Без наркоза

Bez znieczulenia
Без наркоза
1978
Драма
Режисcер: Анджей Вайда
Длительность: 110 мин.
Душераздирающая драма о талантливом польском журналисте-международнике, которого оставила жена, ушедшая к другому журналисту, целиком и полностью поддерживающему социалистическую систему лжи и недоговоренности. Личная трагедия совпала с гонениями по работе. Ставший слишком известным и независимым, он стал неугоден партийным бонзам, устроившим негласную травлю. Становится жутко, когда видишь, что будущее человека и его профессиональное призвание еще так недавно зависели не от способностей, а от точки зрения власть имущих идеологов. Это канва, но психологически картина намного глубже и многослойней. Все любители серьезного кино по достоинству оценят эту ленту. Перевод Иванова для Студии 1.
Для тех, кто хочет узнать о фильме побольше привожу статью Сергея Кудрявцева из третьей книги авторского каталога "Последние 500".
Название фильма выдающегося польского режиссера Анджея Вайды, созданного им в конце 70-х годов, звучит метафорически. Ваайда именно безжалостно, без обезболивания, вскрывает, как принято говорить, язвы общества - только не загнивающего капитализма, а "развитого социализма", на поверку оказавшегося недоразвитым, ущербным и даже преступным. Согласно кинематографу "морального непокоя" (польское слово лучше всего характеризует ощещение тревоги за происходящее), постановщик - он был и соавтором сценария с одной из своих учениц Агнешкойй Холланд, будущим режиссером в Польше и за ее пределами - честно и беспристрастно ставит неутешительный диагноз разрушительным метастазам, которые подтачивают общественный организм изнутри, самую сердцевину системы, желающей оставаться внешне благополучной.
Сюжет намеренно банален и будничен, как и в миллионе семейных драм о том, что жена уходит от мужа к другому - словно и не было многих лет нормального супружества, воспитания детей и взаимной поддержки в жизненных перипетиях. Необычность проявляется лишь в том, что терпит поражение известный журналист-международник Ежи Михалоский, который, несмотря на удачную карьеру в условиях насаждения в обществе коммунистической идеологии, а главное - демагогии, остается демократичным, правдивым, отстаивающим прежде всего истину и просто совестливым человеком. Его можно назвать типичным "шестидесятником", верным идеалам юности. Но на арену общественной жизни все чаще стали проникать беспринципные, циничные пройдохи от политики и экономики, готовые поживиться за счет партократии, считающие себя властью народа, молодые карьеристы, не останавливающиеся ни перед чем. Таков "новый поляк" Яцек Ростишевский, к которому уходит Эва, жена Михаловского. Случайный трагический исход его жизни, в сущности, закономерен, поскольку герою, бессильному перед системой лжи и неприкрытой подлости, уже нет места в действительно загнивающем "обществе социалистического застоя".
Притча Анджея Вайды о состоянии страны накануне грядущих неизббежных потрясений не была до конца понята ни в момент появления, ни тем более в бурное время перемен в Польше и других государствах Восточной Европы. "Терапевтическая сатира" (по определению польских критиков) на самом деле была, в соответствии с патетическим складом творчества мэтра польской режиссуры, "опытом бескомпромиссной хирургии", его смелой и отчаянной попыткой удалить только возникшие злокачественные опухоли, которые, к сожалению, в дальнейшем способствовали развитию процессов обесчеловечивания и духовного опустошения в постсоциалистическую эпоху. Казалось бы, вторгнувшись на территорию, которая с научной основательностью исследовалась его более молодым коллегой Кшиштофом Занусси, напримир, в едкой ленте "Защитные цвета" (1976), где Збигнев Запасевич играл отрицательную роль доцента-хамелеона, Анджей Вайда, ставивший и ленты посмелее, все-таки в "тихой драме" и в период безвременья предостерег об опасности, скрытой внутри, которая не исчезает после крушения одного политического строя и его поспешной замены на другой. (М. Иванов)

    Читай также

    0 комментариев

    Комментарии

    Новые материалы

    Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

    Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

    Куда бежать в первую очередь, чтобы покуражиться и ничего не пропустить, читайте в этом материале

    Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

    Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

    Единственное место в Киеве, где готовят блюда северо-восточной Италии по старинным рецептам 200-летней давности

    Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

    Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

    Альтернатива выносящей мозг попсе

    Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

    Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

    Ученье – свет, а неученье – нелюбимая работа в офисе с 9 до 6. Учимся круто писать, работать с командой и общаться с налоговой

    Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

    Любимое дело, воображаемая старость, красота, снег и музыка ноября от Кирилла Иванова (СПБЧ)

    Интервью с лидером группы СПБЧ накануне киевского концерта

    Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям декабря

    Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям декабря

    Как провести декабрь без гроша в кармане, читайте в нашей подборке

    Обзор ресторана «Гаро»: грузинская кухня, современная подача и украинско-грузинское гостеприимство
    Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

    Новое на Gloss.ua

    Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

    Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

    Куда бежать в первую очередь, чтобы покуражиться и ничего не пропустить, читайте в этом материале
    Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

    Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

    Единственное место в Киеве, где готовят блюда северо-восточной Италии по старинным рецептам 200-летней давности
    Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

    Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

    Альтернатива выносящей мозг попсе
    Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

    Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

    Ученье – свет, а неученье – нелюбимая работа в офисе с 9 до 6. Учимся круто писать, работать с командой и общаться с налоговой
    Наверх