Исландское чудо
Именно "сигуры" вместе с питомцами канадского лейбла Constellation (Godspeed You! Black Emperor, A Silver Mt. Zion, Do Make Say Think) и шотландцами Mogwai стали на рубеже XX - XXI веков основными популяризаторами пост-рока – одного из актуальнейших ныне музыкальных жанров, знаменующих то, во что переродился рок-н-ролл после своей фактической смерти.
Будущие флагманы появились на свет в августе 1994 года в Рейкъявике. Группа была трогательно названа по имени (Sigur Ros можно перевести с исландского как "Роза победы") сестры вокалиста Йонси Бургиссона, родившейся аккурат в день создания коллектива.
Через три года музыканты дозрели до первой демо-записи "Von" ("Надежда"). Несмотря на все ее несовершенство, работа незамедлительно была издана местным лейблом Bad Taste, основанным участниками наиглавнейшей (на тот момент) исландской инди-группы Sugarcubes, в которой начинала свою карьеру Бьорк. Вскоре был даже выпущен сборник ремиксов на эту пластинку.
Но настоящий звездный час Sigur Ros пробил в 1999 году, когда они записали шедевр, скромненько озаглавленный "Agaetis byrjun" ("Хороший старт"). Пластинка, вобравшая в себя все основные настроения и тенденции 90-х и увенчанная десятиминутным эпиком "Svefn-g-englar" ("Лунатики"), мгновенно вознесла "сигуров" на Олимп. Их песни попали в саундтрек модного голливудского фильма "Ванильное небо", срежиссированного Кэмероном Кроу, а сама группа приглашена на разогрев в тур к Radiohead, особо чутким на таланты. На концертах "сигуры" разом всех сражали стеной звука и игрой на гитаре при помощи скрипичного смычка, перенятой у Джимми Пейджа.
Окончательную прописку в стане небожителей группе обеспечил концептуальный альбом 2002 года без названия, прозванный из-за своей обложки "скобки" или "( )". Диск из восьми тяжеловесных так же безымянных композиций продемонстрировал всю мощь и апокалиптичность пост-рока. Попутно группа изобрела (как когда-то в нашей стране "2ва самолета" и "Ногу свело") собственный птичий язык Vonlenska или Hopelandic, на котором и стала общаться в своем лирическом мире.
Принято считать, что с того времени Sigur Ros прекратили поступательное развитие (достигли потолка?) и стали попросту штамповать пускай и прекрасную, но безмерно скучную "музыку сфер". Последовавшие пластинки "Takk" и "Hvarf-Heim" (несмотря на такие безупречные композиции, как "Glosoli", "Hoppipolla", "Saeglopur", "Salka" и "Hafsol") были восприняты критикой в ключе "опять они завели свою шарманку".
Теперь же, когда "сигуры" сделали шаг в сторону, оформив своим пятым студийным альбомом "Med sud i eyrum vid spilum endalaust" заявку на новый Эверест, это, кажется, мало, кто заметил. Притом, что уже первый сингл с альбома "Gobbledigook", выложенный на сайте коллектива в преддверии релиза, приятно удивил слух (и это еще мягко сказано). Блогеры, неизменно оценивающие новинки раньше остального мира, резонно сравнили свежую песню с творчеством американских авангардистов и фрик-фолкеров Animal Collective.
Дальше – больше. На новой пластинке, название которой можно перевести, как "С шумом в наших ушах мы играем бесконечно", исландцы совершают нешуточный разворот от минора к мажору и от электричества к акустике, подменяя вселенскую скорбь на здоровое веселье. Достаточно услышать коллективные вокальные трели в той же "Gobbledigook", жирный пульсирующий бас вкупе с идиотической гармошкой в "Vid spilum endalaust" или воодушевляющее пианино в "Inni mer syngur vitleysingur". Группа также отказалась от своего птичьего "хоупландика" и запела на родном языке (хотя для русского уха это вряд ли что изменит) и даже впервые на-английском ("All alright"). Ну и никто еще, слава Богу, не отменял мелодизм, присущий этой команде.
От всего этого альбом представляется самым светлым и легким в дискографии группы. Даже несмотря на то, что к концу пластинки музыканты возвращаются к своей излюбленной "шарманке" и терзают слушателей прямо-таки церковными хоралами ("Festival", "Ara batur"). В конечном счете, они не портят общее благостное ощущение от пластинки. (На вид можно поставить разве что дурацкую обложку, на которой группа голышом перебегает автостраду).
Новый диск "сигуров" в сотый раз прекрасно иллюстрирует извечную историю артиста, прошедшего через муки творчества и наконец-то обретшего гармонию с окружающим миром: отовсюду льется свет и добро. И это нормально. Поэт не обязан всегда быть голодным.
Пускай "Med sud i eyrum vid spilum endalaust" и не самый лучший альбом Sigur Ros ("Agaetis byrjun" и "( )" переплюнуть сложно), на фоне прочей музыкальной продукции 2008 года он, несомненно, "сияет безумным бриллиантом". К тому же, если "сигуры" продолжат творить в том же ключе, то они еще не раз нас удивят