Новости Gloss

Странствующие музыканты на двух колесах

Юлия Пержинская 13 декабря 2011, 16:32

Участники этногруппы «Фолькнеры» Владимир Муляр и Ирина Гаврилец объединили два свои самые любимые занятия - велотуризм и музыку, и у них получился замечательный проект «Двухколесные хроники». Теперь они не просто колесят по миру ради новых впечатлений, а еще и по дороге выступают перед местными жителями да собирают аутентичные песни разных стран и народов, которые по приезде домой обрабатывают и включают в свой репертуар. Все подробности об этом проекте мы узнали у них самих.

Вокруг Мраморного моря

Толчком к возникновению «Двухколесных хроник» можно считать наш велопоход в Абхазию в 2009-м (проехали 700 км): тогда мы впервые начали выступать на улицах в вышиванках, презентуя украинскую аутентичную песню.
Год назад (август-октябрь 2010-го) мы осуществили свое первое велопутешествие в рамках этого проекта - «Мраморное кольцо»: за 75 дней проехали 3300 км вокруг "Мраморного моря". Наш маршрут пролегал из Украины в Турцию через Румынию и Болгарию.

Пакуя рюкзаки, мы руководствовались таким правилом опытных путешественников: меньше возьмешь - дальше заедешь. Для нас оно было особенно актуальным, поскольку велобаулов (велосипедные сумки, закрепляемые на багажниках) у нас не было и мы везли почти все на плечах. Но в этом был свой плюс: не возникало соблазна набрать с собой разной малополезной в походе ерунды, вроде маски для дайвинга или спрея от комаров. По нашему убеждению, быт настоящего путешественника (именно путешественника, а не туриста) должен быть в некоторой мере аскетическим. Поэтому мы захватили с собой только самое необходимое - палатку, спальные мешки, карематы, минимум сменной одежды, казанок, металлические чашки, ложки, продукты «на сегодня», карту, компас, запаски для колес. Ну и, конечно, музыкальные инструменты - барабан джембе (1), колесную лиру (2), губную гармошку, а также видеокамеру и фотоаппарат.

Первые встречные

Для нас впечатления о любой поездке зависят в первую очередь от повстречавшихся нам на пути людей. Они, конечно, попадались разные: доброжелательные и не очень, сочувствующие и равнодушные - как и должно быть в жизни. Но лучше всего запомнились те, которые старались нам помочь.

В болгарском городе Габрове на музыкальном этнофестивале мы познакомились и сразу же подружились со словеном Анже и болгаркой Пламенной. Они очень заинтересовались нашим проектом, поделились информацией о разных этнофестивалях, а сейчас собираются презентовать наш фильм об этом путешествии.
Один раз в Румынии на подъезде к Брашову мы попросились переночевать на овечью ферму. Мариус, ее хозяин, и его работники оказались прекрасными людьми - накормили нас, нарубили дров для костра, а утром дали в дорогу большущий кусок брынзы! Ни о какой оплате они не хотели даже слышать.

В Бухаресте нам тоже повезло: в центре города мы случайно познакомились с Каталином, молодым парнем, который тоже был на велосипеде. Он нас пригласил в свой дом. Все суперкомфортные условия, от которых мы уже успели отвыкнуть, - душ, стиралка, мягкая постель - были в нашем распоряжении «на сколько захотим», плюс ко всему - первоклассная экскурсия по ночному Бухаресту, после которой у нас возникло ощущение, что именно в это время суток город по настоящему и живет.

Гостеприимство без границ

Из трех стран, через которые пролегал наш путь, лучше всего нас принимали в Турции. Хотя было много гостеприимных людей в Румынии и Болгарии, но они более-менее похожи на нас с вами, поэтому мы воспринимали их просто как соседей. А вот турки - другой мир! Это настолько открытый, искренний и гостеприимный народ! Для них гость - особа почти священная. Мы в полной мере на себе ощутили эту их древнюю традицию. Не единожды звали нас, часто грязных, в дом - отдохнуть с дороги, помыться в душе и поесть. Даже в больших городах.

Один раз мы ночевали в богатом таунхаусе профессора университета, который, понимая, что мы ищем ночлег, просто подошел к нам на улице и пригласил к себе. В другой раз нас приютили и щедро накормили супруги-фермеры. В Ялове хозяин шикарного ресторана предложил нам место под палатку на блестящей плитке прямо возле входа в свое заведение, а потом еще и провел за беседой с нами несколько часов. Помощник директора носочной фабрики в Стамбуле во время дождя пригласил нас в свой кабинет на чай, а прощаясь, подарил по комплекту носков.

В одном селе 70-летние бабушка с дедушкой, которые, казалось, до сих пор влюблены друг в друга, позвали нас в свой дом на обед, предложили душ, постирать вещи и радовались нам, как родным внукам. К тому же они почти взяли с нас расписку, что мы приедем к ним и в следующем году.
В Эдремите во время нашего выступления на центральной площади местный музыкант пригласил нас поиграть в его кафе. Он пытался нам что-то объяснить на немецком языке, которого мы практически не понимаем, поэтому решили: он, наверное, собирается за наше выступление попеть нам турецких песен для проекта. Так что в 15:00 мы были в назначенном месте. Кафе, как и все подобные заведения в Турции (если не считать те из них, что расположены в больших городах европейской части), было заполнено исключительно мужчинами, которые за чаем ожидали концерта. С первыми тактами нашей «Купальской» они сразу же продемонстрировали свой горячий южный темперамент - подскочили со своих мест и пустились танцевать, хлопая и что-то выкрикивая. А потом оказалось вот что: тот хозяин кафе на самом деле думал, что у нас нет денег, вот мы и выступаем на улицах (мы действительно иногда ставили «шляпу» для пожертвований на поддержку проекта). И пока мы, не до конца понимая, что происходит, играли, он с большим медным подносом собирал с публики деньги.

Очень быстро, после второй песни, сказав «йок (хватит), потому что придет полиция», он всучил нам заработанные 22 лиры (приблизительно 110 грн) и попрощался. Никаких песен от него мы так и не дождались. В Украине похожую помощь от незнакомого человека представить сложно.

Первую ночь в Стамбуле мы ночевали на пляже Мраморного моря (район Флория) возле платных туалетов с любезного разрешения его работников, которым мы и оставили вещи, чтобы иметь возможность свободно отправиться в центр города.

На окраине случился с нами странный, смешной и опасный случай. Один молодой полицейский, у которого мы спросили, можно ли поставить на ночь в сквере палатку, пригласил нас в свою квартиру. Его гостеприимство не знало границ, но после предложения заняться групповым сексом мы сложили свои вещи и покинули его дом, чем он был страшно недоволен.

Страна сокровищ

В начале августа 2011-го мы отправились на двух колесах в новое путешествие, которое назвали «Двухколесные хроники - 2: страна сокровищ» и полностью посвятили Украине. В этот раз к нам присоединилась еще одна участница группы «Фолькнеры», Юлия Совершенная. Наш маршрут пролегал через села и небольшие города Закарпатской, Хмельницкой, Полтавской, Харьковской, Ивано-Франковской, Черновицкой, Винницкой, Черкасской, Кировоградской, Днепропетровской, Запорожской, Донецкой и Луганской областей. За 44 дня мы преодолели на велосипедах символические 2011 км и по пути собрали более 200 песен. Украинская земля прекрасна, ее люди духовно богаты и замечательно поют. И мы это увидели изнутри. Правда, бывали случаи, когда нам говорили: «Вот если бы вы раньше приехали, ведь люди, знавшие давние песни и обычаи, уже умерли»…

Нам в дороге везло, встречалось много гостеприимных людей, готовых чем-то помочь, они кормили нас, приглашали переночевать. Но бывало и такое, что в нас швыряли банками из-под пива. Проехав всю нашу родину, мы увидели ее прекрасной и вдохновенной и в то же время несчастной и жалкой. Порой разрывалось сердце, когда мы проезжали села, которые когда-то кипели жизнью, а сейчас находятся в запустении.
Случались с нами и забавные случаи. Приехали в село Новоселица на Закарпатье. В местном магазине встретили свадебного старосту пана Владимира. Узнав о нашей экспедиции, он пригласил к себе и созвал целый хор местных тетушек. Они нам долго пели, еще и местным танцам обучали. А в завершение по их традиции, чтобы не обидеть газду (хозяина), все должны были выпить чего-то градусного в три круга. После этого стало еще веселее. А на дворе полдень, 35 °C и впереди 50 км пути!

Нам страшно повезло в селе Таужное в Кировоградской области: мы нашли здесь прекрасных людей - бабу Валю и ее мужа Ивана, которые напели нам кучу песен и ночевать у себя оставили. Эта пара с песней прожила всю жизнь. Они наперед нас пригласили на празднование своей золотой свадьбы через два года, 10 ноября.

После этого нам предстоял вечер в Холодном Яру со страшными комарами-людоедами. Такой тучи насекомых-кровопийц мы в жизни не встречали! Пытаясь поставить палатку, мы спасались так: поджигали солому, найденную на поле, и обкуривались дымом. На следующее утро выяснилось, что эти зверюги кусают даже днем на солнце, правда, по сравнению с вечером они были уже не так агрессивны.

А возле Старой Ушицы в Хмельницкой области мы уже и не надеялись переправиться через Днестр - даже за деньги никто нас не хотел перевозить на другой берег, но на следующий день, когда нами уже было принято решение ехать в объезд (лишних 50 км до ближайшей переправы), мы повстречали Юрия, который перевез нас на своей лодке на другой берег, не взяв с нас ни копейки. Как выяснилось, сам он россиянин из Петербурга.

По возвращении

Само путешествие - это только первая часть наших проектов. Вернувшись из этнографической экспедиции, мы беремся за обработку накопленного материала, монтаж фильма о походе и подготовку новой концертной программы на основе собранных песен, которым мы придаем новое оригинальное звучание с целью продления жизни «в реинкарнации». Затем приступаем к презентации результатов своей деятельности. Так, в ноябре-марте мы планируем объехать Украину с фильмом «Страна сокровищ», фотовыставкой и концертами группы «Фолькнеры».
А вот здесь вы можете посмотреть трейлер к нашему фильму «Мраморное кольцо»

Каспий, Кавказ, или Прибалтика

Мы планируем каждый год совершать новую экспедицию «Двухколесных хроник». Следующий маршрут еще до конца не определили, но это точно будет зарубежное путешествие. Пока обдумываем три варианта: либо это будет поездка вокруг Каспийского моря, транскавказская экспедиция или путешествие, либо по Прибалтике и Карелии. Кстати, хотим в следующий раз взять с собой еще одного участника - видеооператора, поисками которого сейчас занимаемся.

Почему велотуризм

Во-первых, на велосипеде передвигаешься с оптимальной скоростью, которая позволяет воспринимать реальность в наилучшем режиме: ничего не пропустишь, но и не задержишься нигде надолго. Это не слишком быстро, как на автомобиле, и не слишком медленно, как пешком.

Во-вторых, это спорт. Из длительных велосипедных путешествий всегда возвращаешься в лучшей физической форме, чем был до этого.

В-третьих, велосипед - чистый транспорт. Нам, как и другим людям, которые живут в ужасно загазованном мегаполисе, просто приятно осознавать, что, передвигаясь на тысячи километров, мы при этом не наносим никакого вреда природе.

Справка

Этногруппа «Фолькнеры» основана в 2009 году Владимиром Муляром и Ириной Гаврилец.
Сегодня этот коллектив насчитывает пять музыкантов: Владимир Муляр (ударные, колесная лира, губная гармошка), Ирина Гаврилец (вокал, лира), Юлия Совершенная (вокал, барабан), Роман Шаркевич (перкуссия), Остап Данылив (баян, клавишные).

«Фолькнеры» - странствующие музыканты. Основой концепции их творчества является произвольная обработка песенной аутентики Украины и других стран. Группа регулярно концертирует, она была участницей многих известных фестивалей, таких как «АртПоле», «Трипільське коло», Terra Heroica, «Рожаниця».

(1) Джембе - западноафриканский барабан в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи.
(2) Колесная лира - струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр.

• 18 апреля 17:05 Прошел первый "воздушный бой" между пилотируемым самолетом и истребителем, которым управлял ИИ (видео)    0
  • 18 апреля 15:58 DOROFEEVA и Лебига презентовали общий трек и побили онлайн-рекорд украинского Twitch (видео)    0
  • 17 апреля 17:31 Известный шеф-повар Владимир Ярославский поделился особым рецептом теста для домашних пирожков (видео)    0
  • 17 апреля 17:03 Топ-6 лучших бизнес-книг из списка Forbes издадут в Украине в этом году    0
  • 17 апреля 16:42 Украинский Marvel: в кинопрокат выходит фильм о 3-й отдельной штурмовой бригаде «Мы были рекрутами» (трейлер)    0
  • 17 апреля 15:24 Создатель Telegram Павел Дуров дал интервью журналисту Такеру Карлсону: самое интересное    0
  • 16 апреля 15:40 Британский диетолог назвал фрукты, которые не дают похудеть    0
  • 16 апреля 14:06 Украинские инженеры разрабатывают боевую подводную лодку, которая стреляет торпедами (видео)    0
  • 15 апреля 16:07 Умер знаменитый итальянский модельер Роберто Кавалли: чем он запомнился (фото)    0
  • 15 апреля 15:36 Эксперты назвали 5 автомобильных брендов, которые являются самыми дешевыми в обслуживании    0
  • 12 апреля 18:10 Четверть мужчин призывного возраста не готовы мобилизоваться – результаты опроса    0
  • 12 апреля 17:43 Актриса Марго Робби станет продюсером фильма по мотивам настольной игры «Монополия»    0
  • 12 апреля 17:05 Apple раскрыла возможности своего искусственного интеллекта: он превосходит GPT-4    0
  • 12 апреля 16:38 Инспектор Львовской таможни похвасталась нарядом за 8000 долларов и через час была уволена (видео)    0
  • 12 апреля 10:00 Pepsi презентує новий візуальний стиль в Україні    0
  • 11 апреля 18:11 Эктор Хименес-Браво поделился простым рецептом сочной вырезки в беконе (видео)    0
  • 11 апреля 17:04 ТЦК сможет «мобилизовать» автомобили украинцев: какие авто будут изымать на нужды ВСУ    0
  • 11 апреля 16:41 Будут ли отключение света из-за разрушения Трипольской ТЭС — ответ «Укрэнерго»    0
  • 10 апреля 19:13 Британец Расс Кук стал первым человеком в истории, пробежавшим всю Африку    0
  • 10 апреля 18:48 Почему миска не должна быть всегда полной: эксперт рассказал, как правильно кормить собаку    0