Так рождаются тренды: тандем рэперской начитки и джазовой импровизации
Обычно на Gloss.ua ты не прочтешь о концерте в Консерватории - репертуар, прямо скажем, рассчитан на специфическую аудиторию. Но как же приятно стать свидетелем потрясающего исключения - такого, как джазово-рэперская импровизация Саскии Лару 19 февраля, способного заткнуть за пояс большинство гастрольных выступлений последнего времени.
Забавная и даже немного нелепая в своих неритмичных движениях (чем-то напоминающая Ринату Литвинову), в облегающем красном платье поверх черных с серебряной ниткой лосин, обвешанная всевозможными генераторами эффектов Саския Лару обезоруживает и покоряет сияющей улыбкой. Играя с аппаратурой, она извлекает невероятные звуки потехи ради, картинно обрывает неудавшийся электронный эффект: раз-два, а затем демонстративно отключает трубу от аппаратуры со словами: «Да ну его, сейчас будет настоящий джаз!». И понеслась.
Я хочу, чтобы люди танцевали, когда я играю. Я не играю для скучных музыкальных критиков.
На пару с обаятельным африканским рэпером MC Phantom они формируют завораживающий тандем рэперской начитки и джазовой импровизации, раскачивая публику как детскую карусель – легко и стремительно. А когда к ним подключается виртуозный пианист в лучших традициях американского блюза, ритмичный барабанщик и звучная бас-гитара, в зале становится по-настоящему жарко. Или это нам на втором ряду тесно от валящей со сцены энергетики?
Пятеро с удовольствием общаются с публикой, которая живо отзывается на редкий в видавших виды стенах Музыкальной Академии призыв сначала хлопать, затем подпевать, а под конец – и вовсе танцевать. И да – зал не просто пел, пританцовывал и рукоплескал стоя, он превратился в живой, полный вибраций и движений организм, с которым музыканты беспрестанно обменивались энергиями. Это было настоящее сумасшествие в рамках отдельно взятого двухчасового концерта.
Кілька разів протягом усього концерту в мене виникали картинки-алюзії... Америка, 1920-ті роки, камерний концерт в якомусь напівпідвальному music-холі, глядачі за столиками з келихами віскі. Ідеальні звуки труби - щирі, віртуозні... А потім - знову опиняєшся у сучасності. Прекрасний вечір якісної, НЕпопсової музики світового рівня!
Музыкантов бисировали два раза, после чего они исполнили песню памяти Уитни Хьюстон, несколько композиций из старого альбома и ушли за кулисы с символичными словами последней на сегодня песни: «I got something for your mind and your soul». И ведь действительно имеют!
В общем, даже столь любимые хиты Просто Радио в машине 10 минут после окончания концерта казались затасканной попсой. Если ты соскучился по настоящей живой музыке, езжай в Голландию, где сейчас базируются музыканты. А пока оформляется виза, утешь себя очередным концертом Международного джазового абонемента.
Будь в авангарде трендов – слушай джаз.
Справка:
Саскию Лару называют «Европейская Леди Майлс» в честь легендарного Майлса Дэвиса и считают редчайшим бриллиантом на джазовой сцене. Профессионал высочайшего класса, музыкант с богатейшим опытом и невероятно богатой палитрой мелодических красок, она изыскано импровизирует в самых разнообразных стилях - от Латино до Свинга и Ладового джаза. И делает это всегда очень весело!
Вскоре, после начала карьеры, об этой блондинке из Нидерландов уже всерьёз заговорили даже на родине джаза Wynton Marsalis, Toots Thielemans, Roy Hargrove и Teddy Edwards – великие музыканты, которые признали в европейской артистке достойного партнёра по сцене.
Со второй половины 80-х Саския Лару - успешный гастролёр, желанный гость на студиях звукозаписи, одна из наиболее часто приглашаемых солисток в больших европейских биг-бендах. Её «Salsa Caliente Band» - почётный гость множества фестивалей.
В качестве солистки «Caribbean Express» Саскию признали лучшей трубой Нидерландов. Лидерство в группе «The Caribbean Colours» только упрочило её лидерские позиции. В 1994 году Саския основала собственную звукозаписывающую компанию «Лару Рекордс». На этом бренде в 1995 году она и записала свой дебютный альбом. С тех пор мир услышал уже 6 пластинок Лару, каждая из которых погружает слушателя в особый мир. Мир, наполненный энергетикой сальсы и хип-хопа, фанка и регги, блюза и свинга. Порой – одновременно! Поскольку Саския одна из немногих артисток, которым смешение всех этих стилей удаётся наиболее органично.
Концерт в Киеве организован в рамках Международного Джазового Абонемента и, кроме самой трубачки, широко известной в узких мировых кругах, состоял из вокалиста и рэпера MC Phantom из Ганы, пианиста-виртуоза Уорена Бёрда (Warren Byrd) из США, барабанщика Уильяма Смида (Willem Smid) из Голландии и украинского бас-гитариста Арка Овруцкого (Ark Ovrutski).
Фотограф: Александр Зубко