Дневники "Молодости": День 3 - Великий и ужасный Годар
Без технических огрехов все-таки не обошлось. Не успел я похвалить церемонию открытия за то, что привычных "багов" на ней практически не наблюдалось, как немалое количество зрителей столкнулось с проблемкой в расписании. Нет-нет, вы не подумайте, конечно же, это далеко не все, что произошло в рамках "Молодости" за понедельник. Но, как говорится, "осадочек" остался…
Пришедшие на первые показы короткометражной программы зрители с некоторым удивлением обнаружили, что сеанс начался-то еще 45 минут назад. Впрочем, коснулись эти неточности только лишь сайта. В печатных (и, надо сказать, довольно информативных) каталогах все более понятно и конкретно. Да и на посещаемость показа это не повлияло - народу в Синем зале кинотеатра "Киев" набралось и на места, и на ступеньки, и в проходы, что меня лично вернуло в романтичное босяцкое прошлое фестиваля. Помните, каково было: Дом Кино, студенты на полу с рюкзачками, давки в кинозалах, сидят все друг у друга на руках, если на начало сеанса пришел, то до конца уже вряд ли выйдешь. Эх, романтика! Ну да ладно.
Не прошел день и без мастер-классов. Артуро Мендиза, художник-постановщик самого "Титаника" и продюсер "Ангелов без небес", делился своим опытом в стенах центра "Мастер-класс".
Но остановится, конечно, хочется на чести и совести "новой волны", каким бы неновым это прозвище не казалось. Жан-Люк Годар, которому уже, на минуточку, восемьдесят, на прошедшем Каннском фестивале представил (точнее, сам-то он не приехал) свою новую ленту "Социализм". Сегодня она добралась и до нас.
Тут надо вспомнить, что помимо кинематографического наследия Годар известен благодаря своим твердым и очень принципиальным идеологическим позициям. Вот, например, в Канны режиссер не приехал, сославшись на некую "проблему греческого свойства". Нелегальные иммигранты, социальная политика и даже французский язык с издевательскими английскими субтитрами (они выставлены как некий "навахо-инглиш") - ничто не проходит мимо "Папы Годара", как назвал его в одном интервью Франсуа Озон. Последний имел ввиду то, что Годар и некоторые деятели "Новой волны" надолго заклеймили французское кино и в какой-то степени связали ему руки. Но сейчас не об этом.
"Социализм" вышел фильмом-размышлением. Действие происходит на круизном лайнере, где собрались философствующие чиновники, преступники и сыщики. Лайнер идет к знаковым точкам мира: тут тебе и Барселона, и Одесса, и Неаполь, и даже до Палестины дело доходит. Ну и время от времени действие возвращается во Францию.
Как вы видите из описаний, сюжета у фильма практически-то и нет. Его-то тут, наверное, и не должно быть, учитывая то, что море противоречий выливается в диалоги и некие мировоззренческие конвульсии. Все это похоже на то, что старик-Годар и в новом мире, обрамленном всякими финансовыми кризисами и информ потоками, пытается произвести на свет некую новую форму. Которая, к тому же, была бы тонко-социальной. Да и монтажно Годар глядит куда-то в сторону советского авангарда (тут и кадры из "Броненосца "Потемкина" есть). В общем, Годар есть Годар.
Завтра у нас в гостях Шахназаров и "первая ласточка" полнометражной программы - грузинский фильм "Прогульщики". Ждем-с.
Вам также понравится:
Дневники "Молодости": Софи Марсо, Кристоф Ламбер и открытие (+28 фото)
Дневники "Молодости": День 2 - Меньшов, Ардан и студенты
Дневники "Молодости" - Предвкушение. Что посмотреть на фестивале?