От Шевченко до наших дней. Последовательно и основательно об украинской поэзии От Шевченко до наших дней. Последовательно и основательно об украинской поэзии
Стиль жизни

От Шевченко до наших дней. Последовательно и основательно об украинской поэзии

Gloss 29 марта, 2016, 17:00
 0

Об украинской поэзии тяжело писать последовательно и основательно. Постоянно тянет уйти в какое-то эссеистское хулиганство, фрагментарность, спонтанность и провокацию. Такова и сама украинская поэзия да и вся литература в целом. Это всегда эксперимент, поиск себя в мире, который сам же создаешь.

Дело не в «национальном характере», традициях, топографии или иной, присущей украинским писателям «оптике». Причина «вечной молодости» украинской литературы кроется в том, что «вечная молодость» - отнюдь не фигура речи. История украинской поэзии – это постоянно прерываемая традиция, причем прерываемая на самом интересном месте, в расцвете сил или преддверии его.



Появляется, к примеру, у нас Шевченко. Творит, ищет, собирает вокруг себя единомышленников... И что же? Незамедлительно кто-нибудь должен арестовать, осудить и отправить его куда-нибудь «в каземат, в равелин», топтать неудобным солдатским сапогом малоприятные оренбургские степи. Творческий же опыт опального поэта надолго оказывается «проклят, заклеймен и запрещен». Проходит лет пятьдесят, и из плодородного украинского воздуха ткется новая плеяда смелых, юных и сильных авторов. Шевченко они любят и знают, но творческим ориентиром им служит отнюдь не «Кобзарь», а, скажем, итальянские футуристы или обэриуты, или древние греки. Словом, традиция прерывается, украинская поэзия рождается заново, и пишется так, будто до нее не было ничего. Семенко, Плужник, Хвильовий, Тычина, Антонич, Йогансен и многие-многие другие совершают настоящее чудо. За каких-то два десятка лет они производят огромное количество экспериментальных, новаторских, но (не менее важно) системообразующих, основополагающих текстов. Эта попытка создания поэтической традиции из пустоты может выглядеть наивной, часто непоследовательной и даже незрелой (и быть таковой). Тем не менее, именно начало 20 века было ознаменовано созданием мощнейших и важнейших литературных произведений. Это время называют украинским возрождением. Расстрелянным возрождением. .

В 1937 году в честь 20 октябрьской революции в урочище Сандармох в Карелии были расстреляны около тысячи врагов народа. Среди них – лучшие представители украинской культуры: Лесь Курбас, Валерьян Пидмогыльный, Олекса Слисаренко, Юлиан Шпол – сотни писателей, ученых, талантливых, умных, смелых людей. Лесь Курбас – бесспорно, величина мирового масштаба. Валерьян Пидмогыльный – писатель, который мог бы изменить украинскую литературу в корне, автор всего двух романов, нескольких рассказов и повестей и тысяч переводов. Микола Хвыльовый, преследуемый советской властью, покончил с собой, – головорез от литературы, чья проза поэтичней многих стихотворений. Лучшие из лучших были либо убиты, либо совращены режимом. Традиция вновь прервалась. История должна опять начинаться с нуля..

Васыль Симоненко – умер в возрасте 28 лет (1963 год).

Васыль Стус (один из лучших поэтов, когда-либо живших) – убит в карцере на Соловках в 1985-м.

Но рукописи не горят и топором не вырубаются. Несколько вековое поэтическое наследие не кануло в лету. Шестидесятники переосмысливали Тараса Шевченко, семидесятники обратились к Ивану Франко и Григорию Сковороде, поэты девяностых вновь обратились к Шевченко (хотя и без видимой оглядки на шестидесятников)...

2016 год. В украинской поэзии явственно обозначились признаки нового возрождения. Появилась когорта мощных поэтов-двухтысячников и десятников: Остап Сливинский, Олег Коцарев, Олена Герасимьюк, Евгений Пивень, Дмитрий Аверьянов, Дмитрий Казаков, Дмитрий Билько, Олег Богун, Богуслав Поляк, Мария Банько, Татьяна Положий, Иван Кулинский, Вано Крюгер, Славко Шандрук. Конечно, это далеко не все. Но ведь важно не составить исчерпывающий список, но указать на область, где должен произойти или уже происходит какой-то взрыв, нечто действительно большое и значимое.

Мы можем теперь говорить о поколении, которое начинает понемногу нащупывать опоры в предыдущих пластах украинских писателей. Многие обращаются к расстрелянному возрождению (у Олены Герасимюк, к примеру, есть интереснейший проект под названием «Расстрельный календарь»), к Чубаю, Лышеге, Сковороде, Лесе Украинке, Семенко, Голобородько...

Если это поколение не закончится очередным Сандармохом, с него в Украине может начаться то, что называется литературным процессом.

Что же происходит в мире украинской поэзии сегодня? Где эти самые поэты функционируют и что делают? Понятно, что они сидят в своих съемных квартирах, курят крепкие сигареты и пишут стихи. Но как они участвуют в социальных взаимодействиях, где встречаются с читателем, издателем, критиком?

Многие будут удивлены, но в Украине больше крупных литературных фестивалей, чем где-либо еще на постсоветском пространстве. Львовский форум издателей, Meridian Czernowitz, Кивеский арсенал, Киевские лавры и, наконец, Kyiv poetry week.

О последнем и поговорим отдельно. Это началось, как дерзновенная попытка пятерых мечтателей внести в украинскую поэтическую среду то, без чего они ее не мыслят. Фестиваль стартовал с мечты, с претензии молодых на место в мире, как и большая часть украинской литературы. Это классическое нечто, возникающее из ничего (кроме разве что рафинированного литературного вкуса, спонтанного порыва и месяцев тяжелого труда) по воле не то чуда, не то случая, не то неизбежного перерастания количества знаний, надежд и чаяний в качество их осуществления. .

Первая Киевская неделя поэзии пройдет с 25 по 31 марта 2016 года. Состав участников поражает. Это и те, кого называют живыми классиками (Васыль Герасимьюк, Линор Горалик, Рон Винклер), и смелые экспериментаторы (текстовая группа «Орбита», Алексей Шмурак, Александр Маноцков, Дмитрий Строцев), безумно талантливые молодые звезды современной поэзии (Алла Горбунова, Дмитри Аверьянов, Евгений Пивень, Василь Лозинский), а также, конечно, издатели и литературтрегеры (Дмитрий Кузьмин, издательство «Лоция»).


Данный случай – яркий пример того, как количество литературных событий может перейти в совершенно новое качество создаваемого на рынке литературы продукта..

Вспомним о еще одном важном аспекте, затрагиваемом в почти любых разговорах о поэзии. Жалобы! Ну конечно, как же без них? Всем доводилось слышать нарекания в духе: «никому не нужна поэзия», «никто не издает моих книг» и тому подобное. Не верьте всему, что слышите. За последние несколько лет интерес общества к поэзии стремительно возрос. С учетом большого числа социальных встрясок это вполне объяснимо. По-настоящему впечатляет другое. В больших культурных центрах Украины (Киев, Харьков, Ивано-Франковск, Львов, Одесса) сформировался и продолжает расти невероятными темпами устойчивый социальный запрос на умную, тонкую, сложную поэзию. Появился целый класс «продвинутых пользователей» литературным продуктом. Их больше не устраивают простенькие понятные стишки, восходящие к привычному общему опыту. Эти новые люди требуют стихов, для восприятия и понимания которых требуется изрядная читательская мускулатура. Обратите внимание на то, сколько появилось литературных лекториев, поэтических вечеров, проводимых на престижных площадках. Речь идет об абсолютно новом поколении читателей-слушателей-зрителей, бросающих вызов авторам, книгоиздателям и литературным промоутерам.

Кстати, о книгоиздательстве. Здесь у авторов есть куда больше возможностей, чем утверждают иные любители поэксплуатировать чью-нибудь жилетку. Ежегодно десятки молодых авторов издают свои первые книги по результатам таких литературных конкурсов как «Смолоскип», «Гранослов», «Диктум». Есть также великое множество самиздатовских проектов, и они отличаются очень интересными решениями в оформлении книг. Издать поэтический сборник сегодня – не проблема. Другое дело – издать книгу, которую захочется купить, держать в руках, читать и перечитывать. Здесь требуется не только литературный талант автора, но и титанический труд оформителей, неординарный подход к иллюстрированию и верстке.

Выделим совершенно новый независимый издательский проект «Лоция». Он стоит особняком как от больших издательств, так и от самиздатовских инициатив. Первая книга серии «Лоция» - «Стихотворения» Дмитрия Аверьянова. Это удивительный пример сотрудничества поэта и художника (именно художника – не иллюстратора), результатом которого явилось создание настоящего произведения искусства. «Стихотворения» - безупречно оформленная, исключительно красивая книга одного из наиболее талантливых поэтов современности. Презентация книги в Киеве состоится на площадке фестиваля kyiv poetry week.

Последующие книги серии (Евгения Пивня, Василя Лозинского, Ивана Кулинского, Антона Полунина) обещают добавить много качественно нового в парадигму украинского книгоиздания. Дело в том, что главный принцип издательства «Лоция» - строжайшие требования к стихотворениям, публикуемым в рамках серии, и работам художников над визуальной составляющей книг. Кажется, эти ребята вообще не знакомы со словом «компромисс».

Может показаться, что такой продукт рассчитан на исключительно узкий круг ценителей. В реальности это именно то, чего требует новое, нетерпимое к посредственностям поколение читателей. Книга не может просто быть носителем для произведения искусства, сшитой кипой бумаги, на которой напечатаны пусть даже гениальные тексты. Книга сама должна быть произведением искусства, начиная от содержания и заканчивая выбором бумаги, шрифтов, иллюстрациями.

Потребитель современной поэзии стал literally по-тре-би-те-лем, оторвавшись о маргинальной среды и приобретя способность и желание платить за приобретаемый продукт, а, следовательно, предъявлять к поэзии максимально высокие требования. Современный читатель – человек много знающий и много умеющий, человек много делающий и многого достигающий. Он делит литературу не на «массовую» и «андерграундную», а на качественную и ... не очень.

Выход поэзии из университетских аудиторий и полулегальных баров на лучшие концертные площадки и передовицы авторитетных интернет-ресурсов привел к усилению конкурентной борьбы внутри литературного цеха и, как следствие, созданию произведений качественно превышающих то, что мы привыкли принимать за поэзию в течение последних нескольких десятков лет.

Украинскую поэзию ожидает еще много испытаний, однако последние тенденции ее развития вселяют надежду на лучшее. На небывалое.

Читайте стихи, приходите на литературные вечера, неделями пропадайте на поэтических фестивалях. Потому что так радостней, чем иначе.

KYIV POETRY WEEK в Facebook