Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию
Стиль жизни

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

Даша Биленко 23 февраля, 2017, 10:30
 0

C 23 февраля по 26 марта в Мыстецьком Арсенале пройдет выставка одного из самых важных украинских художников Александра Гнилицкого. О личности, жизни и творчестве культового художника современности, а также о том, почему нельзя пропустить его выставку-ретроспективу «Реальность иллюзии», читай в нашем материале

Александр Гнилицкий

Фото: Василий Рябченко, 1997 год

НАЧАЛО. «НОВАЯ ВОЛНА». ПАРИЖСКАЯ КОММУНА

В 1981 году Александр поступил в киевский художественный институт, где познакомился с теми, кого сегодня мы называем самыми яркими представителями современного украинского искусства: Олег Голосий, Арсен Савадов, Юрий Соломко, Лера Трубина, Максим Мамсиков.

В мастерских Киевского художественного института, 1989 г. Слева направо: верхний ряд - Олег Голосий, Александр Ройтбурд, Алена Некрасова, Сергей Лыков, Наталья Филоненко, Александр Гнилицкий, Валерия Трубина; нижний ряд - Сергей Ануфриев, Леонид Вартыванов, Ксения Гнилицкая

Для художников, тяготеющих к свободному творческому самовыражению, было противоестественным творить в жанре соцреализма, к чему склоняла советская система. Представители «новой украинской волны» искали свой собственный путь, обозначенный духом бунтарства и уходом от мира реальности.

В 1989 году, наряду с другими молодыми художниками, Гнилицкий стал участником пленэра в городе Седнев, который сыграл важную роль в осознании художниками своей творческой самоидентификации. Седневские пленэры стали своего рода хронологическим предшественником легендарного художественного сквота «Паркоммуна», который образовался в Киеве на улице Парижской коммуны. Бунтарский дух и посягательство на территорию табуированных понятий и определений того времени – вот отличительные черты, царящей в сквоте атмосферы. Александр Гнилицкий был одним из лидеров «Волны украинского трансавангарда».

Александр Гнилицкий, Александр Клименко, Александр Ройтбурд.
Начало 1990-е. Фото - Николай Трох

СТИЛЬ

Живопись Гнилицкого проста и очевидна на первый взгляд, но за счёт внутренних смыслов, границы восприятия порой размываются. Гнилицкий – художник-иллюзионист. Одновременное отражение нескольких следов присутствия реальности в его работах, делает их аллегоричными и глубокими. В работах легко и органично соединяются понятия ирреальности, простоты и обыденности. И практически всегда они пронизаны метафорой скольжения теней. В зависимости от периода, как жизненного, так и творческого, стиль работ Александра Гнилицкого совершенствовался и мигрировал, обретая всё новые формы.

«Отец постоянно экспериментировал и этим вдохновлял меня. Казалось, он всегда знает, как что должно выглядеть»

Ксения Гнилицкая, художница

Работы Гнилицкого периода 1988-1989, такие как «Дискуссия о тайне», «Зов Лаодики», «Авзония – обитель рая», были созданы под влиянием Арсена Савадова, который отличался контркультурными настроениями и слыл диссидентом касательно культурной «политики партии» того времени.

Дискуссия о тайне (Адам и Ева). 1988 год
Зов Лаодики. 1990 год

А потом был «переходный период», когда художник находился в поиске нового художественного языка, на рубеже техник и смысловых оттенков. Так, шаг за шагом, складывалась и вырисовывалась целостная стилистическая направленность художника.

1. АГ (Из жизни футуристов). 1990 год
2. Зефирчик.1990 год
3. ЧУ. 1990 год
4. 3d-рыбки.1990 год

Александр Гнилицкий – революционная личность украинского современного искусства ещё и потому, что он первым начал экспериментировать в 90-х с такими жанрами как инсталляция и видеоарт. Мотивом в медиа-работах художника становилось оптическое соблазнение – «Визуальный винил», «Комната».

Волна и мальчик. 1990 год

В 2000-х творческий стиль художника снова меняется в сторону псевдонарративной живописи. Героями работ становятся персонажи мультфильмов, телесериалов, сказок и легенд (Чебурашка, Штирлиц и Мюллер, Дракула, Русалочка). Появляются работы, обозначенные иллюзорностью гиперреализма. Художник прибегает к «иконизации» вещей быта, превращая их в предметы, похожие на отражения в «кривых зеркалах».

1. Штирлиц. 2001 год
2. Рони Айленд. 2003 год
3. Без названия. 2008 год
4. Стакан. 2005 год
5. Купол. 2008 год
6. Сантехника (Автопортрет). 2008 год

Работы позднего периода художника – это чувственный гиперреализм. Александр Гнилицкий был наделён даром изображать обычные вещи в фантазийном свете. Его работы намекали на игру правды и вымысла, реальности и фантасмагории. Любая иллюзия оживала на его картинах.

1. Тонкий лёд. 2008 год
2. Лукьяновская. 2008 год
3. Коктейль. 2005 год

ЦИФРА

В 2009 году состоялась самая удачная, с точки зрения продажной стоимости, реализация картины автора на аукционных торгах. На Philips de Pury & Company с молотка ушёл пейзаж «Небо, Олеговская» (2008 года создания) за 25.000 фунтов стерлингов (при эстимейте 20.000-25.000).

Небо, Олеговская

P.S.

Сегодня художника уже нет в живых. Но глядя на его работы, у нас есть возможность сполна предаваться грёзам, ведь Александру Гнилицкому удалось невозможное – вдохнуть жизнь и сделать реальным то, что казалось не более чем иллюзией.

ВЫСТАВКА «РЕАЛЬНОСТЬ ИЛЛЮЗИИ»
В «МЫСТЕЦКОМ АРСЕНАЛЕ»

«Гнилицкий создавал непохожие один на другой проекты, но при этом в каждой из работ читался его стиль»

Александр Соловьёв, куратор «Мыстецкого Арсенала»

На выставке, которая откроется в «Мыстецком Арсенале» 23 февраля и продлится до 26 марта, собраны работы всех периодов. Здесь перед зрителем представлена вся многоликость в её хронологической протяжности. Но она отнюдь не построена просто как ретроспектива. У выставки есть определённый концептуальный стержень, вынесенный в название – реальность и иллюзорность мира в их взаимопревращении и взаимопроникновении. Именно он, этот стержень, и объединяет это фантастическое разнообразие в особый и неповторимый художественный мир Александра Гнилицкого.