Делаем ставки: 5 главных обещаний киевлянам, в которые уже никто не верит Делаем ставки: 5 главных обещаний киевлянам, в которые уже никто не верит
Город

Делаем ставки: 5 главных обещаний киевлянам, в которые уже никто не верит

Glossteam 24 июля, 2017, 14:33
 0

Фото обложки: Сергей Ристенко

"Обещать - не значит жениться", - гласит ромком восьмилетней давности с Дженнифер Энистон. "Обещать - не значит выполнять", - без слов настаивает любая предвыборная программа, безответственные люди и многие другие обстоятельства нашей жизни. Киева это тоже касается: за все время независимости Украины ему наобещали столько, что хватило бы на идеальный город из наших снов.

Gloss.ua собрал самые популярные и несбыточные обещания-мечты, которые пока существуют только на словах, и составил свои прогнозы - когда им все-таки суждено сбыться. С вас - поверить и проверить.

Метро на Троещину

Самое заезженное и переменчивое обещание, которое вызывает у рядового киевлянина только нервный смех. Словосочетание "метро на Троещину" давно стало не только мемом, но и такой себе городской метафорой, устойчивым выражением, обозначающим нереальность сказанного. Началось все еще в 70-х годах прошлого века: тогда существовала всего одна, синяя ветка метро, но уже тогда шли разговоры о строительстве метро на север левого берега Киева, где сейчас простирается Троещина. В 80-х решили провести линию подземки вдоль проспекта Мяковского и даже нарисовали эскизы станций, а в 90-х, как пишет Олег Тоцкий, возле улицы Закревского даже появился первый метростроевский забор. Но на этом этапе все затормозилось.

2008 год. Мэр Киева Леонид Черновецкий с помпой подписал распоряжение о строительстве линии метро на Троещину. Завершить его планировалось в 2011 году.

2010 год. Экс-заместитель КГГА Руслан Крамаренко озвучивает планы администрации построить метро не только по линии Подол-Троещина, а и Троещина-Осокорки. Эта затея тоже растворилась в воздухе.

2011 год. Экс-премьер-министр режима Януковича Николай Азаров обещает порадовать киевлян началом работ по возведению этой ветки метро в течение двух лет. Строительство так и не было начато.

2013 год. Экс-глава КГГА Александр Попов майским днем говорит, что на днях начнется строительство долгожданной ветки - стартовать планировали с Набережно-Луговой.

2014 год. Виталий Кличко в своей предвыборной программе обещает, что уже через пять лет на Троещину можно будет добираться в подземке. В дальнейшем этот вопрос поднимается еще несколько раз, но в 2015 году Кличко, наконец, признал, что денег на метро пока нет: чтобы сдвинуть его с мертвой точки, нужно еще 4,5 миллиарда гривен.

2016 год. Власти заявляют о приостновке строительства Подольско-Выгуровской линии. Все упирается в финансы, в недостроенный Подольско-Воскресенский мост и сложность самого проекта.

2017 год. В конце мая перспектива снова стала более реалистичной. Полностью наземная ветка, если верить новым планам, будет идти от станции метро "Вокзальная" до "Левобережной" и мимо Радужного массива на Троещину. Она будет включать в себя 14 станций, три из которых станут пересадочными. Строительство начнется в 2018 году, а закончить власти планируют до 2022 года. Название у линии тоже изменится - теперь она будет Троещинско-Вокзальной. Даже названия станций уже тоже придумали. Строить будут за деньги китайских инвесторов, которые выделят после заключения межправительственного соглашения между Украиной и Китаем. Остальных деталей финансирования пока ни у кого нет, как и четких сроков.

Наш прогноз. Каждая следующая городская администрация делает проект «метро на Троещину» все более явным и отчетливым, однако ветки как не было, так и нет. Делаем ставки: по нашим самым оптимистичным прогнозам и при благосклонности китайцев, через 10 лет, в 2027 году, она запустится.

Подольско-Воскресенский мост

История этого многострадального моста с Подола на Воскресенку и Радужный началась еще в 90-е. Проект утвердили, в перестройку его даже начали сооружать, но из-за нехватки финансирования через несколько лет все заморозили. И только через 10 лет начали заново: закончить планировали в 2008 году, но вопрос снова уперся в деньги. В 2010 году строительство все-таки возобновили, причем активно - за три года обещали доделать основную часть работ. Но в 2011-м случился всем известный инцидент с краном "Захарий", который строил мост: тот без объявления войны внезапно переломился, обрушился в Днепр и был таков. Замену "Захарию" не нашли до сих пор.

В этом году пришли позитивные вести: весной прошел открытый конкурс на строительство моста, выбрали победителя - строительную фирму ООО "Эко-Буд-Трейд", нашли инвесторов и назвали новые сроки для завершения работ - три года. Работы обойдутся в 6 миллиардов гривен.

Наш прогноз. 2023 год - открытие моста. Опыт показывает, что озвученные сроки надо увеличивать вдвое.

Минимум МАФов и отсутствие стихийной торговли

Незавершенная история о борьбе с киевскими МАФами вполне может претендовать на сюжет добротного блокбастера с элементами фантастики. Сначала, перед каким-то важным событием или в рамках фундаментальной программы, их действительно убирают, а потом они каким-то магическим образом снова появляются на том же месте. Причем часто вместе с новым соседом, а то и с двумя. Таким образом, ларьков на квадратный километр в Киеве уже столько, что мы можем занять первое место в условном МАФ-конкурсе мира.

При этом все предпосылки для того, чтобы у нас действительно стало меньше киосков, уже есть: еще в 2014 году киевские власти запустили карту города с отмеченными законными и незаконными МАФами. По отношению к владельцам поступили максимально щадяще: они могли (и до сих пор могут) оформить заявку на установку своей точки торговли онлайн, заключить договор и уже через неделю стать законным МАФовладельцем. Переоформить документы на существующий ларек тоже можно. При этом все киоски в центральной части Киева планировали привести к единому внешнему виду, а в остальной части города могли бы устанавливать ларьки еще нескольких других видов. Пока карта до сих пор действует, но бизнесмены переходят на светлую сторону силы весьма неохотно. Кстати, на той же карте все желающие могут проверить, законно ли работает МАФ по конкретному адресу.

Снос незаконных киосков проходит сейчас весьма странно: с помощью ночных рейдов, при этом некоторые владельцы снесенных киосков утверждают, что «нападавшие» были едва ли не титушками в масках с битами, даже если это обычные коммунальщики. Первые защищаются, храбро становятся под колеса и даже иногда стреляют. Зрелище, судя по записанным видео, сюрреалистичное. Ответственное за снос коммунальное предприятие «Киевблагоустройство» постоянно отчитывается о новой порции снесенных МАФов и временами около станций метро и в центре их становится действительно меньше. Но только на несколько дней. В начале июля предприятие похвасталось сносом 605 незаконных построек и обещает активно продолжать эту практику. Но анонсированных еще пару лет назад абсолютно очищенных от МАФов районов нет до сих пор. Та же картина со стихийной торговлей: рейды полиция устраивает регулярно, но вездесущие торговцы снова появляются буквально на следующий день.

Наш прогноз. Работа над этим идет, но Киев без киосков или с редкими унифицированными аккуратными постройками - скорее утопия. Смеем предположить, что раньше какого-нибудь 2030-го этого точно не случится.

Красивая наружная реклама и вывески

Здесь ситуация примерно такая же, как в предыдущем пункте. Единственное отличие - демонтажом незаконной рекламы занимается предприятие КП "Киевреклама", а не "Киевблагоустройство". В остальном - картина такая же безнадежная: работа в этом направлении идет, билборды и уродливые стойки у метро периодически убирают, но аляповатой рекламы, самовольно размещенных вывесок и раскрашенных фасадов меньше при этом не становится.

Примерно треть столичной рекламы является незаконной - отсюда и такой ее внешний вид, который ни с кем не утверждается. В прошлом году на Бессарабке все вывески подогнали под единый стиль и даже заменили старые на новые. Результат налицо, но для остальный локаций такое пока не практиковалось.

Наш прогноз. Стабильно свободные проходы в подземку без рекламных стоек, вывески магазинов и кафе в одном аккуратном стиле? Нет, это фантастика. Как минимум, еще лет пять.

Только законные застройки

Еще одна крайне деликатная проблема Киева – общий внешний вид. Высотки возводятся в исторических районах, бессовестных застройщиков никто не наказывает, чиновники пожимают плечами, а активисты сражаются, не покладая рук. Справедливости ради стоит отметить, что многие здания по итогу, несмотря на протесты, совсем не испортили облик столицы. Вывод: каждая планируемая постройка должна курироваться специалистами-архитекторами, которые и будут отвечать за соответствие здания местности и архитектуре. Также очень важна публичность и коммуникация с жителями: вывесить картинку на заборе с проектом будущего здания - недостаточно, чтоб завоевать доверие соседей.

Последний резонансный случай - театр на Подоле, который в результате признали вполне неплохим. Голландский архитектор Кейс Донкерс даже предложил преобразовать в контексте этого здания весь Киев. Но, помимо этого примера, есть масса негативных: та же скандальная стройка ТРЦ на Осокорках, которую протестами и поджогом остановили местные жители пару лет назад, "монстр на Подоле", в отношении которого Киевсовет уже рассматривает возможность сноса верхних этажей, масса жилых комплексов, которые строятся без получения разрешений и без легальных оснований.

Наш прогноз. В этом вопросе на счетчике зрада/перемога значится «боротьба триває», но полностью узаконить строительство и подогнать каждое здание под архитектурный стиль окружающего пространства удастся не раньше, чем через пять лет.