Талантливый мистер Рипли

Talented Mr. Ripley, The
Талантливый мистер Рипли
США, 1999
Детектив, триллер
Длительность: 128 мин.
По роману Пэтришии Хайсмит.
Том Рипли (прекрасная роль Дэймона) - парень странноватый, но не подонок. Просто чокнутый. Одинокий настройщик пианино на музыкальном факультете в дорогом Принстоне насмотрелся на сынков и дочек богатых родителей, и очень хочется ему быть кем-то, но не самим собой. Потому что он считает себя пустым местом. И в то же время он самого высокого мнения о себе, и скорее всего заслуженно. Но только деньги и положение в обществе делают человека кем-то. Деньги, большие деньги разделяют людей как бы на жителей разных планет, об этом еще много писал Фицджеральд. Богатым надо родиться. Мистер Гринлиф готов заплатить ему тысячу долларов, если Том вернет бестолкового сына Дикки, не собирающегося взрослеть, из Италии домой, в Америку. Том Рипли безусловно талантлив - он играет на фортепьяно, не глуп, начитан, любит и знает классическую музыку, обладает уникальным даром изображать других людей, их манеры и даже подражать голосам, он идеальный хамелеон. Этим он и позабавил Дикки - изобразил его отца. Приехав в Италию, ему удалось войти в компанию Дикки и его невесты Мардж (Пэлтроу сыграла здесь хорошо и ничуть не раздражает), яхт и сказочных, почти бутафорских красот итальянских курортов. Том просто влюбился в противоречивого, порывистого и красивого юношу с ранимой и, возможно, не совсем здоровой психикой. Джуд Лоу подобран для этой роли как нельзя лучше. Тому хотелось навсегда остаться в этом кругу, но, увы, набраться манер и внешнего лоска - значит изменить свою суть. Но Том убежден, что он тоже сможет быть Гринлифом. Беспечный Дикки и Мардж не могут даже и представить, что Том решится на убийство. Смерть Дикки от рук Тома представлена как непреднамеренное убийство в состоянии аффекта из-за прямых, высокомерных, но очень точных оскорблений Дикки во время драки в лодке. Том занимает место Дикки на какое-то время, а затем обставляет все происшедшее так, будто Дикки сам покончил собой, не выдержав мук совести из-за самоубийства беременной от него итальянки и якобы совершенного им убийства Фредди (Фредди (Хоффман) - друг Дикки). А ведь Том был готов убить даже Мардж, хотя явно был к ней неравнодушен. Его целенаправленная одержимость свидетельствует о болезни рассудка. Фильм очень тревожен, во время просмотра на душе как-то неспокойно, переживаешь за Тома и даже, несмотря ни на что, желаешь ему выйти сухим из воды. Мастерство Энтони Мингеллы в том, что он сумел поставить зрителя на место самого Тома Рипли, заставить сознательно или невольно примерить на себе его шкуру, а когда ему удается всех (кроме Мардж) обвести вокруг пальца с перспективой заменить, может быть, сына для мистера Гринлифа, ловишь себя на том, что вздыхаешь с брезгливым облегчением, боясь признаться в сочувствии жалкому монстру. А когда на пароме Тома окликает знакомая, знающая его как Дикки, я почему-то расстроился. Даже когда он душил Питера (Питер был близким, возможно единственным, другом Дикки) (этого зритель уже не видит) в самом конце картины, где-то глубоко внутри шевелилась жалость. Та темная комната, в которой люди, по словам Тома, запирают от себя и других свои постыдные и преступные тайны, чтобы забыть о них, есть, очевидно, в любом из нас. Кто-то переживает из-за лжи или зачитанной чужой книжки, а кто-то старается забыть убитого друга...
В техническом плане фильм превосходен со всех точек зрения. Совершенны динамика развития сюжета и наращивание саспенса. Глубокая психологичность драмы достигается не рассуждениями, а визуальными, кинематографическими приемами, музыкой и операторской работой. Конечно, тексты диалогов многое говорят о персонажах, но все естественно. Именно эта картина Мингеллы заслуживает премий "Оскар", а не "Английский пациент". "Пациента" забываешь через пять минут, а эта вещь заставляет думать, думать и думать, и однозначного ответа нет, как нет абсолютного добра и зла ни в одном человеке.
Номинации на премию "Оскар" (2000г.) за лучшего актера второго плана (Джуд Ло), лучшую работу художников (Рой Уокер), лучший дизайн костюмов (Энн Рот, Гэри Джоунс), лучшую музыку (Габриэль Яред) и лучший адаптированный сценарий (Энтони Мингелла). (М. Иванов)

    Читай также

    0 комментариев

    Комментарии

    Новые материалы

    Почему их стоит смотреть: 25 лучших фильмов века по версии The New York Times

    Почему их стоит смотреть: 25 лучших фильмов века по версии The New York Times

    Внушительный список, который лучше сохранить для себя.

    Умные и ироничные: 15 новых Telegram-каналов

    Умные и ироничные: 15 новых Telegram-каналов

    Подписывайтесь, чтобы знать больше и шутить лучше.

    6 бассейнов Киева на свежем воздухе, где можно провести весь день
    Как в Европе: 10 летних террас Киева, за которые не стыдно
    Делаем ставки: 5 главных обещаний киевлянам, в которые уже никто не верит
    План на вечер: 7 сериалов-номинантов на "Эмми", о которых вы могли не знать
    Вместо тысячи слов: цена на проезд в Киеве по сравнению с другими европейскими городами
    Почему нужно успеть на выставку от польских и украинских художников ART WORK в Мистецький Арсенал

    Новое на Gloss.ua

    Почему их стоит смотреть: 25 лучших фильмов века по версии The New York Times

    Почему их стоит смотреть: 25 лучших фильмов века по версии The New York Times

    Внушительный список, который лучше сохранить для себя.
    Умные и ироничные: 15 новых Telegram-каналов

    Умные и ироничные: 15 новых Telegram-каналов

    Подписывайтесь, чтобы знать больше и шутить лучше.
    6 бассейнов Киева на свежем воздухе, где можно провести весь день

    6 бассейнов Киева на свежем воздухе, где можно провести весь день

    Мы знаем, где вы проведете выходные.
    Как в Европе: 10 летних террас Киева, за которые не стыдно

    Как в Европе: 10 летних террас Киева, за которые не стыдно

    С них стоит брать пример.
    Наверх