"Старикам здесь не место" (No country for old men), реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн
А потом были вопросы.
Вопросы в зале: "Почему "Оскар" дали ему, а не "Искуплению"?", "Ты читал аннотацию про фильм перед сеансом?".
Мои ответы на вопросы в зале: "Это личное дело оскаровских "академиков". Меня это не волнует.", "Да, читал."
И много-много вопросов внутри себя...
Это не вестерн, хотя есть прерии, ковбои-шерифы (практически без лошадей), мексиканцы (вместо индейцев), наркотики (вместо золота), чемодан с 2 миллионами долларов (вместо классической пригоршни). Это не вестерн, хотя вроде бы есть противостояние Добра и Зла, но на самом деле нет уже ни того, ни другого. Это не вестерн - в нем нет музыки, которая вдохновляет и на оседлание мустанга, и на раздумья о нелегкой судьбе борца за справедливость.
А есть пустыня. Пустыня, в которой бродят люди. Сварщик с винтовкой и чемоданом денег. Маньякоподобный Голем с внешностью а-ля "темный Юрий Богатырев из фильма "Дон Сезар де Базан"" и газовым баллоном в качестве оружия. Потеющий и мудрый полицейский с верой в решение всех вопросов без пистолета. Каждый из них - и Добро, и Зло. Но кому-то здесь не место.
В этой пустыне цена жизни невелика. Если раньше смерть шла из расчета "одна пуля на шесть ячеек барабана револьвера" (вероятность равна одной шестой), то сейчас - "орел или решка" (вероятность - одна вторая). Здесь милосердие покупается - истекающий кровью человек должен платить за помощь. А есть ли здесь место вообще кому-нибудь?
Как у любой порядочный художник, братья Коэны оставляют ответ за зрителем. Хотя намекают названием...
Я не буду анализировать "Старикам здесь не место" с кинематографической точки зрения. Это очень многослойное произведение, которое интересно смотреть много раз. Это безупречные актерские работы - возможно, образ, сыгранный Хавьером Бардемом, станет новым хрестоматийным образом кино. Посмотрите - с любой точки зрения!
Факты:
- Съемочный период: 23 мая - 16 августа 2006.
- Фильм снят по одноименному роману Кормака МакКарти. Это вторая экранизация его произведений; до Коэнов только Билли Боб Торнтон обращался к его прозе, поставив ленту «Все прелестные лошадки» (в российском прокате - «Неукротимые сердца», 2002). Зато после невероятного успеха «Стариков...» ставки МакКарти пошли вверх - в ближайшее время мы увидим, как минимум, еще две экранизации его романов - «Дорога» и «Кровавый меридиан». Первый снимет Джон Хиллкоат, второй - Ридли Скотт.
- Братья Коэны пытались сохранить не только дух, но и букву романа - большинство диалогов и монологов в фильме, в частности, финальная речь шерифа Белла, повторяют слово в слово книжные диалоги и монологи.
- Название романа - цитата из поэмы У. Б. Йейтса «Плавание в Византию».
- Лльюэллина Мосса мог сыграть Хит Леджер. Однако в последний момент актер передумал и решил устроить себе небольшой отдых от съемок.
- А вот Джошу Бролину буквально с боем пришлось выбивать для себя роль Мосса. Коэны отказались делать с ним пробы, и тогда Бролин обратился за помощью к Роберту Родригесу, у которого сыграл до этого в фильме «Планета страха» (2007). Родригес взял дорогостоящую цифровую камеру и выступил оператором на пробах Бролина, режиссировал же процессом Квентин Тарантино.
- Из-за бюджетных ограничений фильм снимали в основном в Лас-Вегасе. Однако Томми Ли Джонс сумел убедить братьев Коэнов, что некоторые сцены все-таки следует снять в Западном Техасе.
- Коэны использовали фотографию 1979 года, на которой был изображен хозяин борделя, чтобы подобрать весьма необычную прическу для Антона Чигура. Сыгравший Чигура Хавьер Бардем, посмотревшись в зеркало, заявил, что точно не сможет прилечь в ближайшие пару месяцев.
- Странный баллон с газом, которым Чигур предпочитает пользоваться не реже, чем пистолетом с глушителем, довольно привычный аксессуар в арсенале техасских ковбоев. Такой штукой оглушают животных, прежде чем забить их.
- Коэны любят давать ссылки на одного из любимых своих режиссеров - Стэнли Кубрика. Так, в фильме появляется комната в мотеле с номером 114; этот номер неоднократно появлялся и в фильмах Кубрика.
- Джоэл и Итан Коэны не только выступили продюсерами, сценаристами и режиссерами фильма, но и сами его смонтировали. Однако в титрах указан их общий псевдоним Родерик Джэйнс.
- Девятый по счету фильм Коэнов, снятый оператором Роджером Дикинсом и одиннадцатый по счету, для которого музыку написал композитор Картер Баруэлл.