Владимир СИРЕНКО: «Как обрести баланс интересов и удержать качество?»

ИсточникGloss30 сентября 2008, 15:19

Недавно из зарубежных гастролей вернулся Национальный симфонический оркестр Украины, а через несколько дней прославленный коллектив опять отправится в турне.

Наши музыканты демонстрировали свое искусство, выступая в престижных залах Академии Санта-Чечилии в Риме, зале имени Верди в Неаполе. Проходили у них выступления и в совсем небольших городах, однако в каждом из них есть оперный театр или филармония и, конечно же, искушенный слушатель... Несколько дней на родине — и снова заграничные гастроли: Франция, Бельгия, Люксембург, Швейцария. Для рядового гражданина посещение Парижа или Рима — это целое событие, а для музыкантов — рабочие будни. Хотя, откровенно говоря, и отечественный слушатель не может пожаловаться на редкие встречи с Национальным симфоническим оркестром: дважды в месяц маэстро Владимир Сиренко и его прославленный коллектив дают концерты в Национальной филармонии Украины и еще умудряются выступать в провинции.

— Владимир Федорович, сколько концертных программ ваш оркестр дает в течение года?

— Более шестидесяти. Каждый концерт — это новая программа. Это очень тяжело.

— А почему нельзя одну программу показывать в нескольких разных городах?

— Мы не можем разъезжать, как когда-то в советские времена: Камчатка, Сахалин, Прибалтика. Даже чтобы принять наш коллектив в Полтаве или Чернигове, все равно требуются огромные средства, которые отсутствуют в этих городах. А выступать в Киеве каждый раз с одной и той же программой — это просто неприлично.

— Как решается проблема строительства нового большого концертного зала для Киева и вашего оркестра, поднятая в акции «Слушай вечность»?

— С 1989 года у нас нет своего помещения. Репетируем в Малом зале Филармонии в комнате, которая когда-то выполняла функцию бильярдной в Купеческом собрании. И это помещение мы вынуждены делить вместе с духовым оркестром. Когда-то, когда мы готовили симфонии Малера, требующие задействования большого состава, и в этой комнате собирался оркестр и два хора, люди в душном помещении теряли сознание...

— Вы же являетесь членом Национального совета по вопросам духовности и культуры при Президенте Украины. Поднимаете ли этот вопрос на заседаниях совета?

— Я приносил на заседание совета проект нового концертного зала на несколько тысяч мест, который должен быть построен в центре Киева и который будет достоин европейской столицы. Даже место для строительства концертного комплекса уже найдено. Нынешний министр культуры Юрий Богуцкий проинформирован. Но я очень обеспокоен тем, что после каждого заседания совета наш вопрос так и не решается. Хотя я понимаю, что существует множество вопросов: о проблеме украинского языка, ситуации с Киево-Печерской Лаврой, или о Софии Киевской, или о замках Украины... — все нуждается в разрешении. Но вопрос строительства помещения большого концертного зала также стоит очень остро.

— У вас большой творческий коллектив, а это всегда проблемы: все хотят быть первыми... Сколько людей сейчас работает в оркестре и какова у вас атмосфера?

— У нас сто человек творческого состава. Дело не в том, за каким пультом сидеть. Может, кто- то комфортно ощущает себя и за последним пультом. Получая небольшую зарплату, мы не можем пригласить хороших музыкантов на работу. И, опять же, кто-то из музыкантов стареет, и так как у нас нет контрактной системы, мы не можем с ним расстаться...

— Скажите, если валторнист дважды нечисто сыграл соло, как вы должны, как дирижер, на него повлиять? Когда-то за границей существовало правило трех замечаний: трижды сфальшивил в течение репетиции и — «до свидания»...

— У нас все музыканты защищены законами, профсоюзами. Пообщайтесь с теми бывшими киевскими дирижерами, кто лишился работы: с Федором Глущенко, Игорем Блажковым, Вадимом Гнедашем. Что, они такими плохими дирижерами были? Нет! А вот остались без работы. Дело в том, что у нас легче заменить дирижера, нежели навести порядок в оркестре. Разумеется, нельзя обижать своих подчиненных, унижать их. Но находить баланс интересов и удерживать качество исполнения — очень сложно. Даже при наших зарплатах контракт — это очень действенное средство. Не устраивает человек — за два месяца до окончания контракта его об этом предупреждают и тогда все обходится без обид. На сегодняшний день на контракте Александр Горностай, генеральный директор оркестра, и я, а остальные — в штате. Я никогда не был тираном и вампиром, но во взаимоотношениях дирижера и оркестра должно удерживаться равновесие. Знаете, даже если будет контрактная система, я не уверен, что наберу лучших из лучших музыкантов. Когда-то Стефан Васильевич Турчак, чтобы скомплектовать оркестр, объявлял всесоюзный конкурс. Оркестрантам предоставляли квартиры, высокие оклады. Тогда в Киев приезжали валторнисты из Ленинграда, скрипачи из Молдавии и Сибири. В свое время у главного дирижера оркестра Киевской оперы зарплата была на 40 рублей выше, чем у генсека КПУ Щербицкого! Первый пульт скрипок получал 500 рублей. А сейчас у меня пять- шесть солистов снимают квартиры. Представьте себе, сколько это стоит! И еще... Когда я делаю валторнисту замечание насчет чистоты интонирования, он мне показывает дырку в валторне. Наши инструменты очень стары, а для их замены нет средств. Ни один исполнитель на концерте не хочет играть плохо... Один музыкант сказал мне: «если бы мы не «киксовали», мы бы играли не здесь, а в Чикагском симфоническом. И это правда.

— Но даже на старых инструментах ваш оркестр показывает класс и считается одним из лучших не только в Украине. Ваш коллектив приглашают выступать на престижные фестивали...

— Это правда. Например, летом в Испании мы выступали бок о бок с Французским национальным оркестром, Лондонским филармоническим, двумя Королевскими испанскими оркестрами. Дело в том, что достаточно легко можно добиться красивого среднего уровня. Удержать его уже сложнее, но добиться тех маленьких процентов, отделяющих от лиги лучших оркестров мира — это чрезвычайно сложно.

— Когда к нам приезжал Симфонический оркестр под управлением Николая Федосеева, музыканты играли Пятую симфонию Чайковского, и очень чисто играли.

— У них ставки, в среднем, по полторы тысячи долларов. А в Мариинском театре у первого валторниста ставка шесть тысяч евро. В России несколько оркестров, несколько консерваторий и несколько театров имеют президентские гранты, то есть, должное финансирование. Это дает хорошие результаты.

— Как-то после концерта вас спросили: воспринимаете ли вы критику? А вы ответили категорично так: «Нет!»

— По-видимому, то было сказано «в пылу». Знаете, когда много усилий потрачено на подготовку программы, а во время концерта кто-то из музыкантов ошибся, а здесь еще критики сразу наседают, то я могу довольно категорически что-то ответить... Я и мои оркестранты хорошо знаем свои «плюсы и минусы». Мы обязательно сделаем анализ выступления, чтобы не повторять ошибок. Я за конструктивную критику со стороны публики и музыковедов.

В центре внимания

Читай также

В центре внимания: Владимир Сиренко

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Людина людині: в Киеве раздадут 100 000 грн за лучшие социальные ролики

Людина людині: в Киеве раздадут 100 000 грн за лучшие социальные ролики

В программе мероприятия: шортлист конкурса, церемония награждения, общение с жюри и показ лучшей социальной рекламы

ОСТОРОЖНО, ХРУПКОЕ СОСТОЯНИЕ! Почему нужно идти на новые выставки в PinchukArtCentre

ОСТОРОЖНО, ХРУПКОЕ СОСТОЯНИЕ! Почему нужно идти на новые выставки в PinchukArtCentre

Произведения Дэмиена Хёрста, Карлоса Моты, Яна Фабра и Ай Вейвея - уже достаточная причина непременно увидеть все лично

Натюрморт для гурмана: обзор ресторана бельгийской кухни "Антверпен"

Натюрморт для гурмана: обзор ресторана бельгийской кухни "Антверпен"

Европейская атмосфера, восхитительная еда и отличное место для встречи с друзьями

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
KNZS - большая дача для всех

KNZS - большая дача для всех

Сюда стоит приехать и почувствовать лето во всей красе

Просто о сложном: зачем идти на фестиваль Smart&Marketing Festival?

Просто о сложном: зачем идти на фестиваль Smart&Marketing Festival?

Стань ближе к современным технологиям уже на этих выходных

Обзор ресторана KIN KAO: новое заведение паназиатской кухни на Подоле

Обзор ресторана KIN KAO: новое заведение паназиатской кухни на Подоле

Ресторан с демократичными ценами, вниманием и уважением к каждому гостю

Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Обзор лучших из площадок, на которых вы смело можете провести свое лето

фыва

Новые статьи

Людина людині: в Киеве раздадут 100 000 грн за лучшие социальные ролики

Людина людині: в Киеве раздадут 100 000 грн за лучшие социальные ролики

В программе мероприятия: шортлист конкурса, церемония награждения, общение с жюри и показ лучшей социальной рекламы
ОСТОРОЖНО, ХРУПКОЕ СОСТОЯНИЕ! Почему нужно идти на новые выставки в PinchukArtCentre

ОСТОРОЖНО, ХРУПКОЕ СОСТОЯНИЕ! Почему нужно идти на новые выставки в PinchukArtCentre

Произведения Дэмиена Хёрста, Карлоса Моты, Яна Фабра и Ай Вейвея - уже достаточная причина непременно увидеть все лично
Натюрморт для гурмана: обзор ресторана бельгийской кухни "Антверпен"

Натюрморт для гурмана: обзор ресторана бельгийской кухни "Антверпен"

Европейская атмосфера, восхитительная еда и отличное место для встречи с друзьями
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
KNZS - большая дача для всех

KNZS - большая дача для всех

Сюда стоит приехать и почувствовать лето во всей красе

ТОП месяца

Неба хватит на всех: Sky Family Park открывает свой летний сезон

Неба хватит на всех: Sky Family Park открывает свой летний сезон

Огромное открытое пространство, созданное для идеального семейного отдыха
Киев для бедной интеллигенции или Гид по бесплатным событиям июня

Киев для бедной интеллигенции или Гид по бесплатным событиям июня

Как провести июнь без гроша в кармане, читайте в нашей подборке
Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Обзор лучших из площадок, на которых вы смело можете провести свое лето
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
ART июнь. Рейтинг выставок месяца по нестандартным признакам

ART июнь. Рейтинг выставок месяца по нестандартным признакам

Лучшее, что будут показывать в киевских галереях
Наверх