Киевская философия: ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого Киевская философия: ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого
Стиль жизни

Киевская философия: ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого

Марианна Коцан 17 ноября, 2016, 10:30
 0

В преддверии Всемирного дня философии (в этом году – 17 ноября), поощряющего, по заявлению ЮНЕСКО, независимое мышление, миропонимание и терпимость к инакомыслию, редакция Gloss, также поощряющая независимое мышление и инакомыслие, рассуждает об истории, развитии и применении этой науки в парадигме столичной жизни.

«42» – такой ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого (англ. The Ultimate Question of Life, the Universe, and Everything) суперкомпьютер Думатель выдает после миллионов лет вычислений в книге Дугласа Адамса «Путеводитель для путешествующих автостопом по галактике». Эту книгу мы в редакции горячо любим и именно так отвечаем на все подряд. «42» – может означать одновременно ничего и что угодно: от калорийности кольраби до последних цифр пин-кода банковской карты. Что это за наука и как отвечали на главные вопросы жизни наши предки, разберем детальнее.

Это не будет глубокий экскурс в историю национальной философии. Нет смысла долго объяснять, чем онтология (учение о фундаментальных принципах бытия) отличается от метафизики (исследование о первоначальной природе реальности). Статья не претендует на научность, но рассчитывает на вдумчивые цитаты на пьяной кухне.

Итак! Философия, по существу, не имеет своего предмета и говорит об общих закономерностях. Зачем тогда она нужна? Ну, хотя бы для того, чтобы взглянуть со стороны на основания своей деятельности. Самая расхожая ошибка – это понимание философии как системы догм, а не способа испытать их на прочность. Если человек использует готовую модель, формально цитируя высказывания и ссылаясь на чей-то авторитет, его деятельность непродуктивна. Такое уже было, с марксизмом-ленинизмом в прошлом веке. Когда мы хотим выйти за пределы банальности и стать неподвластными гипнозу мнений, включается философия. Это стратегия и перспектива развития человеческой сущности. К примеру, в кандидатский минимум входит экзамен по философии, основная цель которого – определить готовность соискателя к началу самостоятельной научной работы, с упором на слово «самостоятельной»!

Украинская философия развилась из культуры Киевской Руси как специфический тип мифологического (языческого) и религиозного мировоззрения. Толчком к ее возникновению стало принятие христианства. Новым взглядом философской мысли христианства стало представление о том, что человек является центром мира, и именно в человеке находится смысл его существования.

Так, по мнению Климента Смолятича, познание Бога возможно только через исследование предметов и явлений окружающего мира. И главное место здесь принадлежит разуму. Кирилл Туровский также обращается к разуму, с помощью которого стремится преодолеть неприятие мирских целей.

Украинские мыслители не вдавались в абстрактное теоретизирование, а выражали личное, в их взглядах эмоциональные элементы преобладали над рациональными. А присущее украинской философии искание Бога не обязательно было связано с доктринами религии. Кирилл Туровский описывает принадлежность Бога к мирской жизни, его служение в интересах человека. Утверждение Туровского о том, что нельзя безнаказанно творить зло даже из добрых побуждений стало позднее одним из центральных в украинской философии и литературе. Провозглашение личностных начал в древнерусской мысли, рассмотрение человека самого по себе, единственным достоянием которого является разум - идеи Даниила Заточника. Он рассматривал добро и зло с позиций жизненной практики, осуждая брак без любви, монашество без святости и ставил силу человеческого разума над силой богатства и власти.

Дальнейшее развитие украинской философской мысли происходило на сложном историческом фоне: татаро-монгольское нашествие, колонизация украинских земель, полонизация. Но уже в XV-XVI веках запускается процесс возрождения философии и распространение гуманистических идей, носителям которых в этот период выступал, например, Станислав Ореховский-Роксолан, пропагандируя античные ценности: человек, как часть природы, имеет право на удовлетворение своих земных потребностей, гармоничное развитие души и тела, следуя законам природы. Проблему свободы личности, справедливого общественного строя решали, опираясь на принципы естественного права и общественно-договорной концепции происхождения государства. Обязанность государства Ореховский-Роксолан видел в обеспечении гарантии прав и собственности каждого гражданина, заявляя, что законам государства должны подчиняться все без исключения. Душой государства он считал справедливость, которая заключается в том, что каждый член общества может получить то, что ему принадлежит: покой, свободу, возможность выполнить свое предназначение в соединении с истиной и верой. Одним из важнейших качеств человека считал чувство собственного достоинства.

По утверждению Феофана Прокоповича, в процессе творения мира прослеживаются две божественные цели: не создавать ничего бесполезного и взаимно сохранять ранее созданное. Если одно гибнет, то на его место выступает другое, такое же по своей природе. Сама материя не создана и не уничтожается, а существует и развивается по своим закономерностям.

Рассуждая об этом в маршрутке, набитой уставшими работягами офисного и физического труда, я прячу под шапкой розовые волосы и думаю, что в некоторых суждениях наши предки были более прогрессивны, чем мы сейчас. Хоть я и люблю свое время и не променяла бы желтый "богданчик" ни на повозку, ни на карету.

Убеждена, что любой украинец, получивший сколько-нибудь образования, слышал о Григории Сковороде. Да? Вы тоже слышали? Отлично! Первый "чистый" украинский философ Григорий Сковорода, воспитанник Киево-Могилянской Академии, современник Канта, вел странствующую жизнь почти тридцать лет. Пройдя путь борьбы с внешним «миром», который несмотря на все усилия, так и «не поймал» его, Сковорода пришел к выводу, что "когда дух человека весел, мысли спокойны, сердце мирное, то все светло и счастливо". Философ отстаивал права человеческой личности и его учение было в полном согласии с его жизнью.

Хто соромиться визнати недоліки свої, той з часом безсоромно виправдовуватиме своє невігластво, яке є найбільшою вадою

Коли не можу нічим любій Вітчизні прислужитися, в кожному разі з усієї сили намагатимуся нікому ні в чому не шкодити

Любов виникає з любові; коли хочу, щоб мене любили, я сам перший люблю

Чи знаєш ти, яких ліків вживають ужалені скорпіоном? Тим же скорпіоном натирають рану

Одна из ценнейших его доктрин - идея «сродної праці» - нашла отражение в баснях Сковороды. Так, в «Пчела и Шершень» поэт отмечает, что «нет ничего радостнее, чем жить согласно своему предназначению». Он выдвинул идею превращения труда из средства к жизни в самую первую жизненную потребность и высшее наслаждение. Наслаждение потребления не является истинной отдушиной. Только труд, как реализация творческих способностей и дарований, может сделать человека счастливым. Кстати, лингвисты утверждают, что понятия да и самого слова "счастье", например, в более ранние времена не было. Феномен счастья как раз в основном, выделяется с развитием философии и психологии. Счастье, то есть состояние человека, соответствующее его наибольшей внутренней удовлетворённости полноте и осмысленности жизни, даже не особо то и учитывается эволюцией. Оно не есть абсолютная данность. Тут уже каждой конкретной личности надо самой поработать над своим счастьем.

Но что потом? Период украинской философии в культуре романтизма XIX-XX веков тесно связан с литературой – все сплошь проникнуто личным и общенациональным смыслом. Это вы тоже проходили в школе! А вот еще один повод принять важность науки философии: революции начинаются не с усовершенствованием оружия, а с появлением новых идей. Например, распространение философии марксизма привело к революции в 1917 году. Магистральные пути марксистско-ленинской теории пролегли через умы многих. Оживленные философские исследования ведутся в послереволюционный период все больше вокруг проблем естествознания. Дальше -больше! Со слов украинского философа В. Г. Табачковского, в течение предвоенного десятилетия в результате массовых репрессий в Украине сменилось три поколения философов с периодичностью каждые два-три года. А те из них, кто прошел через репрессии, практически неспособны были на проявление самостоятельной мысли, а могли только повторять "цитаты великих".

В конце XX века человечество входит в эпоху глобальных перемен. Технологии и новые способы коммуникаций, ускоренная интеграцию мира и его многополярность. Все эти изменения требуют от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия - один из ответов на эти требования, как и психология. Они предлагают человеку новый тип самоопределения не через привычку и традицию, а через разум. Хотя многие украинцы до сих пор очень настороженно относятся к этим наукам, лелея регидность сознания, воспитанную предыдущими десятилетиями. Да треть страны с большей охотой переложат ответственность за свою жизнь на мнение "экстрасенсов", чем займутся осознанным выбором. В принципе, само слово "философствовать" бытует у нас с каким-то пренебрежительным значением. Вроде как постить открыточки с шаблонными цитатами в соцсетях вперемешку с ванильным кофе и фоточками в трениках.

Тут хочется процитировать фактически лозунг нашего современника, художника, а во многом и философа, Ивана Семесюка - Эволюція або смерть! Достаточно точно, только вот у эволюции есть в запасе миллионы лет, которых нет у нас. И без критического отношения к жизни достаточно сложно и практически - никак! Философия избрала своим ориентиром не слепую веру или сверхъестественные объяснения, а свободное мышление, основанное на принципах разума. Пора думать своей головой, пока за нее не подумал, скажем, искусственный интеллект, который уже делает большие успехи. А то ведь - помните - "42" ! Всем "42".