Режиссер Алексей Балабанов снял кровавую психологическую драму Морфий по сценарию трагически погибшего в съемочной экспедиции пять лет назад Сергея Бодрова-младшего. Это второе обращение режиссера к литературному произведению, на этот раз – к наследию Михаила Булгакова. Пятнадцать лет назад Балабанов снял ленту Замок по мотивам романа Франца Кафки. Все остальные свои фильмы – Брат, Брат-2, Война, Про уродов и людей, Груз 200 – Балабанов снимал на основе оригинальных сценариев.
В основе сценария Морфия - автобиографический цикл рассказов Михаила Булгакова «Записки юного врача». Главный герой, молодой доктор Поляков, получает назначение в глухую деревенскую больницу. На дворе стремительный 1917 год - разгар революции, но здесь тишь и глушь, и только зима, боль, страхи и неуверенность неопытного эскулапа. Однажды, борясь за жизнь пациента, Поляков ставит под угрозу свою собственную, и принимает морфий, чтобы спастись. Болезнь отступила, но Поляков все так же впрыскивает морфий в свою кровь, уверенный в том, что сможет остановиться в любой момент.
Многое из описанного в своих страшных записках Булгаков, будучи сельским врачом, пережил сам, в том числе и пагубную страсть к морфию. Мы бы никогда не увидели «Белую гвардию», «Мастера и Маргариту», да и тот же «Морфий», если бы будущего писателя не выходили в родном Киеве опытные профессора и близкие люди. Что касается фильма, то его финал держится в строжайшем секрете, известно только, что
Балабанов как-то изменил историю. Так что, у жизни и смерти равные шансы.
В картине снялись
Андрей Панин,
Сергей Гармаш,
Ингеборга Дапкунайте, а в главной роли - молодой актер
Леонид Бичевин, открытый
Балабановым в нашумевшем фильме
Груз 200.
Часть натуры снимали в Угличе и Ярославле, часть — под Гатчиной. Финальная сцена с массовкой в 250 человек пришлась на маленькие городки Кашин и Калязин Тверской области – они остались почти такими же, как и сто лет назад. Больничные сцены снимали в павильонах «Ленфильма». По замыслу
Балабанова, цвет в фильме сильно погашен. Оператор Александр Симонов ( Бумер.Фильм второй, Груз 200) постарался, чтобы в кадре было «темно и страшно». Так легче передать атмосферу булгаковской повести.
Алексей Балабанов
Я наркотики совсем не употребляю, однако Булгакова смог понять и без них.
С кастингом актеров возникали постоянные пертурбации. Так, например, помещика, Василия Осиповича, живущего по соседству с доктором, играет
Сергей Гармаш. Но изначально на эту роль планировали Никиту Михалкова, у которого в последний момент выплыли свои съемки, и он не смог совместить графики.
Андрей Панин играет фельдшера, помощника доктора.
Инга Дапкунайте будет Анной Николаевной - это главная женская роль. Поговаривают, что ради этого фильма актриса на время бросила все свои заграничные проекты. Вторую даму Полякова – Екатерину Карловну – должна была сыграть
Рената Литвинова, но томная блондинка неожиданно отказалась.
Балабанову пришлось по наводке знакомого режиссера взять на эту роль известную сербскую актрису
Катарину Радивожевич. А основные сомнения у режиссера были по поводу главного героя. Перебрали десятки молодых претендентов, но нужного типажа так и не нашли.
Бичевина же и вовсе изначально отодвинули в сторонку:
Балабанову показалось, что актер выглядит недостаточно молодо. И лишь когда съемки уже невозможно было откладывать,
Балабанов все-таки позвонил
Леониду.
Сложности возникали не только с актерским составом. Прошедшая зима совсем не радовала обилием снега, потому на натуре пришлось применять искусственную метель, что существенно увеличило смету. Да и с костюмами героев пришлось повозиться, а главная засада случилась с тулупами из овчины, которые постоянно фигурируют в кадре (деревня, как-никак). Выяснилось, что такие тулупы производят только в Татарстане и вывезти оттуда это обмундирование невозможно. А ношеные армейские давно исключены из списка амуниции, списаны и уничтожены. Вот эти-то «списанные» единицы и искали по всем российским гарнизонам. Настоящие в кадре только аксессуары. Очки, саквояжи, зонты, перчатки и, конечно, наганы военных. С этим «добром» проблем было как раз меньше – помогли петербургские и московские антиквары.
Но, несмотря на все тернии, создатели фильма все-таки пробились к звездам, и уже в этот четверг мы сможем оценить, насколько хорошо это у них получилось. От себя добавлю, что как человек, умудрившийся просмотреть это кино в секретных архивах Центра до его премьеры, я сделал такие выводы.
Морфий – это качественное
балабановское кино. Это тот самый фильм-депрессия, который ни в коем случае не порекомендуешь к просмотру влюбленным парочкам, семьям с детьми и лицам с неустойчивой психикой. Правда, как мне показалось, тема наркотиков в фильме раскрыта не полностью. Режиссер почему-то проставил акценты на ужасах врачебной практики в глубинке без необходимого оборудования, когда врачу приходится одновременно быть и терапевтом, и гинекологом, и хирургом. На таком фоне страдания морфиниста смотрятся как-то неубедительно. Однако самые мурашкокожадробительные впечатления после, и во время просмотра, вам все-таки обеспечены.