Кейко Матсуи - одна из самых известных исполнительниц современного джаза
Кейко Матсуи - одна из самых известных исполнительниц современного джаза, покорившая публику всего мира легкими и изысканными джазово-ориентальными мотивами. За последние 10 лет японская пианистка Кейко Матсуи посещала Украину с сольными концертами довольно часто. С первого же концерта покорившая публику, она каждый раз теперь преподносит слушателям сюрпризы. Презентации новых программ, альбомов, выступления с симфоническим оркестром и т.д. Мелодии ее программы по-прежнему сердечны и душевны. «Я верю в то, что музыка — это дар Господа или Вселенной, посланный нам для того, чтобы мы могли ощутить единение с его помощью», — считает исполнительница. Для тура по городам Украины Кейко пригласила таких музыкантов:
- Стив Рейд (Steve Hal Reid) - перкуссионист (родился в Колорадо);
- Чад Райт (Chad Alexander Wright) – барабанщик (родился в Джорджии);
- Эрик Бэйнс (Eric Alan Baines) – басс (родился в Нью Йорке);
- Джеки Джойнер (Jackie Charvez Joyner) - саксофон (родился в Вирджинии);
- Кейта Матсуно (Keita Matsuno) – гитарист (Япония).
Стиль, в котором играет Кейко, обычно называют «современным джазом» или «современной музыкой для взрослых». Если немного углубиться в музыкальные направления, то данная музыка - нечто среднее между New Age, Smooth Jazz и Easy Listening. Отличный расслабляющий фон для любого времени суток. При этом ее мелодии в достаточной мере оригинальны, а аранжировки с использованием большого количества инструментов делают ее музыку вполне узнаваемой. Матсуи, говорящая языком джаз-поп и фьюжн, получила также признание как оригинальный композитор, сохранивший верность музыкальной культуре Востока, и как своеобразная вокалистка.
Свой первый сольный альбом она выпустила в США. Казалось бы такая далекая и неисполнимая мечта... Но это действительно случилось. Альбом получился именно таким, каким она хотела его видеть когда-то в детских мечтах. Она была очень благодарна Джеффу, ее настоящему другу и замечательному поэту, который внес свой вклад в написание ее альбома. За два дня он сочинил стихи и придумал названия мелодий, одна из которых послужила именем для альбома. О своем первом сольном диске Кейко сказала: "Порой я забывала, что это мой альбом. Я знала, что это просто не может быть моей музыкой. Быть может, поэтому мне хотелось слушать этот диск снова и снова. Я надеюсь, что кто-то получит от этого альбома такое же удовольствие, какое получаю я, и сможет почувствовать все то, что чувствую я. Тогда я действительно буду счастлива". Выход первого альбома “A Drop of Water” в США вызвал серьезный интерес к японской пианистке со стороны американских лейблов. Что немудрено, учитывая, что альбом поднялся в ТОП 20 современного джаз-чарта. Японская пианистка сразу попала в число наиболее перспективных молодых клавишниц 80-х. В результате переговоров с несколькими лейблами артистка заключила контракт с рекординговой компанией MCA на выпуск двух альбомов. Изданный в 1989 году диск “No Borders” был успешней своего предшественника, добравшись до 16 строки джазового рейтинга. Кейко черпала вдохновение в широком спектре стилей – от ритм-н-блюза и фьюжн до средневековой фольк-музыки и своего фирменного нью-эйжда. Как отмечали рецензенты, пианистка демонстрирует изысканное чувство мелодии, а ее сольные импровизации безупречны.
Третий альбом “Under Northern Lights” вышел в США в том же 1989 году и поднялся на 21 строку джазового чарта. Список приглашенных музыкантов снова поражал воображение: Эрик Мариенталь, Брэндон Филдс, Роббен Форд, Абе Лабориэль, Пол Джексон мл. и Грант Гейссман. На этой пластинке доминировали поэтические мелодии, насыщенные образами, а сама пианистка предлагала экзотические сольные пассажи, балансируя на грани поп-джаза. В 1992 году Кейко Матуси начала работать с лейблом White Cat. Ее репутация среди ценителей джаза в Америке крепла год за годом. Альбом 1995 года “Sapphire” показал самый высокий до сих пор результат в чарте современного джаза, поднявшись на 9 позицию. А следующая пластинка “Dream Walk” (1996) преодолела и этот рубеж, добравшись до первой тройки самых популярных джазовых записей. Как всегда, альбом был насыщен свежими, живыми мелодиями, которые, однако, уже перестали быть самоцелью, а присутствовали для создания настроения, для передачи мимолетных ощущений. Стремительные оркестровки и напор перкуссии делали композиции Кейко непредсказуемыми и придавали им особенную оригинальность.
В национальном масштабе тиражи альбомов Кейко Матсуи, конечно, были весьма скромными, но уважение коллег по цеху, репутация своеобразной пианистки, высокая оценка критиков, любовь поклонников джаза – у нее было все то, о чем еще несколько лет назад она не могла даже мечтать. В поддержку альбома артистка проехала с гастролями по Соединенным Штатам, впервые проведя тур такого масштаба. В рамках турне она отыграла серию благотворительных концертов в поддержку организации YME, которая занимается просветительской работой по предупреждению рака груди. В помощь YME пианистка издала также специальный благотворительный EP “Gift Of Hope”. Хорошо была принята и ее новая студийная работа 1998 года “Full Moon and the Shrine”, отметившаяся на второй строке рейтинга джаз-альбомов. «Полет творческой фантазии позволяет артистке изящно сплавлять классическое пианино, порой агрессивный джаз-фанк, величественные оркестровки с элементами национальной японской музыки, – пишет американский критик, – и создавать как изумительные баллады, так и более агрессивные экскурсы во фьюжн». Поводов гордиться собой у исполнительницы было немало. В 1998 году Кейко Матсуи была названа одной из наиболее авторитетных современных джазовых исполнительниц. В рейтинге лучших из лучших она оказалась на третьем месте, уступив первенство Бони Джеймс и Kenny G.
По материалам своих последних концертных туров (а гастрольный график Кейко Матсуи вот уже много лет насыщен до предела) в 2003 году пианистка выпустила live-альбом “White Owl”. В его основу лег концерт в зале Bunkamura Orchard Hall в Токио, где Кейко сыграла любимые мелодии вместе со своей постоянной концертной группой, которая включает выдающегося саксофониста Майкла Гегэна (Michael Ghegan), басиста Мела Брауна (Mel Brown) и Казу Матсуи, традиционного японского флейтиста. Несколько сольных пассажей пианистки, представленных на альбоме, дают представление о причудливых фантазиях Кейко Матсуи, о внутренних тайнах ее творческой лаборатории.
Альбомы
1987 A Drop of Water
1989 No Borders
1989 Under Northern Lights
1991 Night Waltz
1992 Cherry Blossom
1994 Doll
1995 Sapphire
1996 Dream Walk
1998 Full Moon & the Shrine
1999 Keiko Matsui Live
2000 Whisper from the Mirror
2001 Deep Blue
2002 The Light
2002 Ring
2003 The Piano
2003 The Piano (Shout! Factory)
2003 White Owl [live]
2004 Wildflower
2004 Spring Selection (Scmg)
2005 Walls of Akendora
2006 MOYO