Что такое "Плата за пробку"?

Константин Смолий
25 апреля 2013, 16:41

Корк фи (corkage fee) – буквально плата за откупоривание бутылки. Взымается в ресторанах в том случае, если ты пришел со своим алкоголем. И не важна причина: будь это любимый Шато Лафит, без которого не обходится ни одна твоя встреча выпускников; или ты не доволен предлагаемым выбором вина в ресторане, но здесь самый вкусный стейк в городе; или ты просто хочешь сэкономить пару сотен. Ты платишь не за объем, количество выпитого, бренд или год  ты платишь за пробку, и тебе рады.

Данный сервис популярен в тех странах, где потребление продуктов виноделия носит исторический массово-культурный характер, а идеи удержания спроса в среде индустрии гостеприимства подчинены законам рынка. И вроде у нас тоже рынок, и за последние годы он заметно вырос. По всей стране каждый месяц открывают магазины и бутики сетевые гиганты, а количество энофилов бьет все рекорды. Науку о вине разве что еще не преподают в гуманитарных институтах. Тем не менее, участники отечественного общепита к «корк фи» по-прежнему относятся осторожно. «Купить пробку» в ресторане позволяют далеко не все или делают это неохотно. Почему у отдельных ресторанов другая политика и сколько стоит такая услуга? 

Сегодня выбрать приличный ресторан не составит большого труда. В городе найдется заведение любой популярной кухни, различного ценового диапазона, расположения и т.д. В то же время лишь некоторые из них подчеркивают свой особый алкогольный ассортимент, будь то вино или крепкая группа, и не используют универсальный принцип наценки – не меньше 200%. Это во многом потому, что карты (меню) хотят cформировать, точнее, навязать, поставщики, в портфелях которых, наряду со «вкусными» торговыми марками, много зонтичных рядовых позиций. Заходя в барный список всем гамузом, они требуют от сомелье или учредителей ресторанов эксклюзивного присутствия, а, значит, не допустят в ассортименте конкурирующих брендов. С тех пор, как контракты подписаны, главным мотивом становятся плановые продажи. Открытое признание такого способа наполнения своего меню чревато лишь критикой, потому лихо маскируется индвидуальным подходом к сочетанию продуктов, аргументами и без того достаточной энотекой.

Маркетинговые узы прочно связывают не только рестораторов и поставщиков, но обрекают на прямую и единственную зависимость от выручки сервисный костяк ресторана – администраторов, официантов, сомелье, барменов. На эту иглу бонусов и процентов быстро подсаживаются все. А пресловутые 10% от суммы счета в уме каждого официанта делают чудеса с твоим выбором во время заказа. Он вдруг становится зависим от ценника за блюдо, ну и, конечно же, за бутылку. В общем, такая ситуация с товарной политикой ограничивает ресторан и его штат в профессиональном росте, как минимум. Стоит ли говорить об отсутствии потенциала и развития у такой истории для обеих сторон? Но эти бизнес-проекты составляют пока большую часть индустрии. Разумеется,  сюда со своим алкоголем тебя не пустят.

К следущему классу, так сказать, ресторанов без определенных взглядов, можно отнести тех предпринимателей, чей устав носит «исследовательский» характер. Как и многое в таких заведениях, услуга «корк фи» у них весьма неконкретная. Одними она по-прежнему предлагается, как нечто концептуальное, и становится предметом рекламной кампании; другими же – спрятана под текстами декораций о запрете на недорогое вино, при условии обязательного заказа единицы ассортиментной бутылки на всякую бутылку «из вне», при условии отсутствия желаемой марки в меню ресторана и т.д. Особым доводом при отказе всегда звучит грозное сообщение о вероятном отравлении некачественным продуктом, за который ресторан не сможет ответить. Как будто все бутылки в ресторане куплены официально, проходят особый контроль и всегда имееют акцизную марку? Не стоит обольщаться.

Однако, и теми, и другими о возможности принести в ресторан спиртное с собой умалчивается и вспоминается только в том случае, если об этом беспокоишься ты сам. Здесь же можно посочувствовать тем  заведениям, которые испытывают финансовые сложности и проблемы с посещаемостью и вынужденно идут на уступки ради шанса изменить положение. Вспомни и вздрогни от этих призывов получить 50% скидку или принести всё, что угодно, с собой, только бы ты заказал еды на роту солдат. Но, главное, эти рестораны ты узнаешь по особой базарной манере торговаться за каждую гривну, которую им фактически надо отвоевать методом убеждений и предупреждений. Буквально на глазах развенчивая твой любимый миф о том, что покупатель всегда прав.

Но все же те, кто «собирают» пробки без строгих правил и оговорок, существуют и успешно работают. Сегодня они, чаще всего,  молодые и новые рестораны, чьи владельцы изначально включили принцип «корк фи» в идеологию своих заведений, наравне с продуманной и яркой идеей. У этих ресторанов часто открытые кухни и такие же открытые амбициозные планы. Они возникли, чтобы продавать не только вкусную еду, но и особую атмосферу. О чем говорят прямо, поскольку уверены, что современный ресторан – это не просто бизнес с его базовым назначением, а новое место для коммуникаций и социальный проект, способный не только удовлетворить аппетит, но и подарить удовольствие от жизни. Конечно, только факт присутствия в меню услуги «корк фи» не может быть залогом стопроцентного успеха, и значение такого приема не следует преувеличивать.

Но фактором новых тенденций и преобразований в ресторанном деле, безусловно, является, наряду и параллельно с другими фишками, программами лояльности, честным ценообразованем, достойным жалованием сотрудников и многих других.  И в наших, все еще полевых, условиях становления ресторанного бизнеса и культуры общественного питания – это актуальные и, порой, сложные аспекты. Поэтому, если ты готов оценить «корк фи» как явление и его последствия, пусть даже для твоего кошелька, то может быть это все-таки важно и стоит обращать внимание на такие элементарные стандарты ресторанного сервиса. Тем самым корректировать свой выбор места, где твои интересы и гастрономические пристрастия будут уважать. А если удовольствие можно купить по цене пробки, то почему бы этим не пользоваться? Тем более, что ее стоимость в таких ресторанах невысока - от 60 до 90 гривен. 

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Натюрморт для гурмана: обзор ресторана бельгийской кухни "Антверпен"

Натюрморт для гурмана: обзор ресторана бельгийской кухни "Антверпен"

Европейская атмосфера, восхитительная еда и отличное место для встречи с друзьями

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
KNZS - большая дача для всех

KNZS - большая дача для всех

Сюда стоит приехать и почувствовать лето во всей красе

Просто о сложном: зачем идти на фестиваль Smart&Marketing Festival?

Просто о сложном: зачем идти на фестиваль Smart&Marketing Festival?

Стань ближе к современным технологиям уже на этих выходных

Обзор ресторана KIN KAO: новое заведение паназиатской кухни на Подоле

Обзор ресторана KIN KAO: новое заведение паназиатской кухни на Подоле

Ресторан с демократичными ценами, вниманием и уважением к каждому гостю

Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Обзор лучших из площадок, на которых вы смело можете провести свое лето

Кровать, рекорд и "Время и Стекло": как отлично провести выходные

Кровать, рекорд и "Время и Стекло": как отлично провести выходные

Невероятные развлечения, которые не встретишь ни в одном другом месте Киева

Каким будет лето на Арт-заводе Платформа: спойлеры от команды Ulichnaya Eda

Каким будет лето на Арт-заводе Платформа: спойлеры от команды Ulichnaya Eda

Что ждет нас летом, мы узнали у команды организаторов фестиваля

фыва

Новые статьи

Натюрморт для гурмана: обзор ресторана бельгийской кухни "Антверпен"

Натюрморт для гурмана: обзор ресторана бельгийской кухни "Антверпен"

Европейская атмосфера, восхитительная еда и отличное место для встречи с друзьями
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
KNZS - большая дача для всех

KNZS - большая дача для всех

Сюда стоит приехать и почувствовать лето во всей красе
Просто о сложном: зачем идти на фестиваль Smart&Marketing Festival?

Просто о сложном: зачем идти на фестиваль Smart&Marketing Festival?

Стань ближе к современным технологиям уже на этих выходных
Обзор ресторана KIN KAO: новое заведение паназиатской кухни на Подоле

Обзор ресторана KIN KAO: новое заведение паназиатской кухни на Подоле

Ресторан с демократичными ценами, вниманием и уважением к каждому гостю

ТОП месяца

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Не проспи июнь: лучшие события месяца

Не проспи июнь: лучшие события месяца

Фестивали, концерты, выставки, спектакли и пати, которые мы однозначно рекомендуем не пропустить
Неба хватит на всех: Sky Family Park открывает свой летний сезон

Неба хватит на всех: Sky Family Park открывает свой летний сезон

Огромное открытое пространство, созданное для идеального семейного отдыха
Киев для бедной интеллигенции или Гид по бесплатным событиям июня

Киев для бедной интеллигенции или Гид по бесплатным событиям июня

Как провести июнь без гроша в кармане, читайте в нашей подборке
Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Открытые террасы лучших киевских ресторанов и кафе. Часть 1

Обзор лучших из площадок, на которых вы смело можете провести свое лето
Наверх