Почему их стоит смотреть: 25 лучших фильмов века по версии The New York Times Почему их стоит смотреть: 25 лучших фильмов века по версии The New York Times
Кино

Почему их стоит смотреть: 25 лучших фильмов века по версии The New York Times

Gloss 27 июля, 2017, 17:40
 0

«Кино уже не то, вот в 50-х (60/70-х) были настоящие фильмы» - можно порой услышать как с телеэкранов, так и в компании друзей.

Если вы так не считаете - теперь есть весомый аргумент в защиту свежего кино, помимо своего субъективного мнения. А именно - список 25 лучших фильмов XXI века (до настоящего момента) по версии The New York Times, который опубликовали в июне. Эти картины, по мнению издания, в будущем будут называть классикой. Gloss.ua рассказывает, почему каждый из них заслуживает вашего внимания.

Нефть / There Will Be Blood

2007, реж. Пол Томас Андерсон

История о нефтяном магнате Дэниеле Плэйнвью, который массово за гроши у обычных людей скупает земли для добычи «черного золота». Однажды он нарывается на проповедника небольшой церкви, который начинает шантажировать предпринимателя, требуя деньги на нужды своего прихода. Магнат из-за рода деятельности совсем утратил человеческий облик – он использует маленького сына, чтобы добиться успеха в переговорах, щедр на оскорбления и унижения, жесток и безжалостен. Жажда выгоды и новых земель приводит Плэйнвью на крещение в церковь к проповеднику, однако не возвращает ему человечность.

Безусловные козыри этой кинокартины – это то, что и делает фильм фильмом: безупречная картинка, сценарий по мотивам книги классика Эптона Синклера, игра Дэниела Дэй-Льюиса и Пола Дано. Отдельного упоминания стоит саундтрек от Джонни Гринвуда из Radiohead – тягучий, зыбкий и тревожный, идеально попадающий в тон фильма.

Унесенные призраками / Sen to Chihiro no kamikakushi

2002, реж. Хаяо Миядзаки

«Унесенные призраками» - трогательная, немного жутковатая мелодрама, полная отсылок к классическим произведениям и фактов из быта обычных японцев. История повествует об обыкновенной японской семье, которая заблудилась в лесу и случайно приехала к заброшенной бане. Однако заброшенной она лишь кажется, а на самом деле это ловушка для путников. Ночью здесь открывается дверь в другой мир – мир призраков и магии. Родители девочки Чихиро оказываются заколдованы и теперь ей самой придется искать пути обратно к миру людей, а по дороге и маму с папой расколдовать.

Трудно поверить, но режиссер снимал этот мультфильм с воспитательной целью в расчете на аудиторию девочек 10-12 лет. Поэтому в кадре мы и наблюдаем трансформацию девочки Чихиро – из ленивой и капризной она вынуждена стать ответственной, заботливой и серьезной.

Малышка на миллион / Million Dollar Baby

2004, реж. Клинт Иствуд

Обладатель четырех «Оскаров» – драма «Малышка на миллион» режиссера и экс-звезды вестернов Клинта Иствуда - рассказывает о женщине, которая нашла себя в боксе и, пробив дорогу сквозь скепсис тренера и безразличие своих же родных, добивается боя за чемпионство. Однако трагическое происшествие приводит ее в больницу, где поддержать ее, кроме тренера, оказывается больше некому.

И для режиссера Клинта Иствуда, и для Хиллари Суонк (исполнительницы главной роли) эта картина стала судьбоносной. Иствуд начал считатьсясовременным классиком кино, а Суонк всерьез и надолго закрепилась в списке маститых драматических актрис. Стоит вспомнить и единственный «Оскар» Моргана Фримена, который он получил за роль в этом фильме.

Прикосновение греха / Touch of sin

2013, реж. Цзя Чжанке

Драма-исследование истоков насилия в современную эпоху. Четыре истории, объединенные человеческой жестокостью, болью и искренними чувствами. Здесь пересекаются и социальные конфликты, и трагическая любовь.

Цзя Чжанке - один из тех китайских режиссеров, которые из-за особенностей цензуры в стране умеют рассказать истории из жизни своих соотечественников так, что в них не чувствуется горечи пропаганды, а правительство при этом готово взять на себя все траты на производство очередного произведения.

Смерть господина Лазареску / The Death of Mr. Lazarescu

2005, реж. Кристи Пую

Почти каждый кинолюбитель слышал рассуждения о феномене румынского кино, которое в противовес Голливуду за смешной бюджет рассказывает уникальные камерные истории и собирает награды на престижных международных кинофестивалях. «Смерть господина Лазареску» - из этого разряда. Картина заслуженно получила приз программы «Особый взгляд» в Каннах и оказалась в списке The New York Times.

Синопсис: пожилому мужчине при смерти отказывают в обслуживании в бухарестской больнице из-за его неопрятного внешнего вида, и он отправляется в следующую, где вновь получает отказ, а затем в еще одну. И еще, и еще.

Один и два / Yi Yi

2000, реж. Эдвард Янг

Последняя знаковая кинокартина мастера азиатского кино Эдварда Янга повествует о жизни обычной тайваньской семьи среднего достатка, члены которой переживают личные потрясения и драмы. 7 международных наград, рейтинг 8,1 на IMDB и международное признание – выдающееся достижение для семейной мелодрамы, которая уже стала знаковой для Азии.

Головоломка / Inside Out

2015, реж. Питер Доктер и Ронни дель Кармен

Как в списке лучших фильмов века оказался мультфильм? Наиболее очевидный ответ – он просто по-настоящему качественный. Как это часто бывает у Pixar, это полноценный анимационный фильм, добрый и душевный. Сюжет - об 11-летней девочке, в голове которой проживают пять эмоций: Гнев, Радость, Брезгливость, Страх и Печаль. Они переживают все впечатления детства и понемногу взрослеют вместе с ней.

Отрочество / Boyhood

2014, реж. Питер Линклейтер

Фундаментальная работа Ричарда Линклейтера о взрослении мальчика Мейсона, на съемки которой ушло 12 лет. И режиссер, и исполнитель главной роли Эллар Колтрейн создали нечто масштабное: не использовался распространенный прием с разными актерами на одну и ту же роль для разного возраста героя. Чтобы все получилось максимально правдоподобным, с Колтрейном заключили контракт на все 12 лет - по нему только он сам мог играть главную роль.

Спокойная манера повествования без оторванных от реальности резких поворотов сюжета, взлетов и падений позоляет раскрыть сложнейшую тему взросления деликатно и тонко. Здесь важен каждый диалог, каждая реплика и взгляд - все это выстраивается в цельную пронзительную картину. Итог - лучшее британское независимое кино года, 6 заслуженных номинаций на Оскар и статуэтка Патрисии Аркетт, сыгравшей маму Мейсона, за лучшую женскую роль второго плана, а еще - награды на Берлинале, BAFTA, "Золотом глобусе" и других фестивалях.

Летнее время / L'heure d'ete

2009, реж. Оливье Ассайяс

Фильм, который сделал режиссера Оливье Ассайяса постоянным завсегдатаем европейских фестивалей. 75-летняя женщина хранит в своем доме и оберегает коллекцию произведений своего дяди – известного художника. Когда она умирает, в дом приезжают трое ее повзрослевших детей. Коллекцию намереваются продать. И только один из сыновей настаивает на том, чтоб сохранить бесценное наследие.

Повелитель бури / The Hurt Locker

2009, реж. Кэтрин Бигелоу

Кэтрин Бигелоу попыталась снять максимально честный фильм о войне в Ираке. Враг может быть буквально повсюду, а опасность это в принципе то, чем здесь дышат. Зевака в толпе, прикрыв одеждой мобильный, подает сигналы, взрывной снаряд может оказаться в детской коляске, а дети перестают быть детьми, когда уже могут удерживать в руках автомат. И посреди всего этого герой – немного сумасшедший парень, который ежедневно жертвует собой, уверенно шагая с улыбкой прямо навстречу опасности. Название дословно переводится с английского как «ящик боли», что на сленге американских военных означает критически опасную ситуацию при саперных работах.

Внутри Льюина Дэвиса / Inside Llewyn Davis

2013, реж. Итан и Джоэл Коэны

Известные своим черным юмором братья Коэны сняли нетипичный для себя фильм о музыканте-неудачнике из 60-х. И это сыграло. Фолк-музыкант Льюин Дэвис пытается найти для себя продюсера, терпит неудачу за неудачей, иногда живет у друзей и встречает на жизненном пути ряд очень странных личностей. Некоторые незнакомцы его просто избивают, другие насмехаются и унижают. Льюин пытается вернуться на «нормальную» работу во флот, однако документы моряка оказываются безнадежно утрачены.

Тимбукту / Timbuktu

2015, реж. Абдеррахман Сиссако

Речь в картине мавританского режиссера идет о реальных событиях, когда исламские экстремисты захватили малийский город и установили режим, запрещающий практически все – от алкоголя и танцев до спортивных соревнований во дворе. В это же время местный житель случайно убивает рыбака, который напал на его любимую корову, и это в корне меняет жизнь всей его семьи.

В Джексон Хайтс / In Jackson Heights

2015, реж. Фредерик Вайзман

40-я по счету картина классика документального кино Фредерика Вайзмана. Мастер сумел уместить в три часа хронометража всю палитру самого густонаселенного района Куинса в Нью-Йорке, где живут по соседству люди из разных стран и говорят между собой на 200 языках.

Дитя / L’enfant

2006, реж. Жан-Пьер и Люк Дарденны

Ошибки юности – отдельный слой драмы, о котором в большом кинематографе сказано пока не так много. Этой картиной братья Дарденны вскрывают то, о чем говорить не принято – как выжить молодой семье в Европе, если опереться не на кого. 18-летняя Соня узнает, что забеременела, а 20-летний Бруно из-за бедности не находит ничего лучше, чем продать ребенка на черном рынке усыновления. Дарденны получили за эту работу Золотую пальмовую ветвь в Каннах и еще массу международных наград.

Белый материал / White Material

2010, реж. Клер Дэни

Африка, пора гражданских конфликтов. Семья фермеров (Кристофер Ламберт и Изабель Юппер) пытается удержать на плаву дело своей жизни и собрать урожай, однако сперва все работники бегут из-за приближения повстанцев. Затем сам лидер сопротивления появляется на ферме. Вскоре сюда придут войска правительства, и тревогу сменит кровь.

Мюнхен / Munich

2005, реж. Стивен Спилберг

Один из самых известных в мире режиссеров Стивен Спилберг, чье имя порой используется как нарицательное в киноиндустрии, именно с этой работой попал в авторитетный список. Речь в фильме идет об убийстве израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене и дальнейшей охоте агентов Моссада на террористов, учинивших расправу. Большая политика, судьбы людей, трагедия, детектив и правосудие – все это от ветерана Голливуда и на реальных событиях.

Три времени / Zui hao de shi guang

2006, Хоу Сяосянь

Кинокартина тайваньского режиссера Хоу Сяосяня показывает искренние чувства между мужчиной и женщиной в трех разных временах – 1911, 1966 и 2005-ом. Так режиссер показывает, что любовь всегда будет прежней, независимо от происходящих вокруг событий. Режиссер-оскароносец Барри Дженкинс, о котором речь пойдет далее, после премьеры фильма в Каннах назвал его «бесконечно нежным и прекрасным».

Собиратели и собирательница / The Gleaners and I

2000, реж. Аньес Варда

Аньес Варда в этом экспериментальном документальном кино общается с разными людьми, которые подбирают что-то на улицах и в полях, а также находит картофелину в форме сердца, которая не соответствует стандартам ЕС, а значит, не может быть продана. Варда задается вопросом – так ли необходимо избавляться от всевозможных вещей, и кто и для каких нужд их на самом деле собирает. Кинематографически фильм исполнен в этом же ключе – любые, даже самые «мусорные» кадры здесь выхолощены и работают на общую гармонию повествования.

Безумный Макс: Дорога ярости / Mad Max: Fury Road

2015, реж. Джордж Миллер

В каком-то смысле этот фильм стал феноменом. Первый перезапущенный экшн (снятый по картине 1979 года), который от выдержки и переработки только улучшился. В чем секрет рецепта? Ответ очевиден - никто кроме Джорджа Миллера не мог переснять его фильм так, чтобы от этого он выиграл. Постапокалипсис, яркие герои и перехватывающая дух поездка длиной в два часа. Десять номинаций на «Оскар», шесть статуэток и место в этом списке культовых фильмов века. Кажется, сам Миллер такого успеха ожидать не мог.

Лунный свет / Moonlight

2016, реж. Барри Дженкинс

Оскароносная картина, о которой не говорил только ленивый - та самая, которая получила статуэтку за лучший фильм 2016 года после ошибочного объявления "Ла-Ла Ленда". В центре сюжета - темнокожий мальчик, который живет в бедности вместе с матерью с прогрессирующей наркотической зависимостью, терпит издевательства в школе и, подрастая, понемногу осознает свою гомосексуальность. Единственный человек, который заботится о парне – местный пушер, именно тот, который продает его матери наркотики.

Венди и Люси / Wendy & Lucy

2008, Келли Райхард

Одинокая девушка из Индианы решает круто изменить свою жизнь и отправляется с собачкой на Аляску. Череда озорных и глупых поступков приводит девушку за решетку полицейского участка в одном из городков по пути, и она теряет и питомца, и средства к существованию. Мелодрама о простой американской тоске, о которой мы мало что знаем.

Меня там нет / I’m not there

2007, реж. Тодд Хэйнс

Биографический фильм Тодда Хэйнса об уже Нобелевском лауреате Бобе Дилане - это немного более, чем рассказ о его жизни. Это мысли, этапы становления (не зря же Дилана играли здесь шесть актеров), это духовный мир американского исполнителя. Главный герой сбегает из детского исправительного центра с одной лишь гитарой, становится фолк-исполнителем, а затем христианским пастором в маленьком городке.

Безмолвный свет / Stellet licht

2007, реж. Карлос Рейгадас

Картина от малопродуктивного, но титулованного мексиканца Карлоса Рейгадаса. Фильм рассказывает об участнике секты меннонитов (протестанты, которые никогда не берут в руки оружия), который, будучи в браке, влюбляется в хозяйку придорожного кафе. Близкие убеждают героя, что его чувства «от дьявола», он не может уйти от супруги, а у самой супруги начинаются серьезные проблемы со здоровьем из-за нервного срыва.

Вечное сияние чистого разума / Eternal Sunshine of the Spotless Mind

2004, реж. Мишель Гондри

Молодой человек (Джим Кэрри) знакомится с харизматичной девушкой с синими волосами (Кейт Уинслетт) в поезде. В процессе разговора сразу выясняется, что у них очень много общего: например, он посещает книжный магазин, где девушка работает. Так начинается одна из самых трогательных мелодрам XXI века. Сначала герои абсолютно счастливы, а потом резко пытаются стереть друг друга из памяти, но судьба расставляет все по местам. Именно за эту картину один из главных сценаристов современности Чарли Кауфман получил свой долгожданный «Оскар». До этого он номинировался на премию дважды.

Сорокалетний девственник / The 40-Year-Old Virgin

2005, реж. Джадд Апатоу

Герой Стива Карелла в 40-летнем возрасте сознательно удерживается от участия в лицемерной охоте за противоположным полом. Друзья, прознав об этом, стараются помочь ему, но терпят крах. И вот, когда он встречает ту самую женщину, не находит смелости раскрыть ей свою тайну. Немного странно видеть обыкновенную американскую комедию, коих тысячи, именно в этом списке. Можно предположить, что Джадд Апатоу – автор более чем десятка приятных картин - получил место по совокупности достижений.