Биография Георгия Данелия
Георгий Данелия родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. Отец - Данелия Николай Дмитриевич (1902-1981), инженер-путеец, был бригадиром, начальником шахты, главным инженером Метростроя Москвы и СССР. Мать - Анджапаридзе Мери Ивлиановна (1905-1980), долгие годы работала на <Мосфильме> ассистентом, вторым режиссером, как режиссер-постановщик сняла несколько короткометражных фильмов. Супруга - Данелия Галина Ивановна, режиссер-постановщик, сняла фильмы <Француз>, <Божья тварь>, а также короткометражные картины <Шутка> и <Текущий день>. Дети: Данелия Николай (1959-1985), режиссер, поэт, художник; Данелия Светлана, юрист; Данелия Кирилл, художник. Внуки: Ирина, Маргарита, Алена, Саша, Денис, Петр. Правнучка - Александра.
<Кто такой Данелия? - сказал однажды о Георгии Николаевиче замечательный актер Е. Леонов. - Во-первых, это талантливый и самобытный художник, всегда разный и неожиданный даже для тех, кто его хорошо знает. И во-вторых, - это просто добрый человек: и талант его добр и фильмы его добрые. В каждом он оставляет кусочек доброты, кусочек своего сердца, кусочек своей любви к людям...>
Детство Георгия прошло в Москве, в Уланском переулке, куда семья переехала из Тбилиси в 1931 году. Здесь он учился в школе, в 1954 году окончил Московский архитектурный институт. В 1954-1955 годах работал архитектором в Институте проектирования городов (<Гипрогор>). Увлечение архитектурой нашло отражение и в его дальнейшей режиссерской работе. <Замысел будущей картины, - признается Георгий Николаевич, - начинается для меня с визуального образа, картинки, сочетания пропорций, ритмических соотношений. По первому образованию я архитектор, и это, видимо, неистребимо...>
В 1956 году Георгий Данелия поступил на Высшие режиссерские курсы при киностудии <Мосфильм>. Его учителями были Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Леонид Трауберг, Юлий Райзман, Михаил Калатозов... Здесь, на режиссерских курсах, он снял две короткометражные картины: курсовую <Васисуалий Лоханкин> (совместно с Ш. Аббасовым) и дипломную, в двух частях, <Тоже люди> (1959) - экранизацию отрывка из романа <Война и мир> Л.Н. Толстого. Обе ленты (и каждая по-своему) заявили о своеобразии таланта и интересах начинающего кинематографиста. В первой сатирическая острота сочеталась с необычайной мягкостью и человечностью режиссера, во второй - впервые зазвучала та любовь к людям, которая лирической темой пройдет в дальнейшем через все его картины.
В 1959 году Георгий Данелия начал работать режиссером-постановщиком на <Мосфильме>. После учебных работ-экранизаций, где начинающий кинематографист проявил умение блестяще работать с первоисточником, естественным и логичным был ход к картине <Сережа> (1960) - режиссерскому дебюту Г. Данелия совместно с И. Таланкиным. <Несколько историй из жизни очень маленького мальчика> - повесть <Сережа> Веры Пановой, изданная в 1950 году, легла в основу фильма. С тех пор Георгий Данелия считает Панову своей <первой учительницей>.
<Сережа> принес создателям картины - режиссерам признание, славу, международные награды, начиная с <Хрустального глобуса> в Карловых Варах. После выхода в свет <Сережи> много говорили о взаимодействии кино с литературой, об оригинальной драматургии фильма, о новой мере реализма на экране. <"Сережа" - это фильм-исследование, фильм-наблюдение, где из поэтических подробностей происходящего, настроения и интонации рассказчика встает лирический образ солнечного, доброго мира и маленького человека, который начинает в нем жить>, - писали о фильме критики.
В этом первом творческом опыте ярко прорисовались коренные черты таланта начинающего режиссера. Прежде всего определилось его умение трактовать образ героя именно как характер. По мнению Данелия, характер на экране выражается в непосредственном действии героя. <Главное, - считает он, - чтобы герой, лица фильма запоминались сами по себе, своей личностью, обликом, поступками>. Критики писали о режиссере, что <он не боится знакомых актерских лиц, потому что умеет в чертах привычных уловить нечто совершенно неожиданное, умеет повернуть знакомый профиль, найти ракурс, выявляющий суть человека или раскрывающий ее совсем по-новому. Вот почему многие актеры столь прекрасно сыграли именно в картинах Данелия...> Так, среди многочисленных замечательных работ В. Меркурьева, возможно, нет настолько филигранной, органически смешной миниатюры, как дядя-моряк в <Сереже>. Вероятно, нет фильма, где был бы так прост, <домашен> С. Бондарчук, как в роли Коростылева.
Следующая работа Георгия Данелия - психологическая драма <Путь к причалу> - вышла на экраны страны в 1962 году. Фильм подкупает зрителя жизненной прозой, тонкими по психологической разработке бытовыми сценами, где в обычных, подчеркнуто повседневных обстоятельствах проступает проблема общечеловеческих ценностей. Перед героями фильма (актеры Б. Андреев, О. Жаков, Л. Соколова, А. Метелкин, В. Никулин и др.) стоит выбор: жизнь или честь, страх или благоразумие, жестокость или мужество. И каждый из них находит свое решение.
В 1963 году Георгий Данелия снял лирическую комедию <Я шагаю по Москве>, которая органично вошла в историю отечественного кинематографа. В картине особое значение придавалось изобразительному решению, использованию музыки, тонкому раскрытию психологии героев. <Это картина о совсем молодых людях, - сказал о фильме М. Ромм. - Вспоминаешь ее - и хочется улыбаться. Картина начинается с улыбки и кончается ею. Она улыбается всеми своими кадрами... Каждый ее кадр радует веселой изобретательностью режиссера и оператора>. Фильм снимался весело, азартно, легко. В нем сыграли тогда еще совсем молодые, а теперь выдающиеся актеры: Н. Михалков, А. Локтев, Г. Польских, Е. Стеблов... В эпизодах снялись В. Басов и Р. Быков.
В своем следующем фильме - <Тридцать три> (1965) с Е. Леоновым в главной роли Георгий Данелия обращается к языку острой сатиры, гротеска, которые прекрасно соседствуют с добродушным юмором. После этой ленты Георгий Данелия нашел способ продолжить работу в этом жанре в качестве штатного режиссера киножурнала <Фитиль>.
В 1969 году в прокате появляется его картина <Не горюй!> - знаковая, фирменная работа режиссера, снятая по мотивам романа Клода Тилье <Мой дядя Бенжамен>. <...Добрая, умная, сердечная и безукоризненная по вкусу картина>, - скажет о ней К. Симонов. В фильме собран прекрасный актерский ансамбль: С. Закариадзе, В. Кикабидзе, С. Чиаурели, А. Вертинская, В. Анджапаридзе, Е. Леонов, А. Шенгелая... <Не горюй> - один из любимых фильмов режиссера. <Если смотреть объективно, - признается он, - ближе всего к тому, что я хотел, получилось как раз в этом фильме>.
В 1973 году вышел фильм Георгия Данелия <Совсем пропащий>, снятый им по своему собственному сценарию по мотивам романа Марка Твена <Приключения Гекльберри Финна>.
Все фильмы Георгия Данелия - это истинно <актерские фильмы>. Уже начиная со своих первых картин, режиссер подбирал свою кинематографическую <труппу>, не расставаясь с актерами, наиболее полно отвечающими его представлению о том, что такое хороший фильм. Это Евгений Леонов, Вахтанг Кикабидзе, Леонид Куравлев, Фрунзе Мкртчян. Позднее - Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неелова, Галина Волчек, Валентина Талызина, Юрий Яковлев, Станислав Любшин...
Комедии Данелия часто включают в себя черты драмы или мелодрамы. Таковы <Афоня> (1975), <Мимино> (1977), <Осенний марафон> (1979). По мнению драматурга Р. Габриадзе, <смех у Данелия - это всегда мысль, и грусть, и поэзия; его смех - порой легкий, порой горький, но никогда не бывает злым...> В картинах Георгия Данелия соединяются счастье и горе, трагизм и смех, но они не просто смешат и печалят, не просто увлекают зрителя остроумием мысли, прекрасной игрой актеров, они заставляют задуматься о смысле бытия. Незадолго перед премьерой <Мимино> режиссера спросили, о чем его новый фильм. Он ответил: <...Мой герой, кажется, достиг всего. Отличная работа. Москва, прекрасное положение... Но, как магнит, его тянет к себе маленькая родная деревушка, сельский аэродром... О чем это? Может быть, о человеке, который не успокоился, сумел вернуться к самому себе? Может быть, о чувстве родины, об этом очень конкретном, осязаемом уголке родной земли?>
Вышедшая на экраны следом за <Мимино> картина <Осенний марафон> была названа критиками одной из самых смешных среди печальных комедий. Внешне веселая, полная самых забавных перипетий история.
<Главный герой - интеллигентен, добр, но каким-то загадочным образом эта доброта дорого обходится не только ему одному, но и тем, кто его окружает. Это - доброта от безволия. Мир вокруг него - пестрый, переменчивый, разные люди ждут от него разного, подчас прямо противоположного, а он считает, что должен ответить тем, чего от него ждут. Тут-то и возникает трагическая ситуация. Милый и чистый человек ищет спасения в приспособленчестве...>, - это слова автора знаменитой ленты.
Данелия снял такие картины, как драма <Слезы капали> (1982), фантастическая комедия <Кин-дза-дза> (1986, специальный приз за изобразительную концепцию на Международном кинофестивале в Рио-де-Жанейро), <Паспорт> (1990), <Настя> (1993), <Орел и решка> (1995). В 2000 году, после долгого перерыва, режиссер поставил комедийную ленту <Фортуна>. В настоящее время работает над анимационным фильмом по мотивам комедии <Кин-дза-дза>.
В своих фильмах режиссер всегда стремится найти гармоническое соответствие между всеми компонентами фильма: игрой актера, музыкой и изобразительным решением. Музыка для Данелии - важнейшее выразительное средство, она придает его фильмам как бы новое измерение, несет в себе то, что невозможно выразить с помощью слова, игры или изображения. Режиссер нередко сам предлагает музыкальные темы к своим будущим фильмам.
Георгий Данелия является автором или соавтором сценариев большинства своих фильмов, а также соавтором сценария картин, снятых другими режиссерами, в том числе <Джентльмены удачи> (совместно с В. Токаревой), <Француз> (совместно с С. Бодровым), <Привет от Чарли Трубача> (совместно с С. Дерновым), <Анна>. В 2005 году вышла книга Георгия Данелия <Тостуемый пьет до дна>.
Г.Н. Данелия - народный артист РСФСР (1974), народный артист СССР (1989), лауреат Государственной премии СССР (1978) и Государственной премии РФ (1997), лауреат премий <Золотой Овен> (1974) и Национальной премии <Триумф> (2002). Он обладатель беспрецедентного числа призов на различных кинофестивалях, в том числе главных на фестивалях в Карловых Варах, Венеции, Сан-Себастьяно, Москве, Душанбе, Габрово, Варне, Шамрузе, Map-дель-Плата, Каннах (в разделе <Перспектива кино>), а также специальных призов в Акапулько, Римини, Мадриде, Рио-де-Жанейро, Стратфорде, Ванкувере, Овелино, Эдинбурге, Картахене, Берлине, Солониках, Ереване, Сочи и др.
Георгий Данелия - академик Национальной академии кинематографических искусств и наук, лауреат премии <Золотой орел> в почетной номинации <За верность профессии> (2006).
Георгий Николаевич необыкновенно работоспособен. По наблюдению его коллег, на съемочной площадке он никогда не бывает растерян, всегда знает, чего хочет, и знает, как это надо сделать. Снимая фильм, режиссер живет только его проблемами, полностью отключаясь от всего другого, внутренне проделывая работу оператора, художника, актеров, композитора. <Надо работать, даже если не получается, надо вернуться и переделать, если открылось, что именно не получилось и почему. Мне более всего дороги взволнованная тишина зала в том месте, на которое ты надеялся, или удар смеха, когда вспыхнули, грохнули все как один, - это и есть лучшая встреча со зрителем> - это кредо Мастера, его творческий почерк.
Георгий Николаевич увлекается живописью, графикой, музыкой, дома собрал коллекцию барабанов. Любимые режиссеры - Феллини (особенно фильм <8 1/2>), Юрий Герман, Никита Михалков.
Живет и работает в Москве.