Новая программа выступления

Gloss23 октября 2008, 13:09

Лезгинка – горский танец, посвященный памяти деда Илико Сухишвили, который впервые исполнил этот танец на Всемирном фестивале Народного Танца в Лондоне в тридцатые годы и был награжден золотой медалью королем и королевой Англии.

Нарнари – женский плавный танец. Исполняется на полу пальцах, девушки скользят на поверхности как лебеди на воде.

Абрагули – старинный танец горцев. В старые времена в лесах и ущельях западной Грузии скрывались борцы за справедливость.

Кистури – этнический танец жителей Панкийского ущелья. Свободолюбивое и гордое население на границе с Чечней.

Чавла – массовый хороводный танец жителей равнинного ландшафта восточной Грузии.
 

Хоруми – танец воинов. Идейной стороной этого древнейшего танца является показ силы человека в обществе – «Сила в единстве!». Аджария это крайняя юго-западная провинция сегодняшней Грузии. Именно здесь, на берегу Черного моря, на территории мифической Колхиды, родился этот великолепный воинственный танец. Традиционный «Хоруми» обычно исполняли 6 или 9 мужчин. В редакции ансамбля «Сухишвили-Рамишвили» занято до 40 исполнителей. Простое на первый взгляд содержание этого танца рассказывает о приключениях военного отряда: осторожное проникновение на занятую врагами территорию, разведка, атака и празднование победы. Но за этими простыми перипетиями существует какое-то неуловимое, скрытое обаяние. 

Самани – танец амазонок. Женская версия воинственного танца «Хоруми». Самани – древнее слово, означающее черту, разделяющую линию горизонта. Голубые костюмы и ритмические движения ассоциируются с морскими волнами. 

Картины старого Тбилиси
- Тбилиси своим специфическим ритмом и укладом жизни всегда представлял собой особый, интеркультурный феномен в Грузии. Городские празднества включали в себя театрализованные представления, народные игры, и, конечно же, танцы. Городские танцы своей оригинальной пластикой и жестикуляцией, эклектичностью танцевальных приемов и импровизированностью создают резкий контраст с традиционной грузинской хореографией.

а) Карачохели
– танец городских ремесленников. Карачохели или «Чернокофтанные» были представителями круга городских мастеров-ремесленников и, как правило, являлись членами какого-нибудь цеха. Многие из них отличались красноречием и талантом устной импровизационной поэзии. Распространенный в кругу карачохели культ вина, розы и прекрасной женщины своеобразно отражен в этой хореографической миниатюре. Среди пирующих карачохельцев, облаченных в черную чоху и в высокие заостренные папахи того же цвета с горящими чашами в руках. Будто ниоткуда, как из мечты, как плод воображения и преклонения появляется дева в красном платье, словно алое пламя. В ее танце соединяются грузинская классическая утонченность и восточный колорит. Ее неожиданное исчезновение так же эффектно, как и внезапное появление.

б) Давлури – танец городской знати. Вторая часть картин старого Тбилиси, танец «Давлури» характерен слоям городской аристократии. В отличие от других социальных слоев, аристократия всегда старалась быть ближе к традициям. Танец «Давлури» представляет собой упрощенный вариант «Картули», но в отличие от него, танцовщица появляется на сцене с двумя партнерами. Они соперничают друг с другом, придерживаясь при этом принципов классического танца.

в) Кинтоури – танец городских торговцев. Кинто были мелкими торговцами, торговавшие фруктами. После того, как покупатель выбирал товар, кинто из-за серебряного пояса доставал большой платок «Багдади», заворачивал в него фрукты, овощи и взвешивал. Характерные качества мелкого городского торговца: шустрость, пронырливость и некоторая фамильярность прекрасно переданы в танце «Кинтоури». 

Хевсурули – горский танец с саблями, по содержанию языческое спортивное представление. При археологических раскопках обнаружена бронзовая чеканка, на которой изображен этот танец в исполнении двух мужчин. С точки зрения зрелищного характера, танец дает максимальный эффект. Танец «Хевсурули» начинается со сцены заигрывания молодой пары. Позже выходит второй мужчина, который, как и первый, добивается руки и сердца женщины, между претендентами начинается спор, который принимает опасный характер, и из принятого в горах ритуала – «кенчаоба» переходит в настоящий поединок. На стороне обоих соперников появляются единомышленники, и танец постепенно превращается в настоящий военный поединок. В критический момент женщина бросает «мандили» между воинами. Воины каменеют, как от взмаха магической палочки и «мандили» тихо опускается вниз между застывших в воздухе клинков. Это прекрасное зрелище считается проявлением распространенного в Грузии культа женщины, и является грузинской аналогией европейского рыцарства. Уважение к слабому полу грозных воинов прекрасно передается в этой хореографической картине. Но простая мораль танца такова: что слабое, но прекрасное создание, может одним взмахом руки остановить бушующую стихию вражды, всего лишь видимая поверхность. Вроде бы ничто не предвещает нового взрыва вражды. Но вот, завершается женский танец, и как только его участницы покидают сцену, идиллическая картина резко меняется – перед нами вновь сверкают обнаженные клинки. Теперь уже никто никого не собирается щадить, уже двое, а то и трое нападают на одного, и один из участников поединка уже не похож на благородного рыцаря, всего минуту тому назад склонивший голову и меч перед женским платком. Победа прекрасного оказалась лишь короткой иллюзией. В финале среди возбужденных противников вновь появляется девушка. Платок, брошенный ею вновь, останавливает мужчин, но на этот раз мы уже знаем, что наступивший мир, возможно только прелюдия к будущему кровопролитию, а скромно сплоченные головы воинов – лишь показное рыцарство насильника. 

Самая – танец трех граций. В начале так назывался грузинский ритуальный хороводный танец языческих племен, обычно исполняемый на празднике «Дзеоба» (рождения сына), но со временем этот термин приобрел более широкое значение и ныне обозначает любое женское трио в танце. Образ царицы Тамары имеет особую значимость в сознании грузин, объединяющий понятия женственности, мудрости и силы. Трехликость Тамары (непорочная дева, мудрая заботливая мать и помазанник божий – всесильная царица) находит пластическое воплощение в костюмах и хореографии «Самая». В движениях чувствуется царственность и спокойная властность. Руки танцовщиц безмолвно подчеркивают композиционный центр – воображаемую вертикаль, которая представлена как аллегория Божественного столпа, соединяющего небесное, земное и преисподнюю. Это как-бы минутный эфемерный проблеск той мифической, сильной и справедливой Грузии, с которой чуть ли не каждого грузина связывает скрытая ностальгия. 

Симди
– свадебный танец. В своей архитектонике он содержит элементы тотемного культа религиозно-социальной системы. По народным мотивам женщина олицетворяет голубя, а мужчина ястреба. Без преувеличения можно сказать, что «Симди» являет собой праздник классической простоты и гармонии.

Шеджибри (Соревнование) – основным мотивом является состязание. В этом танце собраны и использованы приемы, движения и трюки характерные для грузинского танца. Движения стилизованы и приближены к пластике и ритму скачущего наездника, бойца. Эти головокружительные движения на коленях, прыжки и верчения на пальцах, мастерское владение корпусом дает огненный темперамент и экстатический импульс. По натуре грузинский народ постоянно соревнуется и состязается в умении и знании. Этот танец является объединенной демонстрацией всех главных и сложных элементов грузинских народных мужских танцев.

Кистури
– Северно-Кавказский танец.

Нанила – древняя колыбельная горного региона Сванетии, где в ритуальных обрядах сохранен культ жертвоприношения в честь солнечного бога. Танец поставлен в эстетике «модернизма» пластическими движениями олицетворяющими колокольный звон.

Сванури – горский танец. Этот танец является моделью праздничной «перхули». Сванские хороводные мистерии и танцы «Лилао», «Рамайда», «Лампроба», «Дидеба», «Корбагела», «Мирмикела», «Мургвали», «Амирани» и др. посвящены культам солнца, луны и астральной природы. «Сванури» - перхули нечто иное, чем ритуальный танец во славу бога плодородия. В ритуальных обрядах сохранен культ больших жертвоприношений в честь солнечного бога, олицетворяющие ритуалы божественных эмблем, праздник огня (зимой и весной), что определяло грузинское мифологическое мировоззрение, на которое влиял языческий календарь. Очень часто праздник, начинающийся с колокольного звона, заканчивается звоном кинжалов.

Лазури – танец жителей черноморского побережья.

Ханджлури – танец с кинжалами. Характеризуется по своей сущности как танец пастухов древнейших народностей. Это языческо-ритуальный обряд, связан с культом солнца. По древнему верованию грузин «солнце играет с овцой». Символика овцы – христианство взяло у язычества. Танец танцуют пастухи у костра, для них овца считается изображением полной доброты и невинности, святой жертвой к всевышнему богу, солнцу. Танец особенно сильно показывает слияние человека с природой, с ее идиллией и даже суровостью. Танец пастухов воинственный вариант танца, он связан с тотемическо-магическим религиозным ритуалом. По-нашему выковывание кинжалов на Кавказе связано с литьем металла в древнейшей эпохе. Это может быть соревнование в исполнении сложных приемов, в скорости, в мастерском пользовании оружием и т.д. В данном случае пастухи соревнуются в мастерстве владения кинжалом. Этот огненный танец начинается с неторопливого строя мужчин, облаченных в черные бурки и папахи, но вот пастухи сбрасывают бурки и остаются в чохах кровавого цвета. Участники соревнования меняются. Головокружительные приемы сопровождаются искусно исполненными бросками кинжала. Сцена покрывается кинжалами и в конце начинается массовый танец. Танцоры выполняют сложные приемы на оставшейся маленькой площади между торчащими повсюду кинжалами. Этот танец требует от исполнителя виртуозного мастерства.

Грузинские ритмы - «попури» народных музыкальных тем, аранжированные оркестром ансамбля, исполняющиеся на народных инструментах.

Илоури
– танец, посвященный памяти основателям ансамбля Нино Рамишвили и Илико Сухишвили. Исполняют движения парами. Женщины, одетые  в мужские костюмы «чоха», исполняют танец наравне с мужчинами, ничуть не уступая им ни в технике, ни в манере исполнения. В танце использованы элементы кавказского танца «Лезгинка». 

Джута – название маленькой деревушки на границе Кавказского хребта. Исторически здесь был перевалочный пункт, население которого занималось конокрадством. В танце использованы энергичные, сложные движения, отображающие топот лошадей. Создается впечатление бегущего лошадиного табуна, извергающего искры из-под копыт.

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Опять весна, опять гормоны, опять полумарафоны: твой гид по Nova Poshta Kyiv Half Marathon

Опять весна, опять гормоны, опять полумарафоны: твой гид по Nova Poshta Kyiv Half Marathon

Если и бежать полумарафон, будь он первый или очередной, то бежать Kyiv Half Marathon

В каждом из нас живет ангел. Но какой именно? Это ты узнаешь, пройдя наш тест

В каждом из нас живет ангел. Но какой именно? Это ты узнаешь, пройдя наш тест

В городе настоящая весна, хочется летать и делать добрые дела. Ведь ты настоящий Ангел! Какой именно, узнаешь из этого теста

Satori lounge: заведение, созданное с любовью к чаю

Satori lounge: заведение, созданное с любовью к чаю

Новое место на карте Киева с баром, кальянами, приглушенным светом, настольными играми и крутой музыкой

Без опреденного места: Кто такие бездомные и зачем их кормить

Без опреденного места: Кто такие бездомные и зачем их кормить

Интервью с волонтером инициативы “Помоги бездомному”, которая вот уже год бесплатно кормит бездомных за свой счет

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
Язык живописи: Антон Логов и его абстракционизм

Язык живописи: Антон Логов и его абстракционизм

Художник, который создаёт идеальные работы сегодняшнего дня

Город для бездомных животных: проблемы и их решения

Город для бездомных животных: проблемы и их решения

Рассмотрим проблему бездомных животных в целом и то, как ее решают с разной степенью успешности в других странах

Прошлое говорит в постановке «1917-2017: Тычина, Жадан и Собаки»

Прошлое говорит в постановке «1917-2017: Тычина, Жадан и Собаки»

Как удалось совместить искусство с историей на театральных подмостках и зачем тебе нужно пойти на спектакль, разбираемся в этом материале

фыва

Новые статьи

Опять весна, опять гормоны, опять полумарафоны: твой гид по Nova Poshta Kyiv Half Marathon

Опять весна, опять гормоны, опять полумарафоны: твой гид по Nova Poshta Kyiv Half Marathon

Если и бежать полумарафон, будь он первый или очередной, то бежать Kyiv Half Marathon
В каждом из нас живет ангел. Но какой именно? Это ты узнаешь, пройдя наш тест

В каждом из нас живет ангел. Но какой именно? Это ты узнаешь, пройдя наш тест

В городе настоящая весна, хочется летать и делать добрые дела. Ведь ты настоящий Ангел! Какой именно, узнаешь из этого теста
Satori lounge: заведение, созданное с любовью к чаю

Satori lounge: заведение, созданное с любовью к чаю

Новое место на карте Киева с баром, кальянами, приглушенным светом, настольными играми и крутой музыкой
Без опреденного места: Кто такие бездомные и зачем их кормить

Без опреденного места: Кто такие бездомные и зачем их кормить

Интервью с волонтером инициативы “Помоги бездомному”, которая вот уже год бесплатно кормит бездомных за свой счет
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы

ТОП месяца

Труффальдины из Глосса: приключения редакции в Театре Оперетты. Финал

Труффальдины из Глосса: приключения редакции в Театре Оперетты. Финал

Действие происходит в Театре Оперетты, 2016 год от Р.Х
Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

О личности, жизни и творчестве культового художника современности и почему нельзя пропустить его выставку «Реальность иллюзии»
Баклажан – новый ресторан кавказской и узбекской кухни

Баклажан – новый ресторан кавказской и узбекской кухни

Мы отправились в новый ресторан “Баклажан”, чтобы узнать, что необычного предлагают здесь гостям и чем он отличается от других ресторанов восточной кухни
NLSN & FRNDS CF: локальное кафе для друзей

NLSN & FRNDS CF: локальное кафе для друзей

Здесь уютно, не шумно и, главное, вкусно
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Наверх