Фото обложки: Богдан Семенченко
С начала августа в Киеве сделали пешеходной Контрактовую площадь и часть улицы Сагайдачного. Мнения горожан, судя по соцсетям, разделились: многие радуются, но некоторые не считают нововведение оправданным.
Чтобы разобраться в этой теме поглубже, журналисты Gloss.ua прогулялись по пешеходному Подолу и спросили прохожих об их впечатлениях, а также узнали мнение экспертов.
Сергій, Оксана і Артем
Нам дуже подобається ця ідея з пішохідним Подолом. Я водій і не маю проблем із тим, щоб об’їхати цю територію. Та й взагалі намагався в цей район нечасто їздити. Проблеми, звичайно, будуть у тих, хто їздить сюди на роботу, чи в ресторан, чи у банк. А для транзиту проблем я не бачу. |
Анатолий, сдает напрокат гироскутеры С одной стороны, мне нравится, что улицу сделали открытой для пешеходов. Люди охотно арендуют гироскутеры, катаются. Но лучше бы Крещатик полностью перекрыли. И мне кажется, что жителям Подола теперь сложнее попасть домой. |
Администратор одного из ресторанов по ул. Сагайдачного Посетителей стало не больше. Их стало меньше в два раза. Большая часть посетителей приезжала к нам из бизнес-центров, а теперь они просто не могут к нам подъехать. Для человека, который ездит в авто с кондиционером, пройти 15 минут от парковки - это непосильная задача. Поэтому он поедет в другое место. А люди, которые гуляют, - просто приходят походить. |
Геннадий, таксист Я работаю таксистом уже 16 лет. При мэре Омельченко эту дорогу всегда перекрывали на выходные, поэтому я привык. Люди, которые возмущаются, - пусть возмущаются. Всегда найдутся недовольные. Люди здесь ходят, гуляют, устают, потом берут такси домой. А я тут как тут. |
Юля, киевлянка Мы с друзьям нечасто здесь гуляли. Но теперь с удовольствием проводим время на пешеходном Подоле. Не хочется, конечно, чтобы этим пользовались рестораны, выставляя свои столики на центр дороги. |
Игорь, водитель Хорошо ли сделали Подол? А что в этой стране делается хорошо? Пешеходам стало удобнее, а вот водителям сложнее. Объезды заставляют водителей ехать дольше. Если бы ещё он был пешеходным только по выходным, то ещё ладно. |
Олег, студент Мені якось від цього «не горячо не холодно». Я не зовсім розумію навіщо це взагалі було зроблено. У водіїв, скоріше за все, з'явиося більше проблем із заторами на дорогах. Якби дорожній рух на Подолі відновився, я би не дуже засмутився. |
Опрос на практике показал, что мнения киевлян действительно разделились. Более того, не все из них до конца поняли, зачем вообще Подол перекрыли для автомобилей. Поэтому мы попросили экспертов-урбанистов детальнее рассказать о причинах и последствиях такого решения киевских властей.
Эксперты-урбанисты о пешеходном подоле:
.
Тарас Кайдан (сооснователь городского издания "Хмарочос") Отсутствие полноценных пешеходных улиц и площадей в Киеве – это давно уже не норма, а изъян. Любой исторический центр города был построен до появления автомобиля, и соответственно не рассчитан на их большое количество. Здесь никогда не будет достаточного количества парковочных мест для всех-всех машин. Старый город – это всегда пешеходные расстояния и многофункциональная застройка. Жилье, офисы, магазины, сфера услуг, социальная инфраструктура – все находится недалеко друг от друга. В центре нет необходимости в автомобиле, он нужен чтобы туда доехать. И единственный способ перестать «впихивать невпихуемое» – сделать передвижение на авто в историческом центре неудобным. Самоочевидным должен стать факт, что заезжать в старый город на машине необходимо только сервисным службам, местным жителям и тем, чей бизнес связан с перевозками. Все остальные могут либо воспользоваться общественным транспортом, либо пройтись пешком с ближайшей парковки. Те, кому действительно нужно воспользоваться автомобилем, получат в результате меньше пробок – ведь многие просто изменят свои привычки и перестанут садиться за руль, когда они хотят поехать в центр. В этом и состоит основная транспортная идея перекрытия улиц. Выгоды для горожан очевидны – больше места для пешеходов и активностей для людей, больше разнообразного контента, шанс для небольшого бизнеса получить новых клиентов. Также важен социальный аспект – если автомобилизированный город увеличивает неравенство между людьми и подчеркивает его, расслаивая общество, то в пешеходном пространстве никто не имеет привилегий, люди учатся совместно существовать и взаимодейстовать между собой. Появление публичных пространств, городских площадей и улиц – важный аспект появления открытого общества, а значит и прогресса. Есть и одно «но». Пешеходная Контрактовая «сработает», в долгосрочной перспективе, как и перекрытие других улиц, только при грамотном планировании, распределении автомобильных потоков, постепенном развитии качественного общественного транспорта и выносу основных автомагистралей за границы городского центра. |
Григорий Мельничук («Рада з урбаністики Києва») В мировой практике больших городов для улучшения транспортной ситуации и уменьшения пробок практикуется сокращение автомобильного трафика и расширение и правильная организация пешеходных зон и зон для велосипедистов. Тем более это характерно для исторического центра европейских городов. Поэтому решение перекрыть Подол - вполне оправдано. Здесь не стоит разделять людей на категории - пешеходы и водители. Человек сам выбирает чем ему передвигаться в центре города. Для транзитного транспорта есть возможность объезжать через улицу Набережно-Крещатицкую, Покровскую, Борычев Ток. Это реализуется в рамках архитектурного конкурса по реконструкции Контрактовой площади. В дальнейшем площадь должна быть реконструирована, асфальт должен быть демонтирован, эту территорию нужно озеленить, поставить лавочки. В дальнейшем предполагается расширение этого проекта на весь Подол. Это только начало, дальше будет больше и не только на Подоле. Сейчас ведутся обсуждения пешеходной зоны на Теремках, в планах также проведения большого воркшопе по Бессарабке с целью организации там пешеходных зон. |