Исландское чудо

Если бы кому-нибудь пришла в голову идея выбрать семь музыкальных чудес света, то по итогам голосования в тройке лидеров наверняка бы засветился русский рок оказалась музыкальная сцена Исландии. Уже более двух десятилетий эта загадочная страна, заброшенная подальше от цивилизации на остров на севере Атлантического океана, дарит остальному миру музыку невероятной красоты и силы. Достаточно лишь вспомнить имена трех тамошних китов, на которых, собственно, все и зиждется. Это экстравагантная госпожа Гудмундсдоттир, более известная как Бьорк, кудесники "игрушечной" электроники Mum и, конечно же, Sigur Ros.

Именно "сигуры" вместе с питомцами канадского лейбла Constellation (Godspeed You! Black Emperor, A Silver Mt. Zion, Do Make Say Think) и шотландцами Mogwai стали на рубеже XX - XXI веков основными популяризаторами пост-рока – одного из актуальнейших ныне музыкальных жанров, знаменующих то, во что переродился рок-н-ролл после своей фактической смерти.

Будущие флагманы появились на свет в августе 1994 года в Рейкъявике. Группа была трогательно названа по имени (Sigur Ros можно перевести с исландского как "Роза победы") сестры вокалиста Йонси Бургиссона, родившейся аккурат в день создания коллектива.

Через три года музыканты дозрели до первой демо-записи "Von" ("Надежда"). Несмотря на все ее несовершенство, работа незамедлительно была издана местным лейблом Bad Taste, основанным участниками наиглавнейшей (на тот момент) исландской инди-группы Sugarcubes, в которой начинала свою карьеру Бьорк. Вскоре был даже выпущен сборник ремиксов на эту пластинку.

Но настоящий звездный час Sigur Ros пробил в 1999 году, когда они записали шедевр, скромненько озаглавленный "Agaetis byrjun" ("Хороший старт"). Пластинка, вобравшая в себя все основные настроения и тенденции 90-х и увенчанная десятиминутным эпиком "Svefn-g-englar" ("Лунатики"), мгновенно вознесла "сигуров" на Олимп. Их песни попали в саундтрек модного голливудского фильма "Ванильное небо", срежиссированного Кэмероном Кроу, а сама группа приглашена на разогрев в тур к Radiohead, особо чутким на таланты. На концертах "сигуры" разом всех сражали стеной звука и игрой на гитаре при помощи скрипичного смычка, перенятой у Джимми Пейджа.

Окончательную прописку в стане небожителей группе обеспечил концептуальный альбом 2002 года без названия, прозванный из-за своей обложки "скобки" или "( )". Диск из восьми тяжеловесных так же безымянных композиций продемонстрировал всю мощь и апокалиптичность пост-рока. Попутно группа изобрела (как когда-то в нашей стране "2ва самолета" и "Ногу свело") собственный птичий язык Vonlenska или Hopelandic, на котором и стала общаться в своем лирическом мире.

Принято считать, что с того времени Sigur Ros прекратили поступательное развитие (достигли потолка?) и стали попросту штамповать пускай и прекрасную, но безмерно скучную "музыку сфер". Последовавшие пластинки "Takk" и "Hvarf-Heim" (несмотря на такие безупречные композиции, как "Glosoli", "Hoppipolla", "Saeglopur", "Salka" и "Hafsol") были восприняты критикой в ключе "опять они завели свою шарманку".

Теперь же, когда "сигуры" сделали шаг в сторону, оформив своим пятым студийным альбомом "Med sud i eyrum vid spilum endalaust" заявку на новый Эверест, это, кажется, мало, кто заметил. Притом, что уже первый сингл с альбома "Gobbledigook", выложенный на сайте коллектива в преддверии релиза, приятно удивил слух (и это еще мягко сказано). Блогеры, неизменно оценивающие новинки раньше остального мира, резонно сравнили свежую песню с творчеством американских авангардистов и фрик-фолкеров Animal Collective.

Дальше – больше. На новой пластинке, название которой можно перевести, как "С шумом в наших ушах мы играем бесконечно", исландцы совершают нешуточный разворот от минора к мажору и от электричества к акустике, подменяя вселенскую скорбь на здоровое веселье. Достаточно услышать коллективные вокальные трели в той же "Gobbledigook", жирный пульсирующий бас вкупе с идиотической гармошкой в "Vid spilum endalaust" или воодушевляющее пианино в "Inni mer syngur vitleysingur". Группа также отказалась от своего птичьего "хоупландика" и запела на родном языке (хотя для русского уха это вряд ли что изменит) и даже впервые на-английском ("All alright"). Ну и никто еще, слава Богу, не отменял мелодизм, присущий этой команде.

От всего этого альбом представляется самым светлым и легким в дискографии группы. Даже несмотря на то, что к концу пластинки музыканты возвращаются к своей излюбленной "шарманке" и терзают слушателей прямо-таки церковными хоралами ("Festival", "Ara batur"). В конечном счете, они не портят общее благостное ощущение от пластинки. (На вид можно поставить разве что дурацкую обложку, на которой группа голышом перебегает автостраду).

Новый диск "сигуров" в сотый раз прекрасно иллюстрирует извечную историю артиста, прошедшего через муки творчества и наконец-то обретшего гармонию с окружающим миром: отовсюду льется свет и добро. И это нормально. Поэт не обязан всегда быть голодным.

Пускай "Med sud i eyrum vid spilum endalaust" и не самый лучший альбом Sigur Ros ("Agaetis byrjun" и "( )" переплюнуть сложно), на фоне прочей музыкальной продукции 2008 года он, несомненно, "сияет безумным бриллиантом". К тому же, если "сигуры" продолжат творить в том же ключе, то они еще не раз нас удивят

Gloss3 июля 2008, 16:17

В центре внимания: Sigur Ros

Sigur Ros

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии
дед
Наверх