Елена Воробей. "Ваш досуг"
- Псевдоним. Несколько уважаемых людей, желая помочь моей карьере, придумывали мне сценическое имя. Вспомнили, что фамилия Пиаф переводится как «воробушек». Владимир Винокур посмотрел на меня и сказал: «Сходится на 100%!» Моя настоящая фамилия длинная, трудно запоминается, зато переводится очень красиво - «дерево жизни».
- Пародировать вы начали уже в детстве?
- Я, как завороженная, смотрела кино. Мир, где все поют и танцуют, казался волшебным. Очень хотелось очутиться там. Записей в доме было немного - Высоцкий и Пугачева, их голосам я и пыталась подражать. Сбегая по лестнице, пела - голос в подъезде звучит, как через микрофон. Соседи говорили: «Артистка бежит!»
- Лена, Воробей - это фамилия или всё-таки псевдоним?
Голоса учителей я не копировала, зато умела подделывать их подписи. Перед тем как нести дневники на подпись родителям, класс сдавал их мне. Кстати, в третий раз поступая в театральный институт, я решила, что меня не возьмут по причине «старости» (мне было уже восемнадцать!), и… подделала свидетельство о рождении. Однокурсники целый год относились ко мне как к ребенку. Потом я раскрыла свою страшную тайну.
- А почему вас не принимали в институт?
- Все студентки высокие, ладные, стройные - героини. А я смешная, маленькая… Не каждому мастеру, набирающему курс, нужен такой персонаж.
- А в театре вы потом работали?
- Я служила в театре БУФФ. Эстрадой занялась потому, что с моим амплуа острохарактерной героини у меня были простои. Когда много свободного времени, у меня начинается депрессия. И я решила выступить на конкурсе актерской песни имени Андрея Миронова. Получила приз зрительских симпатий. Я показывала попурри из песен фильма «Кабаре». А потом поехала на конкурс эстрадных исполнителей «Ялта - Москва - Транзит».
- Где забрали все призы…
- Это было очень неожиданно, я рассчитывала максимум на провод от видеомагнитофона! После конкурса я сбежала, как Золушка! Вернулась в те атр, хотя понимала: это бег на месте. Выход был один: сжечь мосты, заняться сольным проектом. Как раз в это время появились «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой. Это полумистическая история. Алла Борисовна стала мне сниться: кулисы, я подхожу, она что-то мне говорит… Потом в Петербург приехал Укупник с программой, которую поставила Пугачева. Я сообразила, что по логике вещей режиссер должен быть за кулисами, и перед концертом проникла в «Октябрьский». И - чудо: Пугачева идет по коридору одна! Ноги не идут, язык онемел. Я лепечу: «Алла Борисовна, вы меня не знаете…» Пугачева говорит: «Почему, знаю. Это ты выиграла конкурс „Москва - Ялта - Транзит“? Чем занимаешься?» Мы проговорили 20 минут. Потом я приехала в Москву, показала ей свои песни. Алла Борисовна сказала: «Забудь о любовной лирике, Леночка! Вспомни, с чего я начинала. Я тоже была смешная и победить могла только с помощью одной вещи - юмора». Я послушалась совета и в «Рождественских встречах» дебютировала с песней «Ушки у Андрюшки».
- И тут к вам пришла слава?
- Нет. Как говорит Алла Борисовна: «Мое дело - вас пригласить, ваше - использовать момент». Я опять бездарно упустила свой шанс. Снявшись в программе, вернулась в Питер. Лишь когда мои коллеги по театру Гена Ветров и Юра Гальцев прописались в «Аншлаге», раздался звонок. Гена сказал, что Винокур ищет актрису для своего театра. Я приехала. «Пародии делать можешь?» - спрашивает Винокур. «Не знаю, сейчас попробую», -говорю я, выворачиваю наизнанку пиджак и пою: «Я вышла на Пикадилли». Винокур: «А Пугачеву?» Показала Пугачеву. «Хорош на болотах гнить (Лена говорит голосом Винокура). Перебирайся к нам!»
- Долго вы работали в театре Винокура?
- Ни дня. Для юбилейного вечера Винокура и Лещенко я предложила свой номер. После выступления ко мне подошел генеральный продюсер центра «АРС» Александр Достман и предложил делать… сольную карьеру. Владимир Натанович, человек мудрый и сам прошедший весь этот путь, сказал: «В добрый час!» Так родилась актриса Воробей.
- Как оценивают знаменитости пародии на себя?
- Алла Пугачева, увидев меня в образе себя, сказала: «Привет, Воробей! А паричок-то фиговенький!» Дианочка Гурцкая спрашивает при встрече: «Леночка, когда на меня пародию сделаешь?» Любовь Успенская сказала: «Пескову не разрешаю меня пародировать, а тебе можно!» Как-то на концерте была Маша Распутина. Смеялась. Но, конечно, артисты над чужими образами смеются больше.
- Вы никогда не пытались в личных целях «притвориться», например, Аллой Пугачевой?
- Нет, но на одном концерте Борис Николаевич Ельцин принял меня за Пугачеву и сказал сидевшей рядом Нани Брегвадзе: «Надо же, как Аллочка похудела!»
- Однажды в «Аншлаге» вы рискнули выступить с пародией на Регину Дубовицкую.
- У человека, который дал такой номер в эфир, с чувством юмора все в порядке.
- Как вы относитесь к «Аншлагу»?
- Многие эстрадники не любят эту передачу, критикуют форму подачи материала, ведущую. Я всегда отвечаю: «Зато у передачи есть свое лицо!» Это мой театр, там у меня есть возможность показать новую работу. Я этим дорожу.
- К тому же это прекрасная реклама.
- Мелькание на экране - еще не гарантия народной любви. А вот когда люди подходят после концерта и говорят: «Вы наша любимая актриса, мы каждый раз ждем, что вы еще этакое выкинете», - это дорогого стоит.
- Кого труднее всего пародировать?
- Мужчин. Понизить голос очень сложно. Поэтому я большое значение уделяю слову, тексту. Моя новая пародия на Бориса Моисеева называется «Я сошел с ума, мне нужна она!» А у большинства наших певиц голоса прокурены и поэтому похожи. Очень сложно сделать пародию на Валентину Толкунову: у нее чистый, звонкий голос. До меня никто не пародировал Ларису Долину, воспроизвести сильный вокал очень сложно. Но труднее всего сделать хороший «вкусный» непошлый анекдот!
- Вы сами пишете тексты?
- Да. Сидеть на старом материале я не могу: песни забываются, выходят из моды. Нужно брать новые.
- На сцене вы часто меняете костюмы. Случались ли какие-то накладки?
- Пару раз у меня слетала юбка. Люди не понимали, казус это или так было задумано. Однажды в Швеции я этого даже не заметила. Спереди мой наряд выглядел как сарафан каля рюсс«, а сзади - только завязки. Они развязались. Я допеваю песню, поворачиваюсь, и зал видит мой неприкрытый тыл. Публика поняла это как подтекст: богата Россия голосами, но голозада…
- Александр Песков как-то говорил, что женщина не должна заниматься пародией…
- Я в роли клоунессы чувствую себя великолепно. Мне нравится, когда люди улыбаются.