Интервью с Мариной Назаренко, режиссером Киевского академического театра кукол

Марина Гриценко

Редактор рубрики "Путешествия" на Gloss.ua,

ведет сайт http://www.columbus-chocolate.com

11 апреля 2012, 16:12

У многих людей есть убеждение, что театр кукол – это театр для детей. И люди, которые в нем работают, в душе дети или наполовину шизофреники, которые впали в детство и не выходят из него. Так ли это? Узнаем из интервью с Мариной Назаренко, режиссером Киевского академического театра кукол.

Еще в 7 классе я знала, что хочу получить творческую профессию. В родном городе Сумы я поступила в училище культуры и искусств на режиссерский факультет. После училища решила идти дальше и поступать в театральный университет им. Карпенко-Карого в Киеве. Как раз в год моего поступления в университете открылась новая специальность – режиссер театра кукол. Я совершенно случайно поступила туда, не совсем понимая, что это за профессия.

Я вытащила своего рода лотерейный билет, так как мой мастер оказался режиссером театра кукол, в котором я сейчас работаю. После 5-го курса и дипломной работы, поставленной в театре, мне предложили перейти на должность режиссера-постановщика.

Многие удивляются, что в театре кукол есть вечерний репертуар, и воспринимают его как детский. Хотя, кукольный театр изначально был театром для взрослых. Представления проходили на ярмарках и фестивалях. В таких постановках была и пошлость, и политические вопросы, и сатира. В них не было ничего, кроме, возможно, кукол, что могло бы понравиться детям или быть показанным для детей.

В театре кукол мне больше всего нравится наличие куклы. Кукла – это символ, инструмент, который оживает на глазах у зрителей. В кукле заключается главное мастерство актера и режиссера – заставить зрителя поверить в то, что кукла живая.

Одна из моих работ – спектакль по пьесе «Зачарована десна». С помощью кукол и театра теней мы показали сны героев, их переживания. Мне кажется, это выглядело намного интереснее и реалистичнее, чем обыгрывание снов теми же актерами, которые уже играют свою линию на сцене.

Я не могу утверждать, что драматический театр хуже, чем театр кукол. Для меня это просто абсолютно разные виды искусства.

Моей дипломной работой была постановка по сказке Андерсена «Девочка со спичками». Это был моноспектакль с одной актрисой. Мы были ограничены в бюджете, спектакль получился бумажный, все декорации и реквизиты были сделаны из картона, плюс одна кукла.

Можно взять в чемодан декорации, одну актрису и кататься со спектаклем по стране. Мы ни к чему не привязаны. В кармане только пассажирские билеты, не надо оплачивать перевоз декораций, костюмов и прочего реквизита.

Актер театра кукол – это отдельная профессия. Здесь мало быть актером, надо владеть умением работы с куклой, управлять ею. В нашем театральном университете актеры изучают драматическое мастерство, плюс работу с куклами – кукловождение.

Марионетка считается самой сложной куклой. Ее тяжелее всего сделать и ею тяжелее управлять. Не каждый актер-кукольник может водить марионетку. Если ее нити запутаются – полноценно доиграть сцену будет невозможно. Самая примитивная и легкая кукла – перчаточная. Но ею тоже необходимо научится управлять. Не достаточно всего лишь надеть на руку и играть ею. В нашем театре мы работает с куклами-тростями и перчаточными.

Актер виден зрителям, но он воспринимается не как руководящее лицо, а как отдельный персонаж. В детских постановках взрослым мужчинам и женщинам не приходится корчить глупые рожицы на сцене и изображать из себя зайчика или мышку. Они существуют перед зрителями такими, какие они есть. Главную роль на себя берет кукла.

В нашем театре есть куклы, которым уже более 40 лет. Есть куклы, которые после пары представлений необходимо ремонтировать. Все зависит от мастера. 

50% успеха спектакля в театре кукол – это работа художника. Кукла ведь не может менять выражение лица в зависимости от текста, который она якобы произносит. Здесь за работу берется художник, который, получив информацию от режиссера, делает мимику куклы такой, чтобы под разными ракурсами и направлением света зритель видел именно ту мимику, которая соответствует словам и действиям на сцене. 

Ставить спектакли для детей от 3 до 5 лет – самое сложное задание. Это зрители, которые не обманут. Если спектакль им не интересен, они не будут дожидаться антракта, чтобы уйти. Они не стесняются выражать свои эмоции и будут всячески показывать, что им не интересно - плакать, говорить родителям, что им скучно, и просить уйти.

Если готова материальная часть – все реквизиты, ширма, куклы и подобраны актеры – то на постановку пьесы у меня уходит три недели. Постановку спектакля «Биндюжник и король» Исаака Бабеля заняла у нас полгода. Здесь было задействовано около 30 человек, огромное количество кукол и продолжительность спектакля в два с половиной часа. 

Любимая часть работы – делать раскадровку спектакля, прорабатывать образы, декорации, подбирать актеров и кукол. Это сам процесс творения, когда спектакль уже готов в голове, хочется просто бежать в театр и воплощать задуманное.

Мечта с университета – поставить спектакль по книге Гоголя «Вий». Мне нравится мистическая окраска этого произведения, тема страха, который живет в голове героев и порождает определенные события. Здесь мне очень интересно придумать ярких кукол, их образы, оформление.

У меня есть педагогическая практика - преподаю в частной школе театральное искусство. Я работаю с детьми, общаюсь с ними, и это помогает мне при постановке детских спектаклей.

Конечно, если бы театр перестал существовать, я нашла бы, чем заниматься в жизни. Но искусство, театр, куклы, творческие люди, с которыми я провожу все свое время, и моя работа – это вся моя жизнь.


В центре внимания

Читай также

В центре внимания: Марина Назаренко

Количество просмотров: 6655
ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

О личности, жизни и творчестве культового художника современности и почему нельзя пропустить его выставку «Реальность иллюзии»

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

Мы провели один день с часами Samsung Gear S3 и теперь нам есть, что о них рассказать

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Вспоминаем главные модные тренды из «хорошо забытого старого»

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Здесь пластик можно видеть чаще, чем людей. И еще чаще животных, которые жуют этот пластик

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

История влияния итальянского киноискусства на моду и на стиль жизни в целом

Труффальдины из Глосса: театральные похождения продолжаются

Труффальдины из Глосса: театральные похождения продолжаются

Однажды мы устали пить и задумались, чем заняться. А эта история началась с того, что мы попали в театр...

5 самых популярных компонентов животного происхождения в вашей баночке с кремом

5 самых популярных компонентов животного происхождения в вашей баночке с кремом

Немножко поросячьего коллагена, чуточку ласточкиного гнезда и пару капель змеиной крови

Новые статьи

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

О личности, жизни и творчестве культового художника современности и почему нельзя пропустить его выставку «Реальность иллюзии»
ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

Мы провели один день с часами Samsung Gear S3 и теперь нам есть, что о них рассказать
Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Вспоминаем главные модные тренды из «хорошо забытого старого»
Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Здесь пластик можно видеть чаще, чем людей. И еще чаще животных, которые жуют этот пластик
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы

ТОП месяца

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Не проспи февраль: лучшие события месяца

Не проспи февраль: лучшие события месяца

Обязательно занеси в планы: театральный триллер Афродизиак, легендарного Андрея Макаревича, драйвого Галича, невероятных ДахаБраха и еще с десяток событий, которые нельзя пропустить
"Мечты - это то, что нас делает людьми": интервью с художницей Яной Ланде

"Мечты - это то, что нас делает людьми": интервью с художницей Яной Ланде

О мечтах, искусстве, сложностях творческого пути и королеве Елизавете II
Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям февраля

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям февраля

Как провести февраль без гроша в кармане, читайте в нашей подборке
Внимание - роскошь! Или почему покупать качество всегда важнее, чем количество

Внимание - роскошь! Или почему покупать качество всегда важнее, чем количество

Разбираемся в нюансах твоего гардероба
Наверх