Гогольфест заинтриговал: подводим итоги арт-события года
Но все ли удалось организаторам? Какие перформансы вызвали восторг, а что осталось совершенно непонятым? Самое время подвести итоги одного из самых масштабных культурных событий в Украине.
Удалось. Гогольfest для нашей страны – явление, которое у всех «вертелось на языке», но, тем не менее, долгое время не было реализовано. Ну, действительно, почему бы не сделать в стране масштабный, но независимый арт-проект, сочетающий все аспекты современного искусства (театр, инсталляции, кино, музыку) «под патронатом» интригующей и непопсовой арт-иконы - самого Гоголя?
Попадая в незнакомые для большинства стены, на этот раз киностудии Довженко, тут можно было окунаться в самые изощренные фантазии наших и зарубежных артистов. Здесь тебе и этно-хаотичная Даха Браха, и швейцарские пластические постановки о незавидной и тяжелой судьбе русалки, и Нина Матвиенко в хрестоматийном образе «матері». Одним словом, это целый культурный калейдоскоп, способный удовлетворить практически любые потребности.
Удалось. Идейный вдохновитель, инициатор и просто гуру фестиваля Влад Троицкий в одном интервью сказал, что Гогольfest уже перерос фазу такого себе междусобойчика непризнанной богемы, и его уровень теперь совершенно другой. Действительно, если представить, каким может быть фестиваль через год или два, то здесь всплывает уйма возможностей для развития.
И речь идет не только о новых и известных именах. На последующие годы организаторы уже «запугивают» поклонников созданием некоего аудио-визуального эксперимента, где театральная пластика, киношная визуальность и музыкальная атмосферность сойдутся в невиданное доселе единое целое. Чем не прогресс?
Не удалось. Рвения к созданию и расширению создателям Гогольfestа, конечно, не занимать, и упрекать кого-то в этом поводов нет. Другое дело, что при таких масштабах весь культурный поток творчества с каждым годом все сложнее и сложнее контролировать. Как результат – много недовольных отзывов о том, что программа большинства инсталляций/спектаклей/выступлений пустая и аматорская.
Удалось. Как ни странно, главный бич почти всех массовых отечественных мероприятий Гогольfest`у как-то удалось проскочить. Скептики объяснят это тем, что основная аудитория фестиваля - такая себе арт-молодежь, не заморачивается подобными мелочами. Возможно, они, скептики, правы. Однако факт остается фактом: для посетителей Гогольfestа отнюдь не это было главными причинами возникающих недовольств.
Не удалось. Быть может, не все знают, что где-то в июне Гогольfest и вовсе находился под угрозой срыва. Виной тому была несогласованность по времени проведения и необходимость ремонта Мистецького Арсенала – прошлого места проведения фестиваля. В прессе раздувался скандал, а Влада Троицкого даже пытались вызвать в прокуратуру. Новое же место проведения, киностудия им. Довженко, пришлась по вкусу не всем. Один интернет-пользователь сетует, что «совдеповская убитая постройка со старыми «Волгами» в гаражах - отличное место для выставки Back to the USSR, но никак не для фестиваля современного искусства». Другой - что «открытие не впечатлило. + последовавшая Gogolfest party for friends - толкучка на входе и пустота внутри..»