Домрист Виктор Соломин

ИсточникGloss13 июля 2009, 17:54   2209

Виктор Соломин – украинский домрист, лауреат нескольких престижных конкурсов, создатель и лидер джазовой группы "SOLOMINBAND", композитор.

Виктор прекрасно исполняет как классику в переложении для четырехструнной домры, так и джазовые интерпретации и собственную музыку. Убедиться в этом можно на его сайте.

Помимо всего прочего, Виктор очень интересный человек. С нами, коллегами, он весьма откровенно поделился своими взглядами на современное состояние домрового исполнительства в Украине. Вот это интервью. Живое и без малейшего официоза.


Виктор, расскажите, пожалуйста, как Вы начали заниматься музыкой, почему выбрали домру. Чем покорил Вас этот инструмент?

Отвечать на вопрос "как начал заниматься музыкой" с годами всё сложнее и сложнее. Иногда мне кажется, что это Музыка выбирает людей, а не люди "начинают заниматься". Судите сами: музыка окружает меня с того самого момента, как начал слышать. Конечно, как и всякий нормальный ребёнок, больше всего я любил гонять в футбол и ловить рыбу. Но как-то само-собой получилось, что в 5 лет я нечаянно самостоятельно научился играть на завалявшемся дома баяне какой-то из вальсов, что звучали тогда по радио. Играл его, а потом и другие вальсы двумя руками, и родители решили, что появился повод отдать меня в музыкальную школу. В «музыкалке» было скучно, и я её пару раз бросал, но, в итоге, закончил обучение, и весьма неплохо.

Домристом стал достаточно случайно (опять происки Музыки?:). Просто в музыкальном училище на баян параллельно со мной поступали очень сильные ребята (один из них, насколько я помню, великолепно играл на память 1-й том ХТК). Я не стал рисковать и решил поступать на домру, по совету своего будущего преподавателя Белогурова Бориса Васильевича. Первый год учебы закончился 2-м местом на Всесоюзном Конкурсе, что проходил в Астрахани.

Можно ли это назвать началом занятий музыкой? Наверное - нет. Я тогда к ней лишь прикоснулся.

Потом я за год переиграл практически всё виртуозное, что было тогда написано Паганини, Шубертом, Цыганковым для скрипки и домры. Случайно набрёл на скрипичные Сонаты и Партиты Баха и понял, что как бы быстро я не играл "Вечные движения", только изучение и игра на домре полифонии великого Баха, понимание принципов Его школы, даёт мне, наконец, очень призрачное право сказать: "кажется, я начинаю заниматься Музыкой" Домра покорила меня тем, что она буквально прильнула к моим рукам, и руки уже не могли долго без неё оставаться. Хотя люблю и фортепиано - тот же 1-й том ХТК и прелюдии Рахманинова, к примеру, играл в училище на фортепиано. Но Домра - любимейшая. Домра - совершенно особенный по нераскрытым пока ещё выразительным и техническим возможностям инструмент.

Виктор, Вы знакомы со многими именитыми музыкантами современности – Юрием Башметом, Владимиром Спиваковым, и другими. Что можете рассказать об этом?

Я участвовал с Юрием Башметом в прямом телеэфире одной из передач голландского TV, Юрий тогда играл Стравинского с В. Слободяником, а я – 1-ю Сонату для скрипки соло И.С.Баха. При содействии Башмета мне выпала честь играть сольный концерт в одном из лучших залов Нидерландов "De Doolin", за что я ему весьма благодарен. Время и расстояния, к сожалению, оставили меня без прямых контактов с Юрием Абрамовичем, а жаль - у меня сейчас на руках несколько, как мне кажется, ярких концертных пьес для домры и камерного оркестра, и я с удовольствием предложил бы их ему для рассмотрения.

Со Спиваковым я однажды общался после его выступления в Роттердаме, он был уставшим после концерта, и мы тогда только приступили к обсуждению проекта исполнения мной и его оркестром музыки Чайковского и моей.

Виктор, как у каждого музыканта, на Вашем творческом пути, конечно, были свои успехи, победы и разочарования. Расскажите, пожалуйста, о них.

Успехи?

Поступление в Харьковскую Консу вряд ли можно назвать большим достижением, а вот победить на конкурсе в Ивано-Франковске в 1989 году было очень сложно - домристов было много, и слабых среди них не было.

Ещё большей победой можно назвать конкурс, через который в том же боевом 1989г я прорвался на работу в качестве солиста в ансамбль "Россия"! С такими людьми удалось поработать - Людмила Зыкина, Виктор Гридин, Александра Пахмутова, Михаил Рожков, Анатолий Соболев, Владимир Красноярцев, Александр Кублицкий! Это была громадная школа!

Открытие для себя мира Настоящего Джаза - очень большая победа.

А еще престижная премия - стипендия Генриха Бёлля, и членство в союзе композиторов Нидерландов, и участие в международных фестивалях и т.д. и т.п..

Побед было много. А разочарование - одно, зато крупное. Музыка не интересует практически никого из тех людей, кто ею, её процессами управляет. Они, не успев хотя бы немного понять её, уже устали от неё. Не хотят и не могут думать о путях её современного развития в контексте исполнительства на народных инструментах. Не пытаются сотрудничать с людьми, которым небезразлична дальнейшая судьба домры, которые хотят и умеют адаптировать и углубить процесс обучения студентов. Пока же все эти "руководители" и "педагоги" лишь профессионально ноют о том, что с домрой всё плохо, всё кончено и передают этот деструктив своим ничему ненаученным студентам, как напутствие в аспирантуру. По крайней мере, в Украине...

Да, грустно. А кто приходит на концерты домристов в Украине, какая публика?

Отношение профессионалов в Украине к домре - странное, местечковое, клановое. Киев признаёт лишь своих, своё, киевское. То же самое - в Харькове и Донецке. С той разницей, что в Донецке и Харькове все-таки есть личности, на которые, хоть и с оговорками, может опираться то, что называют "школой". В Киеве же почитается за счастье, если выпускник доигрывает до конца текст пьесы "почти чисто". Такое впечатление, что о таких "сложностях", как трактовка, образность, сверхзадача ни преподаватели, ни студенты не задумываются. А жаль, было бы полезно. Помнится, Киевская Русь погибла из-за клановости и междуусобиц. Ничему история не учит людей… В такой ситуации на концерты домристов в Киеве приходят: 1. домристы, 2. их родственники. Играется на концертах, в основном, репертуар советского периода и, ни в чём неповинный, Венявский. Представляете, каково играть такое 12ти - 17тилетнему человеку? А слушать? Впрочем, забыл. Иногда играют "Старое банджо" и регтайм Джоплина, называют это джазом. Я думаю, авторы сильно удивились бы и тому, КАК это играется, и тому, что их музыку называют "джазовой".

А изменялось ли когда-нибудь зачастую нелестное мнение профессионалов о домре и домристах после общения с Вами, после Ваших концертов?

Да. Изменялось и меняется. Особенно после концертов. Только одно препятствие - очень этих концертов мало в Украине. По крайней мере, за последние 8 лет мне не удалось договориться об организации хотя бы одного моего концерта в Киевской филармонии. Вот если бы я был японцем или, что еще лучше, сыном директора филармонии... :)

Пытался говорить на концертную тему с ведущими российскими домристами. Пока все молчат. Наверное, это для них что-то очень личное.

Как и почему Вы пришли к джазу на домре?

Пришёл к джазу естественным образом. Слушал в Европе настоящих джазовых музыкантов. Понимал, что джаз - это не пониженные 3-я и 5-я ступени звукоряда, не типичные синкопы и даже не умение свинговать. Джаз - это особенный, сложный, захватывающий мир с достаточно простыми и демократичными принципами. Просто надо суметь дорасти до понимания этих принципов. А ещё там есть самое необходимое человеку - свобода. Я ещё только учусь джазу. Я пока - в начале.

Как вы создали вашу группу «Соломинбэнд», где выступаете, как публика воспринимает джаз на домре?

Приехав в 2003 году в Киев, я обнаружил в любимом городе очаги настоящего джаза, великолепных импровизаторов, виртуозов, мастеров, очень грамотных музыкантов. Написал на бумаге этно-джазовый проект "Татарский Стан". Набрал, кого смог, из свободных музыкантов для исполнения этого проекта в джаз-клубе "44". Проект был услышан и публикой и джазовиками, и ко мне постепенно подтянулись, на мой взгляд, лучшие в Киеве клавишник, басист и барабанщик. Каждый из них - сильный композитор и исполнитель, работать с ними - честь.

Домре в джазовом варианте публика дивится первые 5 минут, а потом забывает - ей некогда, захватывает музыка, то живое, что происходит на сцене.

С какими трудностями Вам приходится сталкиваться в процессе концертной деятельности и гастролей?

Основная трудность сегодняшней жизни, а не только организации концертов - глобальный непрофессионализм руководителей и организаторов. Как писал один умный человек: "Мы живём во времена любительщины"... Большинство "арт-директоров" не только не знают, что за "зверь" такой ДОМРА, но даже не способны выговорить название этого инструмента. А музыку Игоря Крутого называют джазом...

Ваши пожелания молодым домристам.

Изучать поглубже Баха (а не только его Шутку) на любом инструменте, если вдруг не хватит струн на родном.

Если поймёте Баха, то научитесь понимать всю вертикаль от Вивальди до Пярта и Пьяццоллы.

Изучать историю джаза, снимать импровизации мастеров, пытаться понять основные принципы джаза.

Не быть "домристом" в посредственном понимании этого слова, но быть МУЗЫКАНТОМ, который играет на Домре.

 

Gloss.ua теперь и в Telegram: подписывайся на канал @glossua и читай только о самом интересном, чтобы ничего не пропустить.

Подписывайся на нас в социальных сетях и будь в курсе последних новостей из жизни города: Facebook, Google+, Twitter.

В центре внимания

Читай также

В центре внимания: Виктор Соломин, Solomin Band

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Что с ними не так: 10 скандальных мобильных приложений

Что с ними не так: 10 скандальных мобильных приложений

Чем грешат программные разработчики.

О чем говорил Дэвид Линч в Киеве: отзывы киевлян
Записаться нельзя откладывать: 40 бесплатных онлайн-курсов от университетов со всего мира
Рейтинг кинотеатров Киева: качество, репертуар, цены

Рейтинг кинотеатров Киева: качество, репертуар, цены

Чтобы вы не сомневались, куда идти в кино.

Антихайп: чем торгуют в подземных переходах Киева

Антихайп: чем торгуют в подземных переходах Киева

От кожаных трусов до монгольских ножей.

Есть ответ: почему знаменитостей начали обвинять в домогательствах именно сейчас
Срочно полюби себя: как бороться с низкой самооценкой
Что будет, когда введут обязательную регистрацию мобильных абонентов

Что будет, когда введут обязательную регистрацию мобильных абонентов

Возможно, скоро все мобильные номера будут привязаны к паспорту.

Новые статьи

ТОП месяца

Наверх