Необычные профессии киевлян: шоппер
Шоппер, как профессия, появилась в Украине недавно. Наибольшей популярностью пользуется в сезон распродаж. Gloss.ua решил разобраться, что это за профессия. Мы побеседовали с двумя профессиональными шопперами – Майей Висанд и Ростом Диким.
Майя Висанд
имидж-консультант, дизайнер, стилист, профессиональный шоппер.
Шоппер - это человек, который помогает людям делать покупки. Но не в том плане, чтобы потратить деньги, а скорее - сэкономить. Оптимизирует количество покупок, уберегает от ненужных покупок, наполняет гардероб вещами, которые сочетаются между собой хорошо.
Клиент - это центр вселенной. В первую очередь, шоппер - это стилист и имиджмейкер. Нужно не только знать, где и что купить, где и какие скидки. Нужно еще знать, что человеку подойдет, как он будет себя в этом чувствовать. И не всегда нужно покупать десять новых кофточек - достаточно купить одну, которая будет подходить ко всей остальной одежде.
Сначала клиент приходит на консультацию. А до консультации высылает мне свои фотографии в полный рост - я определяю его цветотип и изучаю особенности фигуры. Это чтобы не тратить время во время консультации. Второй этап - идет разбор гардероба. Это когда приходит специалист, заглядывает в шкаф, находит скелеты и думает, что с ними делать.
Вещи делятся на те, которые носятся, не носятся или носятся редко, еще есть любимые вещи. Выкидываем те, что вышли из строя по каким-то причинам. Или отдаем «в хорошие руки», если они просто не носятся. Потом те, что носятся редко, и любимые вещи мы пытаемся комбинировать между собой. А вот после этого, если чего-то не хватает, пишем шоппинг-лист.
Не обязательно покупать что-то новое - можно сделать имидж из старых вещей.
Часто бывает так, что клиент просто привык что-то надевать - носит одно и то же, ко многим вещам он не обращается, и они лежат мертвым грузом. Или он не знает, с чем их носить или по каким-то причинам вещи не нравятся, или нет времени и желания заниматься одеждой.
В шоппинг-листе может быть и пять вещей, и тридцать - все зависит от клиента и бюджета. Зачастую не хватает вещи, которая бы соединяла все остальные в цельный образ. Например, дело можно поправить одним свитерком с V-образным вырезом.
Перед шоппингом я составляю карту передвижения, чтобы не бегать с клиентом хаотично по магазинам в поиске нужных вещей. А потом уже шоппинг. Обычно он длится до 4-5 часов максимум.
В основном мои клиенты - это люди, у которых есть желание хорошо выглядеть и у которых мало времени на это.
Шоковая терапия у нас не работает, как правило: человек все равно возвращается к своему предыдущему образу.
Самое главное качество шоппера - это эмпатия, чувствовать клиента, понимать, во что человек готов одеваться и во что не готов. Шоковая терапия у нас не работает, как правило: человек все равно возвращается к своему предыдущему образу.
Например, если девушка привыкла к рубашкам и джинсам, дайте ей возможность носить джинсы в обтяжку. С туфлями на каблуке или с мужскими туфлями, но с женственными аксессуарами.
В среднем шоппинг-гиды обойдутся в 100 грн./час, лакшери-сегмент: до 800 грн. в час.
Рост Дикой
управляющий гардеробом,
владелец агентства персональных стилистов-шопперов Sweet Jumble.
Сколько шопперов в Украине? Такой статистики не существует, но по исследованиям нашего агентства в Украине - не больше 300 профессиональных шопперов, и большая часть сконцентрирована в Киеве.
На шоппинг не рекомендую брать с собой маму, подружку, друга или мужа или жену.
Подруга будет всегда чувствовать в вас конкурента и уж точно не позволит купить платье, на которое «запала» сама. А жена или муж будут переживать, чтобы вы не были сильно сексуальны, на вас не обращали внимания другие, поэтому выберет для вас джинсы на пару размеров больше. Не говоря уже о маме, которая будет заботиться о том, чтобы вещи были теплыми и комфортными.
Во Франции профессия шоппера уже признана официальной.
Шопперы впервые появились в США. Сейчас эта профессия является очень привычной и бешено популярной услугой - как заказать пиццу или сделать маникюр. Например, в шоппинг-моллах в Штатах можно часто увидеть картину, как идет семья по магазину, а впереди их сопровождает шоппинг-гид. В Европе шопперы часто работают с выбором подарков, как для частных лиц, так и корпораций.
В Украине эта профессия новая. В наших планах - сделать ее массовой. В скором будущем, любой человек, который паркуется возле торгового центра, сможет заказать себе шоппинг-гида за 50 грн. в час.