Музыка поколения Z: о чем поют главные кумиры украинских подростков Музыка поколения Z: о чем поют главные кумиры украинских подростков
Музыка и кино

Музыка поколения Z: о чем поют главные кумиры украинских подростков

Богдан Семенченко 14 ноября, 2017, 12:45
 0

Есть много групп, которые слушают и подростки, и взрослые люди. Но чаще всего эти исполнители не пытаются как-то обозначить свою целевую аудиторию. Того же Монатика могут слушать и школьники в 7 классе, и состоявшиеся взрослые. А вот артистов, которые намеренно и регулярно вставляют в свою музыку подростковые триггеры, не так и много.

Когда-то это делал рэпер Децл со своей «Вечеринкой у Децла дома», девичья рок-группа Ранетки, которая снялась в подростковом сериале о себе же, теперь же у поколения Z появились новые кумиры.

Мы разобрали и проанализировали творчество самых видных исполнителей из украинской популярной музыки и условного андеграунда, которые осознанно опускают возрастную планку своей целевой аудитории - как в текстах, так и в визуальной составляющей своего творчества.

Мейнстрим

«Это было похоже на детский утренник», - вот как описывает весенний концерт группы Время и Стекло в «Stereoplaza» музыкальный журналист Юрий Берёза в своём отчете. По его словам, на выступлении дуэта он рассчитывал увидеть «мадам на каблуках и серьезных кавалеров», но увидел детей в возрасте от 10 до 15 лет с родителями. Помимо визуальной оценки аудитории группы на концерте, можно взглянуть на комментарии под их видео на YouTube и в социальной сети ВКонтакте, которую и сама группа, и многие поклонники ВиС всё ещё используют: в сообществе насчитывается почти 700 тысяч человек, а обновления в нем публикуют каждый день.

Очевидно, что Надя Дорофеева и Алексей Завгородний (Позитив) поют для разной аудитории, но, если подсчитать средний возраст их слушателей, он вряд ли будет больше 18.

Почему это так? Музыкальный продукт этих ребят изначально планировался как мейнстримный, поэтому они не эпатируют, не поют о наркотиках, сексе и прочих запрещенных штуках. Но при этом попадают слегка в другую аудиторию - чуть более правильных молодых ребят, которым не так нужен этот самый протест и нонконформизм. Или даже его видимость. Ну или тех, кто даже еще не доросли до тинейджерских лет. События и внешний вид героев в клипе очень напоминают перипетии в цветастом кукольном домике Барби и Кена, а их тексты, бывает, содержат лексику, которую взрослые люди редко используют в своей речи. Как, например, в одной из их последних песен - «Тролль»:

«Ты меня не тролль,
Ты меня не тролль,
Видишь, как любовь убивает боль
Ты меня не тролль»

И если кто-то до сих пор уверен, что Время и Стекло это группа исключительно 16+, то пусть еще раз вспомнит, что в ней поёт парень с псевдонимом Позитив.

А что у нас здесь...

Абсолютно то же самое можно сказать про трио Mozgi, сайд-проект Потапа. С единственной поправкой на то, что здесь продукт чуть больше рассчитан на мальчиков. Взрослому человеку будет смешно смотреть на то, как исполнители пытаются «продать» слушателю разгульный образ жизни, вечеринки и даже намекают на наркотики в клипе на песню «Атятя». Музыку для детей здесь выдает практически любая строчка. Возьмём самые ядерные:

«Че такой кисляк? Хэй!
Получай в голову вирусняк! На!
Такой кисляк, а че? Эй!
Получай в голову наш тречок!»

Даже эпатирующий антураж клипа, а именно - подпольный наркопритон с дюжиной сексуальных девиц, в конце клипа нивелируется сообщением о том, что вместо кокаина герои видео фасовали детское питание. Ну, это и к лучшему. Пусть дети, напевающие «Атятя», не забывают, что пропаганда наркотиков - это не круто.

Ну и наконец группа, без которой невозможно было бы представить этот материал. Open Kids фактически монополизировали рынок детской поп-музыки. Причем для самых маленьких - даже первоклашек. Эти девчонки даже не пытаются задеть взрослую аудиторию, но зато дают всё, что нужно услышать детям. При этом их видео на песню «Круче Всех» уже сейчас собрало 115 миллионов просмотров. Этот факт ещё раз напоминает, что сегмент «до 16 лет» на YouTube сейчас крайне активен.

Андеграунд

Эту музыку люди делают самостоятельно, без продюсеров и серьезных денежных вливаний. Они не пытаются попасть в телевизор, поэтому и никаких вербальных и понятийных табу здесь нет. Соответственно, и слушатели здесь старше. Но её в любом случае писали для подростков.

Для того, чтобы начать читать хип-хоп «молодой школы», не нужно быть поэтом, не нужно уметь петь. Максимум - нужно иметь друзей, которые делают свежие инструменталы или возможность их покупать. Это привело в хип-хоп не тех, кто часами проводит за написанием сложных текстов или занятиями на музыкальных инструментах, а тех, кто хорошо улавливает тренды и знает, как их подать. Так, например, в хип-хоп пришел молодой киевский скейтер Лил Морти. Его творческая эстетика построена на самолюбовании и определенном эскапизме. Больше об этом стиле сказать в общем-то и нечего. Главный музыкальный рефернс здесь - американская молодая хип-хоп звезда Lil Pump.

За Морти идет молодежь не сколько из-за музыки, сколько из-за того, как этот продукт выглядит и как подается слушателю. Наркотики, вседозволенность, эгоцентризм - это необязательно именно то, с чем хотят ассоциировать себя подростки. Рэперы просто круто выглядят, плотно звучат и берут на себя инициативу, ведут за собой. Но сама идея запрещенного всегда привлекала, и такая музыка - просто новая форма старого содержания. В ней сплелись Гоша Рубчинский с его переосмыслением 90-х и парадоксальное, как для хип-хоп культуры, увлечение эстетикой тяжелой музыки.

Лил Морти записал два совместных трека с лидером этого жанра Pharaoh из России, с которым несколько раз выступил на одной сцене. Один из таких их треков, а именно «Школа», содержит занимательный припев:

«Самый свежий в школе, у
Самый свежий в школе, у
Самый свежий в школе,
Я был самым свежим в школе, с*ка»

Собственно, он максимально дифференцирует аудиторию вышеназванных исполнителей.


Пошлая Молли - уникальный проект для гитарной музыки в СНГ, ставший популярным только благодаря интернету. Но если в 2008 году Юре Каплану (Валентин Стрыкало) понадобилось около двух-трех лет, чтобы начать собирать полные клубы, Молли уже через пару месяцев после выхода дебютного альбома стала турить по всему постсоветскому пространству, делая солд-ауты буквально в каждом втором городе. Уникален этот проект также и с музыкальной точки зрения - во время записи дебютного и пока единственного альбома «8 способов бросить дрочить» было использовано максимально мало живых инструментов. Здесь на первом плане - абсолютно пластмассовые синтезаторы и электронные барабаны. Всё звучит очень игрушечно, но сами песни бьют просто в точку. Пошлая Молли - это продуманный поп-проект, но организованный не продюсерами с толстыми кошельками, а 20-летним Кириллом Бледным из Харькова. И вот почему.

Несложно догадаться, что в ценностном наборе «крутых» подростков, а в большей мере тех, кто хотят казаться таковыми, не последние места занимают тусовки, секс, модная одежда, да и всё то, чтоявляется запрещенным или недоступным. Взглянем на первые строчки первой же песни в альбоме.

«Я очень рад, что ты раздеваешься, потому что
Потому что ты одеваешься в х** пойми что»

Здесь всё на своих местах. Подростковые триггеры расставлены превосходно. И так по всему альбому. Подростковая, даже детская эстетика в сочетании с действительно пошловатым содержанием хорошо отображается и в визуальной составляющей бренда «Пошлая Молли». Стоит только взглянуть на мультяшную обложку дебютного альбома. Вряд ли это только ирония - некоторые слушатели Пошлой Молли вполне ещё могут периодически смотреть мультфильмы.

Это только вершина айсберга. Есть ещё группа Агонь (ex. Quest Pistols), Quest Pistols Show, те же Грибы, популярные среди украинских подростков, но не так явно использующие подростковую эстетику. Это новое лицо украинской молодежной музыки, с которой нужно считаться. Каким бы оно ни было.