Олег Гаркуша о предстоящем концерте, мировом кризисе и творческих планах «АукцЫона»
Есть такое мнение, что постсоветские рок-коллективы из года в год почти не меняются. Из этой ситуации некоторые пытаются выйти. Например, «Аквариум» последний раз привез с собой в Киев толпу музыкантов, чуть ли не 20 человек. А вы чем будете удивлять в этот раз?
Понятия не имею. У нас все очень спонтанно, поэтому совершенно не представляю, что будет на концерте. Вот эта спонтанность, наверное, и будет удивлять.
Что за материал будете играть? С альбома «Девушки поют»?
Разное играть будем. Это и песни, которые совсем недавно написаны, уже после альбома, и старые.
«АукцЫон» из тех групп, что «пасутся» на старой аудитории, или из тех, кто постоянно завоевывает новую?
Вообще к нам на концерты приходят совершенно разные люди — и млад и стар. И детей с собой приводят-приносят, и люди в возрасте бывают.
А чем, как думаешь, «АукцЫон» цепляет новую, молодую аудиторию? Она ведь в массе своей оторвана от культурной традиции, воспитана на масскультуре, как ей может нравиться такая непростая штука, как «АукцЫон»?
Я могу только догадываться, но, наверное, это потому, что у всех участников коллектива предостаточно драйва, энергетики, ритма, харизмы — вот молодые и приходят к нам на концерты. И еще их привлекает, видимо, нестандартное исполнение, в отличие от глубокоуважаемых мной рок-н-ролльных коллективов, которые по большому счету играют в стилистике 70-х годов. А у нас все понамешано: рок, панк, фолк, джаз.
То есть вы себя не относите к коллективам, для которых придумали такое обтекаемое определение — «русский рок»?
Знаешь, нас по старинке считают рок-группой, но то, что мы играем, роком только с натяжкой можно назвать. Разве что в начале мы были в большей степени рок-группой, да.
А в какую сторону сейчас меняется «АукцЫон»?
Не мне судить. Это ведь Федоров все придумывает, он же пишет песенки. Но вообще, хотя между первым и последним концертом «АукцЫона» разница громаднейшая, само зерно сохранилось. Много чего происходит в нашей музыке, но суть остается, несмотря на то что у нас разные люди играют, с абсолютно разными вкусами. И вообще, когда мы только начинали, у нас были песни ничем не хуже, чем пишутся сейчас.
Как вы заполучили таких больших людей, как Марк Рибо и Джон Медески, для своего альбома «Девушки поют»?
Там такая история: в свое время мы играли в Америке в одном из клубов, и на концерте был американский музыкант Фрэнк Лондон (трубач и один из лидеров группы The Klezmatics. — Прим. ред.). Он предложил Федорову записать «АукцЫон» в своей студии. Федоров ему говорит: «А музыкантов ты можешь привести?» Тот отвечает: «Могу — Рибо, Медески, Зорна». В итоге первые два согласились, через какое-то время сели в студии вместе с «АукцЫоном», с наполовину отрепетированными песнями, и всего за неделю записали альбом.
Как ощущения от работы с ними?
Я не музыкант, в записи не участвовал, но наблюдал. Приятные люди, веселые, не звездные совсем.
А вторая часть будет? С этими людьми или с другими такими же статусными.
В принципе, тогда было записано столько материала, что хватило бы и на второй альбом, так что все может быть. Но это не я решаю.
Никогда не хотелось взять в руки инструмент и играть, как другие музыканты группы?
Да я играть не умею.
А научиться?
Мне лень, это во-первых. Но главное, зачем мне играть, если то, что я делаю на сцене, мне нравится? Мои руки-ноги, пластика, мимика — вот мой инструмент.
Вопрос насчет возраста и, чего уж там, старости. Вот Федоров сможет выступать даже сидя в инвалидной коляске — не дай бог, конечно. А как влияет возраст на шоумена Гаркушу, как человека, который зарабатывает телом и лицом?
Когда выходишь на сцену, возраста, как правило, не замечаешь. Я как 20 лет назад скакал, так и сейчас скачу. Может, уже не так бодро, как раньше, но все равно скачу.
Когда я знал «АукцЫон» только по магнитофонным записям и паре заметок в газетах, я думал, что Гаркуша — вокалист с красивенным голосом и супершоумен в одном лице. Потом у меня была фрустрация, когда я узнал, что поет на самом деле другой человек. А у тебя не было фрустов по поводу того, что ты мало поешь? И вообще, вот Федоров — автор музыки, плюс у него есть сольные проекты, а ты себя как мыслишь в качестве творческой единицы?
Ну как же, я тоже песни пишу. Сочиняю стихи, выступаю с ними, езжу по городам время от времени.
Ты мне напоминаешь одного парня из манчестерской группы Happy Mondays, по прозвищу Без, он тоже шоумен: закинется кислотой и весь концерт прыгает и стучит в маракасы… Давай поговорим о финансовом кризисе, а? Какой бы ты посоветовал выход из него? Химический? Водка, коньяк?
Так как я непьющий человек, мне это безразлично. А что кризис? У нас что, кризисов не было? Были, дефолт был, застой был. Пережили, нормально все.
Так ведь поколение сменилось, теперь кризиса боятся те, кто тогда только в школу ходил.
Да я понимаю, но чего бояться? Я в 98-м году купил двухкомнатную квартиру, выложил за нее кучу денег, а на следующий день цены резко упали. Но я даже не расстроился! Ничего страшного.
Ну и ладно. Хорошо, а когда новый альбом «АукцЫона» будет?
Не знаю, это все к Федорову. Когда у него в голове что-то произойдет, тогда и будет.
Кстати, федоровские сайд-проекты тебе нравятся?
Я с интернетом не дружу, не залажу туда, так что не знаю.
Нет, не сайты, а сайд-проекты, ну там Федоров с Волковым…
А, вот эти! Хорошие, конечно, — такие музыканты великие!
Не боишься, что Федоров только на стороне станет играть, бросит «АукцЫон»?
Ну бросит — и бросит. Раньше бы, может, расстроились все, а сейчас — взрослые люди, что уж тут.