Еда на высоте: история и особенности питания в самолетах Еда на высоте: история и особенности питания в самолетах
Стиль жизни

Еда на высоте: история и особенности питания в самолетах

Катя Котич 15 марта, 2016, 10:00
 0

Еда на борту - популярная тема дискуссий. Ее обсуждают больше, чем мастерство пилотов или даже внешность стюардесс. Кто-то жалуется, что еда «резиновая», кто-то – что порции маленькие, кто-то – что все дорого. Попробуем разобраться, чем отличается «воздушная» еда от «земной», и как сделать свой полет по-настоящему вкусным.

Не до еды

На заре гражданской авиации о комфорте на борту не могло быть и речи. Путешествие по воздуху было приключением, рассчитанным на смельчаков. В негерметизированном салоне было холодно, в полете основательно трясло да и шум от двигателей был просто адский. В таких экстремальных условиях пассажирам было не до еды – долететь бы до места назначения! Хотя, можно предположить, что горячительные напитки в столь нервной обстановке шли «на ура».

Ave Boeing!

В конце 30-х годов был создан Boeing 307 Stratoliner – первый серийный самолет с герметичным пассажирским салоном. В плане комфорта это был огромный шаг вперед: кресла пассажиров первого класса трансформировались в спальные места, в салоне были мужской и женский туалеты. На борту также появилась встроенная кухня, и пассажиров начали кормить. «Первой ласточкой» бортового питания стала жареная курица, а «на десерт» стюардессы предлагали сигареты – до начала эры борьбы с курением было еще очень далеко.

Рябчиков жуй

Следующие лет 40 авиапутешествия стали уделом избранных. Цены на билеты были астрономическими, а снижать их авиакомпаниям не позволял запрет правительства. Заманивать клиентов на свои рейсы приходилось не скидками, как сегодня, а, например, всяческими кулинарными излишествами. Авиакомпании старались превзойти друг друга, устраивая настоящие пиры на борту. Тем более, как выяснилось, занятые дегустацией блюд и напитков пассажиры меньше нервничали и легче переносили турбулентность и прочие неизбежные «прелести» перелета.

Экономика должна быть экономной

В 1978 году правительство США отказалось от регулирования цен на авиабилеты, и примеру «большого брата» последовали другие страны. Началась ценовая конкуренция между авиаперевозчиками, билеты стали стремительно дешеветь. Надо было изыскивать способы сокращения расходов. На чем старались сэкономить в первую очередь? Конечно, на еде! Интересный факт: когда авиакомпания American Airlines изъяла оливки из блюд бортпитания (по одной из каждой порции!), экономия составила 40 тыс. дол.

А что сегодня?

Большинство европейских авиаперевозчиков упразднили бесплатное питание на коротких маршрутах. Конечно, это касается только эконом класса – в бизнесе кормят и поят, как в былые времена, и даже лучше. Так что у пассажиров есть выбор: купить билет подороже и наслаждаться всеми радостями VIP-сервиса или же выловить тариф подешевле и потратить пару-тройку евро на сандвич (или взять ланч-бокс с собой). На дальнемагистральных рейсах авиакомпании на еде не экономят, но и перелет на другой край света стоит дороже.

Какая гадость, эта ваша заливная рыба

А теперь вопрос: почему многие жалуются, что еда на борту невкусная? Дело, оказывается, вовсе не в еде. Ученые Оксфордского университета доказали, что во время полета наши рецепторы запаха и вкуса воспринимают все несколько по-другому, чем на земле. Интересно, что сильнее всего снижается восприятие соленого и сладкого вкусов (приблизительно на 30%), в то время как восприятие кислого и горького вкусов, а также остроты специй остается неизменным. Наверное, поэтому в самолете так хочется томатного сока и соленых орешков.

Откуда берется еда на борту?

Понятно, что приготовлением еды занимаются не авиаторы, а специально обученные люди - так называемый бортовой кейтеринг. Еда готовится «на земле», в оборудованных по последнему слову техники цехах. Сразу после окончания процесса готовки продукты подвергаются шоковому охлаждению, разбиваются на порции, упаковываются, маркируются, снова охлаждаются и доставляются на борт специальным транспортом. Рецептура блюд разрабатывается с учетом всех особенностей восприятия, о которых мы говорили.

Что у нас в меню?

Многие уже знают о том, что еда на среднемагистральных рейсах крупнейшей авиакомпании нашей страны МАУ стала платной. Но те, кто не пожалел три евро на сендвич (а чашка кофе в любом международном аэропорту стоит дороже!), подтвердят, что при этом еда стала гораздо вкуснее. При этом все блюда меню можно заранее изучить на сайте в разделе Концепция Buy on Board, чтобы заранее определиться: пробуем приглянувшийся бутерброд или берем «бокс» из дома. Пассажиров же дальнемагистральных рейсов и тех, кто не поскупился купить билет бизнес-класса, кормят не только вкусно, но и бесплатно.

Ваш заказ, сэр!

Интересно, что недавно в МАУ появилась новая услуга – предварительный заказ бортпитания - Pre-ordered Meal. Заказать воздушную трапезу можно в промежутке от 90 дней до 72 часов перед вылетом. При регистрации на рейс, а лучше за день до вылета, нужно дополнительно подтвердить свой заказ и вуаля - бортпроводник подаст вам индивидуальное угощение всем окружающим на зависть. Заказать также можно и специальное меню: кошерное, вегетарианское, мусульманское, питание для детей от 2 до 10 лет или морепродукты. В общем, любой каприз за ваши деньги!

Выбрать понравившееся блюдо можно на сайте, а сам заказ сделать в кассах МАУ или в Контакт-центре по тел 566 и +380 44 581 50 50 (в промежутке от 90 дней до 72 часов перед вылетом)