. При этом уровень безработицы среди занятого населения в области (по методологии Международной организации труда) соответствует среднему показателю по Украине — 9,8%.

Экологическая ситуация в Хмельницком относительно благополучная, а уровень безопасности самый высокий в Украине. Количество преступлений в городе ниже, чем в других областных центрах. Во Всеукраинском муниципальном опросе горожане оценили качество услуг в 3,1 балла, что выше, чем в среднем по Украине. Жители Хмельницкого в целом удовлетворены качеством медицины, среднего и дошкольного образования, а также учреждений культуры.

 

 

 4-е место  Винница 

61,5 балла
Население: 370 тыс. человек

Достоинства:
• низкий уровень преступности
• хорошая экология
• сравнительно низкие цены

Проблемы:
• низкие зарплаты
• сложно найти работу
• плохое междугородное сообщение

Долгое время нынешний премьер-министр Владимир Гройсман был известен как успешный мэр Винницы. При нём в городе действительно произошли некоторые позитивные сдвиги: улицы очистили от незаконных торговых рядов, построили первый в стране офис муниципальных услуг с единой электронной очередью, запустили проект по термомодернизации жилья на основе частично возмещаемых кредитов.

При Гройсмане отремонтировали винницкие дороги, установили современное уличное освещение и договорились со швейцарцами о передаче в подарок городу морально устаревших, но ещё вполне рабочих трамваев, восстановив тем самым практически разрушенную систему муниципального транспорта. А чтобы мотивировать винничан пересаживаться с частных авто на общественный транспорт, в трамваях установили точки доступа с бесплатным Wi Fi.

В сентябре в городе стартовала программа ЕС по децентрализации U-Lead. ЕС выделил 102 млн евро на развитие самоуправления и улучшение муниципального сервиса. Мэрия продолжает развивать трамвайную сеть и прокладывать канализацию в частном секторе, ранее отрезанном от благ цивилизации.

Но коммунальные реформы в Виннице проводят преимущественно за донорские средства. Экономика города не развивается. По уровню средней зарплаты (4233 грн) регион занимает лишь 12-е место по стране, а по уровню инвестиционной привлекательности и вовсе 15-е.

 

 

 5-е место  Луцк 

59,6 балла
Население: 217 тыс.

Достоинства:
• хорошая экология
• неплохое качество муниципальных услуг
Проблемы:
• безработица
• невысокий уровень жизни

Луцк может похвастаться минимальным загрязнением окружающей среды в Украине. Дополнительный бонус к хорошей экологии — близость Шацких озёр. До этого популярного места отдыха из Луцка можно доехать чуть более чем за 2 часа. Качество городских услуг жители Луцка, по данным Всеукраинского муниципального опроса, оценивают в 3,1 балла, что почти приближается к показателям лидеров рейтинга. Уровень преступности в городе, по официальным данным, не самый высокий в Украине.

Существенной проблемой для Волыни, как и для всего Полесского региона, остаётся янтарная мафия. Незаконная добыча "солнечного камня" наносит серьёзный ущерб природе области. А перекупщики и контрабандисты янтаря ухудшают криминогенную ситуацию. Развитию нелегального бизнеса способствует высокий уровень безработицы в регионе (по методологии Международной организации труда) — 12,1% в январе — июне 2016 года. Это более чем на 2 процентных пункта выше, чем в среднем по Украине. Уровень жизни в городе невысок. В Луцке стоимость условного продуктового набора, который оценивал Фокус, приближается к показателям городов-милионников, а заработки по официальной статистике ниже средних по Украине.

 

 

 6-е место  Ивано-Франковск 

59,1 баллов
Население: 229 тыс.

Достоинства:
• доступное жильё, в городе много новостроек
• высокая инвестиционная привлекательность
• близость туристических центров Карпат
Проблемы:
• посредственный уровень муниципальных услуг
• вредные выбросы

На фоне других областных центров Украины Ивано-Франковск может похвастаться достаточно доступным жильём. На квартиру площадью в 40 кв. м на вторичном рынке, которая здесь стоит менее 500 тыс. грн, ежемесячно откладывая сумму, эквивалентную средней зарплате по городу, можно накопить менее чем за 10 лет. Стоимость квартир на первичном рынке стартует от 300 тыс. грн. Активное строительство объясняется в том числе высокой инвестиционной привлекательностью города, который по этому показателю опережают только Киев и Львов.

По данным Всеукраинского муниципального опроса, экологическую обстановку в городе жители оценивают как более благополучную, чем в большинстве регионов Украины. Однако подобные оценки обманчивы. Как следует из рейтинга Фокуса, хуже, чем в Ивано-Франковске, экологическая ситуация только в Сумах и Днепре. Рядом с городом находятся Бурштынская ТЭС и химпредприятия.
Уровень предоставляемых услуг жители Ивано-Франковска оценили в 2,9 бала, что соответствует среднему уровню по Украине. Особенно недовольны жители города медициной, транспортом и отсутствием спортивной инфраструктуры.

 

 

 7-е место  Тернополь 

58,6 балла
Население: 218 тыс.

Достоинства:
• низкий уровень преступности
• развитое железнодорожное и автомобильное сообщение
• стабильная экологическая ситуация
Проблемы:
• низкий уровень зарплат
• проблема с мусором
• дорогое жильё в сравнении с соседними областными центрами

По данным Госстата, уровень зарплат в Тернопольской области самый низкий среди областных центров. В среднем жители региона получают 3727 гривен в месяц. Но цена условного набора продуктов и топлива, по расчётам Фокуса, здесь наименьшая по стране — на 13% дешевле в сравнении со столицей. С решением жилищного вопроса в Тернополе сложнее, чем во многих других регионах — на квартиру площадью около 40 кв. м, которая стоит около 660 тыс. грн, откладывать сумму, эквивалентную средней зарплате по городу, придётся почти 15 лет. В Ивано-Франковске, к примеру, квартирный вопрос можно решить меньше чем за 10 лет.

Впрочем, официальная статистика может несколько искажать представление о материальных возможностях жителей города, для которых обыденным явлением стала трудовая миграция в страны ЕС. Оттуда на родину регулярно пересылается инвалюта, за счёт которой существуют многие семьи.

Несмотря на материальные трудности, жители Тернополя лояльны к местной власти. По данным Всеукраинского муниципального опроса, деятельностью мэра здесь удовлетворены 65% жителей (13% очень довольны, 55% скорее довольны). Это наилучший показатель по Украине. Также 70% участников опроса признались, что гордятся своим городом, а качество муниципальных услуг оценивают выше среднего по Украине.

 

 

 8-е место  Ужгород 

56,7 балла
Население: 115 тыс.

Достоинства:
• близость к границе
• благополучная экологическая ситуация
• близость к курортам Закарпатья
Проблемы:
• ограниченное транспортное сообщение
• невысокое качество муниципальных услуг
• плохое водоснабжение

Ужгород — один из самых малонаселённых областных центров Украины. Близость к границе, смешение разных культур, колоритная малоэтажная историческая застройка, старинный замок в центре города, близость к природным достопримечательностям и курортам Закарпатья, развитое виноделие придают этому областному центру особую привлекательность. Дополнительный бонус для гостей и жителей города — благополучная экологическая ситуация в регионе и относительная безопасность.

Однако, по данным Всеукраинского муниципального опроса, 59% жителей Ужгорода считают, что ситуация в их городе развивается в неправильном направлении. Качество услуг они оценили всего в 2,7 баллов, что ниже, чем в среднем по Украине. Хуже всего ужгородцы оценили качество дорог, тротуаров, канализации, транспорта, придомовых территорий, водоснабжения и уличного освещения. Действительно, по вечерам на старинных улицах Ужгорода темно, транспорт с трудом преодолевает отдельные участки дорог. Сообщение с другими городами также оставляет желать лучшего. Из аэропорта Ужгорода выполняются только полёты в Киев, а количество железнодорожных сообщений составляет всего шесть. Как и другие областные центры Западной Украины, Ужгород испытывает отток трудоспособных жителей из-за высокого уровня трудовой миграции.

 

 

 9-е место  Харьков 

54,9 балла
Население: 1,5 млн

Достоинства:
• развитая инфраструктура
• хорошее междугороднее транспортное сообщение 
Проблемы:
• рост преступности
• риск социально-политической дестабилизации
• низкая инвестиционная привлекательность в сравнении с другими городами-миллионниками

Харьков, наиболее населённый областной центр, может похвастаться хорошим транспортным сообщением. Количество действующих железнодорожных направлений превышает 30, а из международного аэропорта выполняют рейсы авиакомпании МАУ, Atlasjet, турецкий лоукостер Pegasus и др. По данным Всеукраинского муниципального опроса, харьковчане оценили качество услуг в городе в 3,2 балла. Больше набрала только Винница. Люди удовлетворены качеством городского освещения и коммунальных услуг, состоянием городских парков и скверов, рынками и магазинами.

Хуже в городе с безопасностью. По данным прокуратуры Харьковской области, в первом полугодии 2016 года уровень преступности вырос на 55% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Из-за близости зоны АТО в Харькове сохраняется более высокий, чем во многих других областных центрах, уровень террористической угрозы. Соответственно, и инвестиционная привлекательность Харькова ниже, чем других городов-миллионников. Найти хорошую работу, учитывая соотношение резюме и вакансий, сложнее, чем в Киеве, Одессе или Днепре.

 

 

 10-е место  Ровно 

54,4 балла
Население: 249 тыс.

Достоинства:
• хорошая экология
• относительная безопасность
Проблемы:
• безработица
• дорогое жильё

Качество городских услуг жители Ровно, по данным Всеукраинского муниципального опроса, оценивают в 3 балла, что несколько выше, чем в среднем по Украине. Уровень загрязнённости в регионе один из самых низких в стране. Официальные данные фиксируют и низкий в сравнении с остальными областными центрами уровень преступности.

Стоимость жизни в Ровно — не самая дешёвая в Украине, а заработки — не самые высокие. На покупку квартиры площадью около 40 кв. м, ежемесячно откладывая сумму, эквивалентную средней зарплате, ровенчанину придётся копить почти 13 лет. Уровень безработицы среди занятого населения (по методологии Международной организации труда) в январе — июне 2016 года составил 12,1% , что более чем на 2 процентных пункта выше, чем в среднем по Украине.

 

 

 11-е место  Житомир 

54,2 балла
Население: 267 тыс.  

Достоинства:
• сравнительно низкие цены
• дешёвая аренда жилья
• хорошая экология
Проблемы:
• низкие зарплаты
• трудно найти работу
• плохо развитый междугородний транспорт

Главная проблема Житомира — его близость к Киеву. Местные власти признают, что из города утекает рабочая сила — самые активные и предприимчивые переезжают в столицу. Уровень зарплат в регионе (в среднем 4134 грн) один из самых низких в стране.

Но в ближайшее время ситуация на местном рынке труда может улучшиться. В конце прошлого года в городе начал работу новый завод немецкой компании Kromberg & Schubert, который производит кабельную продукцию для таких автомобильных марок, как Mercedes, Volkswagen, BMW и Audi. Сейчас на заводе работает около 900 человек, однако к 2018 году компания планирует расширить производственные мощности и трудоустроить ещё 5 тыс. человек.

Этим летом горсовет выделил 24 га для индустриального парка "Житомир-Восток". В планах местных властей — поиск инвесторов и для строительства мусороперерабатывающего завода. Предварительный интерес к проекту проявила французская компания Veolia.

 

 

 12-е место  Черновцы 

53,4 балла
Население: 255 тыс.

Достоинства:
• хорошая экология
• низкий уровень преступности
Проблемы:
• плохо развитый междугородний транспорт
• трудно найти работу
• высокие цены на недвижимость 

 В Черновцах комфортно жить тем, кто способен заработать самостоятельно, без работодателя. Здесь спокойно, низкий уровень преступности и чистый воздух, в городе практически не осталось работающих заводов, зато рядом — предгорья Карпат. В Черновцах расположен один из старейших в стране университетов и известный мединститут. Благодаря этому в городе много хороших врачей, а больницы оснащены не хуже столичных.

Черновцы — это город "заробитчан". Практически в каждой семье кто-то работает в Италии или Испании. А пара сотен евро, которые те пересылают домой, после девальвации гривны стали суммой, которая в несколько раз превышает местную среднюю зарплату. Членам семей "заробитчан" работать нет особого смысла. В итоге в городе множество безработных с деньгами, которые стимулируют развитие ресторанного бизнеса.

Благодаря "заробитчанам" в Черновцах развиваются и другие сферы услуг — многие здесь занимаются нелегальными пассажирскими перевозками в Италию. Неплохо идёт и легальная торговля техникой и одеждой.

 

 

 13-е место  Кропивницкий 

52,4 балла
Население: 231 тыс.

Достоинства:
• сравнительно низкие цены
• дешёвая аренда жилья
Проблемы:
• низкие зарплаты
• высокий уровень преступности
• очень мало предложений квартир в новостройках

Большинству украинцев Кропивницкий (бывший Кировоград) известен преимущественно по дендропарку, где каждую весну высаживают около 1 млн тюльпанов, и старому городу, который даже называют "маленьким Парижем".

Сами горожане ценят Кропивницкий за сочетание неспешного ритма жизни с неплохо развитой городской инфраструктурой — здесь есть несколько 3D кинотеатров, музыкально-драматический театр им. Кропивницкого с достаточно сильной труппой, кондитерские и кофейни, своей стильностью не уступающие львовским.

Так как Кировоградская область — один из главных аграрных регионов страны, в городе расположены представительства нескольких крупных агрохолдингов. Их сотрудники получают зарплаты больше среднегородских. Но людям, не связанным с агробизнесом, найти работу в городе сложно, а зарплаты в других сферах низкие.

Главными проблемами своего города кропивничане называют отсутствие парковок, пробки в час пик и высокий уровень преступности. По отзывам горожан, уличные грабежи происходят ежедневно, как и повреждения и разукомплектация авто в спальных районах — местная патрульная полиция пока не справляется со своими обязанностями.

 

 

 14-е место  Одесса 

51,6 балла
Население: 1 млн

Достоинства:
• авиа- и железнодорожное сообщение
• инвестиционная привлекательность
• близость моря и популярных курортов
Проблемы:
• дороговизна
• низкое качество сервиса и муниципальных услуг
• плохие дороги

Стоимость продуктового набора, цена недвижимости, плата за аренду жилья в Одессе не сильно отличаются от показателей Киева. Решение квартирного вопроса для одесситов выглядит более сложной задачей, чем для жителей других регионов. На квартиру площадью 40 кв. м жителю города со средней зарплатой 4,8 тыс. грн придётся копить почти 15 лет, в то время как в Киеве и Харькове — чуть больше 11 лет, а в Днепропетровске — менее 10.

Дороговизна не означает качества. По данным Всеукраинского муниципального опроса, одесситы оценивают уровень городских услуг всего в 2,6 балла. Это один из самых низких показателей по Украине. Особенно недовольны одесситы качеством высшего, среднего и дошкольного образования, учреждениями культуры и дорогами. На решение дорожного вопроса в 2016 году Одесской области выделили 282,2 млн грн, что позволит отремонтировать 45,3 км дорог. Это третья по объёму сумма из тех, что выделялись областям на дорожные работы.

Зато инвестиционная привлекательность Одессы уступает только Киеву, Львову и Ивано-Франковску. Во многом это связано с туристическим потенциалом области, который особенно возрос после оккупации Крыма.

 

 

 15-е место  Черкассы 

51,5 балла
Население: 280 тыс.

Достоинства:
• доступное жильё
• невысокий уровень безработицы
Проблемы:
• плохое транспортное сообщение с другими регионами
• разбитые дороги
• низкая инвестиционная привлекательность

Через город проходит всего три автотрассы национального значения, а число железнодорожных сообщений не превышает четырёх. Состояние дорог в городе и области оставляет желать лучшего. Черкасчане из года в год жалуются на убитый асфальт, а 45% участников Всеукраинского муниципального опроса из Черкасс считают, что состояние дорог в городе попросту ужасно.

Частный капитал также обходит Черкассы стороной — город имеет самую низкую инвестиционную привлекательность среди всех областных центров Украины. Впрочем, по данным Черкасской облгосадминистрации, в первой половине 2017 года в городе заработает завод по производству холодильников компании KTD Group (ТМ Saturn, Kupava), который обеспечит 500 новых рабочих мест.
Одно из преимуществ Черкасс — относительно недорогое жильё. Однокомнатные квартиры здесь можно найти за 250–300 тыс. грн.

 

 

 16-е место  Полтава 

50,9 балла
Население: 293 тыс.

Достоинства:
• хорошее железнодорожное сообщение
• относительная безопасность как для восточного региона
• уютная городская среда, озеленение
Проблемы:
• безработица, трудности с трудоустройством
• высокий уровень коррупции с точки зрения жителей
• проблемы с экологией

Полтавчанам сложнее найти работу в своём городе, чем жителям других областных центров. По данным Госстата, уровень безработицы среди занятого населения в области (по методологии Международной организации труда) в январе — июне 2016 года составил 13,4%. Хуже ситуация только в частично оккупированных Луганской и Донецкой областях. Соотношение резюме и вакансий на кадровых порталах подтверждает, что конкуренция за рабочее место в Полтаве одна из самых высоких в Украине.

Экологическая обстановка в городе также не самая благополучная из-за значительного количества опасных отходов, выброшенных промпредприятиями в 2015 году. По данным Всеукраинского муниципального опроса, полтавчане особенно недовольны ситуацией со сбором мусора. Однако в целом экологическую ситуацию в Полтаве респонденты оценивают лучше, чем жители большинства других областных центров. Возможно, такое восприятие связано с изобилием в городе зелёных насаждений и ухоженных парков.

72% полтавчан — участников опроса считают коррупцию на уровне местной власти серьёзной проблемой своего города. А 74% респондентов заявили, что дела в Полтаве идут в неправильном направлении, в поддержку деятельности мэра (экс-регионала Александра Мамая) высказались только 22%. Это одни из наихудших показателей в Украине.

 

 

 17-е место  Днепр 

50,8 балла
Население: 979 тыс.

Достоинства:
• высокий уровень зарплат
• относительно доступные цены на покупку и аренду жилья
• транспортное сообщение
Проблемы:
• плохая экология
• сравнительно высокие цены на продукты питания
• низкое качество услуг, по оценке жителей

Днепр — один из немногих областных центров Украины, где официальный уровень зарплат, зафиксированный Госстатом, превышает 5 тыс. грн. Правда, жизнь в этом городе-милионнике по украинским меркам не назовёшь дешёвой. Условный местный набор продуктов и топлива, который проанализировал Фокус, дороже только в Киеве и Одессе. Зато недвижимость в Днепре доступнее, чем в других городах-милионниках. С учётом средней зарплаты по городу на квартиру площадью 40 кв. м придётся откладывать около 10 лет, в то время как в Киеве и Харькове — более 11 лет, в Одессе — почти 15 лет. Аренда жилья в Днепре на фоне других городов-милионников также самая дешёвая.

Несмотря на близость к зоне АТО, уровень безопасности в Днепре даже выше, чем в среднем по Украине. Чего не скажешь об услугах — по данным Всеукраинского муниципального опроса жители города оценили в 2,7 балла, ниже, чем в большинстве других областных центров. Главной проблемой Днепра остаётся высокий уровень загрязнения окружающей среды — по критерию экологии город занял последнюю позицию в рейтинге Фокуса.

 

 

 18-е место  Запорожье 

 49 баллов
Население: 767 тыс.

Достоинства:
• сравнительно высокие зарплаты
• легко трудоустроиться
• жильё дешевле, чем во многих областных центрах
Проблемы:
• низкое качество муниципальных услуг
• плохая экология
• высокий уровень преступности

Главная беда Запорожья — смог. Город строился как индустриальный центр, поэтому многие микрорайоны находятся в непосредственной близости от металлургических заводов. Усугубляет ситуацию холмистый рельеф местности, из-за чего территория города плохо проветривается. Модернизация же очистных сооружений меткомбинатов — дело неопределённого будущего.

В прошлом году в Запорожье существенно вырос уровень преступности — в некоторых районах в два раза. Вероятно, это связано с близостью Запорожья к зоне проведения АТО. Местной полиции пришлось даже просить помощи у Нацгвардии. Сейчас гвардейцы патрулируют улицы города вместе с полицейскими.

Жалуются жители и на муниципальный транспорт и плохое состояние дорог. Правда, в этом году власти начали масштабный ремонт дорожного покрытия, включая придомовые пути.

Среди преимуществ Запорожья — экономическое состояние города. Найти работу не сложно, а зарплаты "технарей" по украинским меркам высоки. При этом в городе достаточно низкие цены на жильё (13,1 тыс. гривен за кв. м) и продукты питания, если сравнивать с другими крупными городами.

 

 

 19-е место  Николаев 

45,6 балла
Население: 492 тыс.

Достоинства:
• зарплаты выше, чем в соседних областях
• дешёвое жильё
• близость к морю
Проблемы:
• низкое качество муниципальных услуг
• плохая экология
• высокий уровень преступности

В советские времена Николаев жил за счёт судостроения. С середины 90-х, когда судостроительные заводы остановились, в городе начался упадок. Развитая система городского электротранспорта пришла в негодность, маршрутки вытеснили трамваи, дороги не ремонтировались, частный сектор, который в Николаеве находится в центре города, обветшал, многие дома находятся в аварийном состоянии, как и мосты через Буг.

Впрочем, появилась надежда на то, что Николаев преобразится. В городе расположены основные мощности крупнейшего в стране зернотрейдера "Нибулон". Пару лет назад владелец компании Андрей Вадатурский купил одну из николаевских верфей, и у судостроителей вновь появилась работа. Появились заказы и у государственного завода "Заря — Машпроект". Сейчас это один из мировых лидеров по производству газотурбинных установок. Жители города уже почувствовали возрождение промышленности. В прошлом году муниципалитет купил в ЕС около 30 б/у троллейбусов и 12 трамваев. Это значительно улучшило ситуацию с городским транспортом.

Главное преимущество Николаева — глубоководный речной порт и развитая железнодорожная и дорожная инфраструктура, в перспективе город может стать одним из крупнейших в Европе транспортных хабов.

 

 

 20-е место  Херсон 

45,5 балла
Население: 295 тыс.

Достоинства:
• сравнительно низкие цены
• дешёвое жильё
• близость моря
Проблемы:
• низкие зарплаты
• плохо развитый междугородний транспорт
• очень плохое качество муниципальных услуг

Херсон разделил общую судьбу большинства индустриальных городов Украины — его предприятия после распада СССР так и не смогли нормально приспособиться к новым реалиям. Город строился вокруг заводов, многие из которых остановились, поэтому у жителей возникли проблемы с работой, а у муниципалитета не оказалось средств для развития коммунальной инфраструктуры. Хуже херсонцев оценивают муниципальный сервис, как показал Всеукраинский муниципальный опрос, только в Николаеве.

Главные работодатели города — судостроительный и машиностроительный заводы, а также завод карданных валов. Работу на этих предприятиях найти несложно, но зарплаты очень низкие. Из Херсона массово уезжает молодёжь — в городе мало вузов, культурных и развлекательных заведений.

Спасает близость моря — в городе много моряков, которые работают за границей и ежемесячно присылают домой немалые суммы. Имея не связанный с городом заработок, жить в Херсоне неплохо. Здесь многое дешевле, чем в других областных центрах. В городе очень хорошо развит яхтный и байдарочный спорт, да и просто много мест для отдыха в дельте Днепра.

 

 

 21-е место  Чернигов 

43,3 балла
Население: 290 тыс.

Достоинства:
• сравнительно низкие цены
• дешёвое жильё
• хорошая экология
Проблемы:
• низкие зарплаты
• плохо развитый междугородний транспорт
• трудно найти работу

Чернигов часто называют городом военных пенсионеров — во времена СССР многие отставники предпочитали осесть именно здесь. В Чернигове тихая спокойная жизнь, через город протекает Десна, здесь обилие зелени и древних храмов. Одним словом, весьма приятные условия для отдыха.

С работой гораздо хуже. Сейчас в городе развивается главным образом пищевая промышленность. Самое известное из производств — принадлежащий "САН ИнБев Украина" пивзавод. Есть ещё завод продтоваров "Ясен", кондитерская фабрика "Стрела" и макаронная фабрика. Из построенного здесь в советские времена тяжпрома до наших дней дожил лишь автомобильный завод, который производит троллейбусы.

Работы на этих предприятиях на всех не хватает, поэтому многие черниговцы задействованы в мелкой торговле. Зарплаты в Чернигове низкие (средняя по региону — 3910 грн), поэтому молодёжь массово уезжает в Киев.

Городские чиновники уже много лет обещают активно развивать туризм, но пока не могут найти на это денег. Муниципальный бюджет в последние годы формировался преимущественно за счёт субвенций.

 

 

 22-е место  Сумы 

41,8 балла
Население: 268 тыс.

Достоинства:
• сравнительно низкие цены
• дешёвая аренда жилья
Проблемы:
• плохо развитый междугородний транспорт
• трудно найти работу
• плохая экология 

Этим летом сумчане провели флешмоб: они фотографировались в парке на отсутствующих лавочках и демонстративно выстраивались в очередь к единственному уличному туалету с "сердечком". Этой акцией жители Сум хотели привлечь внимание местных властей к нерешённым проблемам благоустройства города.

Впрочем, ещё более острые проблемы города — это дефицит рабочих мест и экология. Здесь расположены один из крупнейших в стране заводов по производству азотных удобрений "Сумыхимпром" и компания Guala closures, выпускающая упаковочные материалы. Два химзавода на небольшой город — явный перебор. А по соотношению числа вакансий и резюме Сумы занимают последнюю позицию среди областных центров.

Из достоинств города можно отметить дешёвую аренду жилья и сравнительно низкие цены. Кроме того, Сумы окружают реки и девственные леса, так что выбраться на природу — дело нескольких минут.

ИсточникGloss1 декабря 2016, 10:59

В центре внимания

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии
дед

Новое на Gloss.ua

Анатомия шоу ONUKA и НАОНИ: концерт, который рекомендуем не пропустить

Анатомия шоу ONUKA и НАОНИ: концерт, который рекомендуем не пропустить

Разбираемся, что такое ONUKA & НАОНИ и чего стоит ждать от этой программы
ART декабрь. Рейтинг выставок месяца по нестандартным признакам

ART декабрь. Рейтинг выставок месяца по нестандартным признакам

Лучшее, что будут показывать в киевских галереях
Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

Куда бежать в первую очередь, чтобы покуражиться и ничего не пропустить, читайте в этом материале
Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

Единственное место в Киеве, где готовят блюда северо-восточной Италии по старинным рецептам 200-летней давности