Facebook-спор: что не так с новым памятником Анне Ахматовой в Киеве Facebook-спор: что не так с новым памятником Анне Ахматовой в Киеве
Стиль жизни

Facebook-спор: что не так с новым памятником Анне Ахматовой в Киеве

Gloss 31 июля, 2017, 12:25
 0

Новый памятник Анне Ахматовой, установленный в Мариинском парке Киева, вызвал бурную реакцию киевлян в соцсетях. В основном, негативную. Автора критиковали, бюст называли уродливым, а выбор объекта - политизированным и неуместным. Защитники памятника тоже были, но без особой аргументации. Gloss.ua попробовал разобраться в теме до конца.

Что за памятник

Памятник установили по инициативе группы киевлян и телеканала "Интер" 23 июня, в честь 128-й годовщины со дня рождения поэтессы. Анна Горенко (псевдоним - Ахматова) родилась 23 июня (11 июня по старому стилю) 1889 года в Одессе.

Памятник в виде бюста высотой более четырех метров и весом 600 кг - авторства киевского скульптора Александра Стельмашенко. Работа над ним велась около двух лет.

О самом скульпторе известно не так много: он родился в 1958 году в Донецке, окончил Киевский государственный художественный институт. Одним из его педагогов по специальности является Василий Бородай. Именно Бородай был основным скульптором монумента Родина-мать в Киеве, но об этом позже. На сайте Стельмашенко указано, что его работы были представлены на киевских выставках, в Чернигове, а также есть в частных коллекциях в Канаде, Швейцарии, Германии и других странах. Со столичной студией скульптора для комментариев нам связаться не удалось: по номеру телефона никто не отвечал. Мы отослали информационный запрос в пресс-службу телеканала "Интер", но и оттуда ответ за неделю не пришел.

Ахматова и Киев

Почему Киев? Анна Ахматова жила здесь больше шести лет. Сначала в детстве: когда ее семья на год переехала в Киев, маленькой Ане было пять лет. Потом приехала сюда учиться в 16 лет - жила сначала у тети на Владимирской, затем на нынешней улице Заньковецкой, еще позже - на Тарасовской. Именно в Киеве она познакомилась с Николаем Гумилевым, а в кафе гостиницы "Европейской" (сейчас на ее месте Украинский дом) Гумилев сделал Ахматовой предложение. Через полгода пара обвенчалась в церкви в районе Никольской слободки - до наших дней она не сохранилась.

Выбор Мариинского парка "Интер" объяснил так: маленькая Аня во время прогулки по окрестностям Царского сада в Киеве (нынешний Мариинский парк) нашла там булавку в форме лиры. «Это значит, ты будешь поэтом» - сказала ей тогда няня. Так и вышло – девочка начала писать стихи в 11 лет. Выходит, что находка в Мариинском парке предопределила всю дальнейшую судьбу девочки. Сослались журналисты на слова самой поэтессы из заметок к ее незаконченной автобиографии.

Справедливости ради стоит отметить, что в этих же набросках можно встретить и слова, характеризующие дореволюционный Киев не с самой лучшей стороны. Здесь же Ахматова пишет, как пережила драматичные события, которые не позволили ей полюбить город. Здесь семья будущей поэтессы переживала крайнюю нужду, когда им приходилось «самим стирать и убирать», а ее любимый брат Андрей тяжело болел дифтеритом. Опираясь на весь текст целиком, можно сделать вывод, что Киев никогда не был городом Ахматовой, а «своим» городом она всегда называла Петербург.

Фото:

Фото: "Вести"

Что не так: время и место

Комментаторы в Facebook в основной массе говорили о политизированном решении установить памятник русской поэтессе в центре Киева в период военной агрессии России. Разумеется, главный аргумент в пользу решения будет примерно таким: «Но ведь Ахматова тоже пострадала от советской власти». Бывший муж Ахматовой - Николай Гумилев - был расстрелян в августе 1921 года в возрасте 35 лет. Еще один гражданский муж Николай Пунин, которому поэтесса посвятила много своих творений, репрессирован в 1950-х (умер в лагере), а сын – Лев Гумилев - был четырежды арестован советскими властями. Это - факты.

Но, если сформулировать позицию возмущенной общественности вкратце, - следовало бы для начала поставить памятники некоторым украинским поэтам, о которых незаслуженно забыли. Кроме того, установка памятника Ахматовой именно сейчас - отличный инфоповод для российской прессы и телеканалов: они уже его использовали. На российских сайтах можно встретить заголовки "В центре Киева звучали стихи великой русской поэтессы на русском языке": таким отличился, например, Первый канал. Понятно, что все преподносится под удобным углом и с нужными акцентами в условиях информационной войны.

Что не так: внешний вид

У бюста непропорционально большой выдающийся лоб, что некоторым комментаторам напоминает гидроцефалию. Судя по фотопортретам, Ахматова получилась совсем не похожей на себя. Наиболее говорящий комментарий в этом контексте – «Родина-мать-2». И это объяснимо.

О 62-метровом советском монументе говорят в контексте декоммунизации уже давно, пока и Родина-мать, и ее щит с советским гербом остаются на месте. Но сейчас речь не об этом: стилистика, в которой выполнен величественный монумент, действительно имеет много схожего со стилем памятника Ахматовой. Но если в первом случае то же грубоватое лицо с рублеными чертами смотрится более органично в масштабах самого монумента, то в случае с поэтессой все в точности наоборот. В той же Одессе и Петербурге памятники Ахматовой смотрятся гораздо изящнее.

Лучше всего в этом контексте высказался украинский художник Александр Ройтбурд: в комментарии для Gloss.ua он был лаконичным, ответив "Памятник - ...овно", и разрешил ссылаться на его объяснения под постами в Facebook. Там все развернуто и понятно: назвав памятник «рубленым манекеном», он отметил, что характерных для изображения Ахматовой черт надлома и трагизма, памятник не передал ни в коей мере.

Цитата Ройтбурда, которой хорошо подвести итоги: "Очень плохая скульптура. У Анны Андреевны был безукоризненный вкус и манеры. Она могла бы одним презрительным взглядом показать, как она к этому истукану относится. Дело даже не в отсутствии сходства и не в формальной совковой стилизации, пригодной для бюста сталеварши, а в полном непопадании в тембр ахматовской поэзии. Вместо магии звуков и смыслов - казенный отчет об освоенном финансировании. Лучше бы этого памятника не было".