РОМАН С АРТОМ: Интервью с одним из самых интересных молодых художников Украины Романом Михайловым

РОМАН С АРТОМ: Интервью с одним из самых интересных молодых художников Украины Романом Михайловым

Даша Биленко
16 ноября 2016, 14:00

Во время разговора за чашкой кофе мы с Романом успели обсудить многое, и всё – через призму искусства. Говорили о влиянии арта на зрителя и отсутствии рамок для творца. А между делом художник признался, что, обучаясь своему ремеслу в Академии искусств, он не представлял себя подвешивающим рубероид при монтаже инсталляции. Но и такой опыт у него уже есть. О том, как живётся художниками молодого поколения – в откровениях одного из них

Последнее время твои работы экспонируются на многих выставках, ты сейчас популярен. Поделись своей личной теорией успеха?

В последнее время действительно поступает очень много предложений  //  Но говорить о какой-то истории успеха еще слишком рано  //  Успех для меня – возможность реализации всех самых смелых и масштабных идей, возможность «говорить» с максимально широкой  аудиторией  //  Прошло еще слишком мало времени, чтобы делать какие-то выводы  //  Тем более, на тему «теории успеха»  //  Сейчас меня больше занимает создание новых проектов

Сейчас в Мыстецком Арсенале проходит выставка «Горизонт событий», где зрители смогу увидеть, в том числе, твои работы. Чего стоит ожидать от этой экспозиции?

«Горизонт событий» –  потрясающая выставка  //  И в первую очередь – это заслуга кураторов Александра Соловьёва, Алисы Ложкиной и Соломии Мельник  //  У них получилось сделать чистый, лаконичный проект, для которого подобрана актуальная тема  //  Проект очень интересный, он погружает и затягивает в себя – зритель становится непосредственным его учасником  //  «Горизонт событий» – о жизни в условиях постоянных изменений, неустойчивости, турбулентности, о хрупкости настоящего и неопределенности будущего

Современное искусство – это то, что происходит сегодня, что будет происходить завтра. Это нужно понимать и чувствовать. Это часть культуры, в которой мы живём

Расскажи о своем проекте, который представлен на выставке

Я создал инсталляцию под названием «Кротовая нора»  //  Для меня это абсолютно новый опыт создания иного пространства и погружения в него  //  Зритель становится не просто наблюдателем, а частью инсталляции, взаимодействуя с ней на физическом и психологическом уровне  //  Кротовая нора – так многие учёные называют «чёрную дыру»  //  Во время ее создания мы подвесили тонну рубероида, внутри которого образовалось темное пространство, напоминающее туннель с нишами, в которых  стоят чаши, заполненные черным битумом  //  Засланный шершавым рубероидом пол озвучивает каждый шаг  //  И запах  //  Он является важным элементом проекта  //  Внутри темно, душно  //  Зритель слышит, обоняет, понимает, что пространство изменилось  //  Он оказывается затянут в работу, она поглотила его, как черная дыра кванты света  //  Это именно тот эффект, к которому я стремился – создать возможность переживания другого пространства и другого времени

Проект непростой и не для всех понятный, но если захотеть почувствовать, можно ощутить его давление  //  Я даю возможность зрителю стать участником процесса – не отстраненного созерцания, а взаимодействия с моей работой

У тебя есть какие-то понятия или образы, на которых ты акцентируешь внимание в своём творчестве?

За последние пару лет было очень много проектов, во время создания которых меня интересовала социо-политическая проблематика  //  Как локальная, так и глобальная: аннексия Крыма, права крымско-татарского народа, миграция и «ожог», который получило общество за последние 3 года  //  Сейчас я все больше углубляюсь в другие темы  //  Что касается событий в Украине… Думаю, время рефлексии уже прошло, а время анализа ещё не наступило  //  Сегодня практически невозможно адекватно проанализировать, что именно происходит  //  Рефлексии уже не работают

Идея проекта – это точка отсчёта или намёк на будущий проект? Как работа трансформируется в процессе создания?

Изначально появляется тема и идея, а потом ты постепенно ее исследуешь, углубляешься, развиваешь, продумываешь различные варианты, выбираешь единственный и реализовываешь проект  //  Но это в том случае, если «не погаснешь»  //  Бывает, есть классная идея, но проходит какое-то время, я угасаю и понимаю, что это была всего лишь первая эмоция

Это связано с вдохновением или с невозможностью реализации проекта по каким-то причинам?

Вдохновение тут вообще ни при чём  //  Скорее, это связано с пониманием того, что проект недостаточно хорош  //  Первая эмоция часто бывает ложной  //  И я выжидаю какое-то время, чтобы понять, было ли изначальное впечатление обманчивым или нет

А кто решает, достаточно ли проект хорош: ты или кто-то другой?

Только я  //  Если я считаю, что проект недостаточно хорош, я никогда его не выставлю и не отдам, даже если меня будут убеждать в обратном  //  Есть много работ, которые я никогда не показываю широкой публике, их можно увидеть только в мастерской

К чему ты стремишься, как художник?

К взаимодействию со зрителем  //  Недавно я начал экспериментировать с использованием запаха в моих работах  //  Запах всегда играл важную роль в восприятии работ, созданных огнем («Тени», «Ожог реального», «Хрупкость»)  //  И я начал работать с этим инструментом осознанно  //  В инсталляции «Икар», которая была посвящена 30-ой годовщине Чернобыльской трагедии, удушливый запах стал важным акцентом  //  И сейчас в работе «Кротовая нора» снова присутствует специфический запах, который не может остаться незамеченным и непрочувствованным зрителем

Для тебя важно, чтобы твои работы нравились?

Нет, не важно  //  Важно, чтобы зритель реагировал  //  Мне нравится, когда у человека меняется эмоция  //  Плохо, если зритель остаётся равнодушным

У художника вообще должны быть рамки, за которые ему нельзя выходить?

У художника, как и у любого человека, рамок быть не должно  //  К сожалению, сегодня есть много комплексов, убеждений, ограничений  //  Взять хотя бы нашу систему художественного образования  //  Нужно бороться, развивать способность мыслить свободно – работой, самообразованием, экспериментами  //  И только тогда постепенно начинаешь понимать, что все ограничения, рамки, запреты существуют только в голове  //  На самом деле, их нет

В Pinchuk Art Centre сейчас проходит выставка «Паркомуна. Місце. Спільнота. Явище», в рамках которой Дослідницька платформа провела очень важную работу об исследовании истоков, потому что многие люди не понимают, как зарождалось современное украинское искусство. Тогда, в 90-х, был сквот «Парижская коммуна», а сегодня есть ли некое сообщество художников, где вы общаетесь, обмениваетесь идеями?

Есть определённые группы художников, у которых свой круг общения – они общаются между собой, организовывают выставки, но такого же явления, как «Парижская коммуна», сегодня нет  //  Лично я художник-одиночка, которому очень важно быть самому в определённый момент  //  И хотя я очень коммуникабельный, в работе я люблю быть сам

На фото с открытий выставок часто можно увидеть, что ты общаешься с Александром Ройтбурдом. Как ты думаешь, должны ли молодые художники принимать советы от мэтров или каждый должен идти своим путём?

Дело не в советах, а в общении  //  Когда ты общаешься со старшим поколением, получаешь колоссальный опыт, который не получишь больше нигде  //  Во время такого общения можно вынести что-то очень ценное для себя

Ты ведь ходишь на открытия выставок.
У тебя есть любимая арт-институция в Киеве?

Я стараюсь многое посещать но у нас не так много институций  //  Я люблю Pinchuk Art Centre  //  Хотя сейчас он немного «приуныл» из-за кризиса  //  Но качество там всегда было и есть  //  Также IZOLYATSIA  //  Platform for Cultural Initiatives  //  Арсенал, конечно  //  Но из-за бессистемности сегодня вообще не ясно, что происходит в Украине и к чему это все приведет

Что такое Искусство лично для тебя?

Это магия  //  Искусство начинается там, где есть чуть-чуть магии  //  Потому что как иначе превратить тонну рубероида в искусство?!

Почему людям стоит ходить на выставки и смотреть работы современных художников?

Когда проходит Арт-Базель, каждый таксист обязан его посетить, потому что ему не о чём будет разговаривать с пассажирами – все об этом говорят, все этим интересуются  //  У нас в стране немножко другая ситуация, люди агрессивно относятся к современному искусству  //  Это пройдёт, когда люди немного расслабятся и захотят видеть  //  Потому что сейчас смотрят, но не видят

Современное искусство – это то, что происходит сегодня, что будет происходить завтра  //  Это нужно понимать и чувствовать  //  Это часть культуры, в которой мы живём  //  Мы должны понимать, кто мы есть сегодня  //  И современное искусство может помочь в этом разобраться  //  Чем больше человек видит, тем легче ему воспринимать, тем легче ему будет отличить хорошую работу от плохой  //  Главное, захотеть  //  И тогда современное искусство станет понятным и интересным

Читай также

Количество просмотров: 2055
ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии