«Театр 19» давно известен острыми постановками. Большинство спектаклей труппы – комедии, которые далеко не всегда так смешны, как кажется на первый взгляд. Но сейчас Игорь Ладенко, творчество которого едва ли можно оценить однозначно, превзошел самого себя: «Чмо» - это максимально точное отражение внутреннего конфликта человека с собой и его же противостояния с окружающим миром, показанного на фоне советской армейской действительности, щедро сдобренного юмором.
Начинается все с афиши, на которой мы видим следующее:
Из словарей:
ЧМО - части материального обеспечения
(воен.)
ЧМО - человек малообразованный
человек мешающий обществу
человек морально отсталый
человек морально опущенный
чемпион московской области
чемпион московской олимпиады
чрезвычайно мобильный организм
человек материально обеспеченный
чрезвычайно малогабаритный объект
(фолькорн.)
ЧМО - человек морально опустившийся
(аббревиатура, употреблявшаяся работниками
исправительных учреждений)
Это, так сказать, первая порция информации к размышлению. А потом мы проходим в зал, где нас ждет основное блюдо.
Действие происходит в конце 80-х годов в степях Казахстана. Подсобное хозяйство, где «непригодные для строевой службы бойцы» разводят свиней. «Дело сложное, но неизбежное, как крах капитализма».
Кстати, свиньи – ключевые герои произведения, что бы кто ни говорил. В образе этих животных сосредоточены все характеры. Ни разу актеры в масках свиней не появились на сцене просто так: либо они символизировали армейских дедов, для которых счастье – измываться над духами, либо выходили в тот момент, когда между двумя главными героями пробегало предательство. Словом, свиньи в этой постановке – не просто способ отвлечь внимание от основного действия и дать зрителю возможность немного отдохнуть во время их танца, а образы, несущие в себе глубокий философский смысл.
Сам сюжет прост до невозможности. Александр Хрустяшкин (Сергей Савлук) провинился перед дедами, после чего жизнь его в части стала невозможной. Тогда и отправили его на скотный двор. Жил он себе, терпел издевательства от стройбатовцев, для которых и был чмом. Но однажды прислали ему сослуживца Андрея Новикова (Юрий Николаенко), который «с людьми плохо уживается». Парень, как говорится, не от мира сего – верит в Бога, о чем сообщает в анкете, отказывается вступать в комсомол, никогда не врет и живет по высоким моральным принципам. Естественно, Хруст (прозвище Хрустяшкина) осмелел и сделал из молодого солдата чмо – почувствовал себя дедом. При этом Хруст активно лебезит перед главным стройбатовцем Бесом (Олег Дидык), которого боится до потери сознания. Собственно, на этом страхе и построена развязка. К Новикову тайно приезжает сестра Катя (Снежана Вартанян), на которую положили глаз Бес сотоварищи. Хруст помогает уйти напарнику и девушке, но под угрозами Беса говорит, по какой дороге те пошли. В итоге – стройбатовцы должны без проблем нагнать беглецов, но тех спасает чудо: они заблудились. Вернувшись, Новиков прекрасно понимает, что Хруст предал его. А также оба понимают и то, что от стройбатовцев пощады ждать не придется…
Финал непредсказуем: в подсобное хозяйство приезжает Алтынов (Сергей Листунов), который приказывает Новикову собираться – того переводят в писари, поскольку с такими анкетными данными служить в ракетных войсках нельзя. Но Новиков отказывается от дарованного спасения – он пишет заявление с просьбой принять его в комсомол («Прошу принять меня в комсомол. Бога нет») и остается с Хрустом, чтобы принять смерть вдвоем: «Если бы я уехал, получилось, что я бы тебя предал».
Последняя сцена спектакля - Алтынов бродит по пустому дому подсобного хозяйства и случайно находит свеженаписанное письмо Хруста родителям, в котором он наконец-то решается рассказать им правду о своей службе. Хрустяшкин понял, в чем ценность жизни, но было слишком поздно. Причем сцена убийства не показана – о том, что оно состоялось можно лишь догадаться по некоторым намекам.
Конечно, нельзя не отметить актерскую игру. Нам кажется, самый яркий образ – Беса. И потому, наверное, Олег Дидык так выделялся. Во-первых, костюм. Во-вторых, выражаясь языком современной молодежи, его герой – подонок. Правда, подонок правильный, то есть Бес – явно не самый достойный гражданин Советского Союза, но при этом у него есть принципы. И актеру удалось передать все грани такого человека – от заносчивой походки и проникновенного взгляда до колебаний и сомнений человека, который во имя спасения репутации перед товарищами идет на преступление. Наталья Иванская (сыграла местную проститутку Анну, которая на самом деле просто уставшая от жизни женщина, помнящая еще о высоком – встреча с Новиковым повлияла на нее) тоже показывала яркий характер и запомнилась акцентированной пластикой. Юрий Николаенко очень правдоподобно показал Новикова – порой создавалось впечатление, что сейчас у него вырастут крылья. Ну а самая сложная актерская работа – это, конечно, создание образа Хрустяшкина, человека сомневающегося, постоянно перевоплощающегося: то дрожащего перед сильным, то помыкающего слабым, то мужественно ждущего наказания. Сергею Савлуку роль удалась, однако порой ему не хватало накала, и движение эмоций было не таким динамичным, как хотелось. А в целом же актеры отработали великолепно – во всяком случае вопросов к передаче характеров не осталось.
После того как занавес опускается, для зрителя (кстати, публика была разношерстной, но специфической), как нам кажется, начинается самое интересное: процесс размышления. Пьеса поднимает вечную проблему выбора между собственным относительным комфортом и предательством ближнего. А комедийность спектакля еще больше усиливает этот эффект (впрочем, почти все хорошие комедии несут в себе элементы философии). «Чмо» - это гораздо больше чем смех. «Чмо» - это наша жизнь, это люди, которые нас окружают, это неумение понять, кто на самом деле достойный человек, а кто – нет, это желание тянуться за внешней броскостью, не видя внутренней красоты, это попытки пресмыкаться перед теми, кто занимает более высокие посты, это, в конце концов, умение противостоять окружающему миру и не сдаваться («А ты, мальчик, держись. Они тебя ломать будут, но ты не сдавайся», - говорит Анна Новикову.), это вечная проблема выбора. И «Чмо» есть в каждом из нас.