Интервью с Михаилом Антиповым, директором лучшей в Киеве макетной мастерской

Михаил Антипов – не летчик и не оператор аэрофотосъемки, хотя перед ним весь Киев на ладони. Он - директор макетной мастерской «Формат», где создают во много раз уменьшенные, просто-таки игрушечные составляющие портрета столицы – сегодняшней, будущей, а иногда и прошлой. В интервью Gloss.ua Михаил рассказал о том, чем модель отличается от макета, кто и при каких обстоятельствах проектировал нынешний майдан Независимости, где можно увидеть работы его мастерской, и каким он видит новый Киев.

Специальность макетчика привлекала меня с детства. Как любой ребенок, я фантазировал, строя из кубиков различные сооружения. Вот и остался в детстве по сей день. После окончания школы я поступил в Киевский строительный техникум на специальность «Архитектура». На третьем курсе у нас была практика в проектном институте «Киевпроект». Так получилось, что я попал в макетную мастерскую, где и произошло мое первое знакомство с профессиональным изготовлением макетов. Это был 1977 год. Получив диплом архитектора, я попросил распределить меня именно в эту мастерскую (на то время она была одной из самых сильных в Киеве). 

В Украине не было и нет учебных заведений, которые готовят профессиональных макетчиков. Все нарабатывалось и передавалось мастерами из поколения в поколение. Именно благодаря тому, что я работал с этими замечательными мастерами, я и стал профессионально изготавливать макеты.

Майдан Независимости

Майдан Независимости

Свою мастерскую «Формат» (http://format-maket.com.ua/) я открыл 1 декабря 1992 года. Она, по сути, стала первой макетной мастерской в Украине, работающей не в составе проектного института. И ориентирована была не на конкретных заказчиков, архитекторов данного института, а на любого желающего увидеть запроектированное здание в объеме и в заданном масштабе.

Двадцать лет назад я был единственным сотрудником мастерской: и макетчиком, и бухгалтером, и директором. Потом мне удалось убедить профессионального макетчика Александра Плосконоса стать моим партнером и соучредителем. И вот уже восемнадцать лет, как мы сотрудничаем. В данный момент именно Александр организовывает всю работу мастерской. Он лучше понимает, как технологически сделать ту или иную деталь. Он может четче спланировать последовательность сборки. А я в основном отвечаю за эстетичность и презентабельность макета.

Макет Печерского района города Киева

Макет Печерского района города Киева

Мы в мастерской создаем макеты и модели. В чем их различия? Модель – это уменьшенная точная копия здания или комплекса. По возможности она ничем не должна отличаться от своего оригинала: ни формой, ни фактурой, ни цветом. Никакие пропорции не должны быть нарушены и искажены. Макет, напротив, зачастую сознательно искажается, в зависимости от поставленных заказчиком условий подачи. Например, для выявления чего-то важного в городской застройке проектируемое здание окрашивается в более яркие тона по сравнению с окружающими строениями. 

Вся сложность работы макетчика и модельщика заключается в правильном понимании того, что необходимо получить в конечном результате. Ведь не ради галочки выполняется макет. Он может указать архитектору на допущенные им при проектировании ошибки или позволит продемонстрировать проект перед общественностью, либо покажет, насколько гармонично будущее здание вписывается в окружающую застройку. Здесь очень многое зависит от правильно поставленной задачи. Все остальное – дело техники.

Миниатюрная модель железнодорожного моста через реку Днепр

Миниатюрная модель железнодорожного моста через реку Днепр

 

За многие годы нами отработана собственная технология, которая позволяет решать любые поставленные задачи. Вплоть до имитации разных ночных подсветок, движущихся лифтов и звукового сопровождения. Так, на одной из моделей периодически зажигается и гаснет свет в окнах разных квартир, а на башне идут часы.

В отличие от других макетных мастерских, мы все детали макета изготавливаем самостоятельно. Поэтому нет повторений, нет одинаковых деревьев, лепнины на фасадах, машинок и лавочек, купленных в Китае и применяемых в каждом новом макете. Еще одно наше преимущество состоит в том, что мы сами отрабатываем технологии и применяем их, а остальные берут с нас пример и стараются не отставать.

Модель Михайловского Златоверхого Монастыря в период 1914 года

Модель Михайловского Златоверхого Монастыря в период 1914 года

 

За двадцать лет существования мастерской нам доводилось работать со всеми ведущими архитекторами Киева. Еще будучи архитектором в «Киевпроекте», я познакомился с архитектором Сергеем Бабушкиным. Наше сотрудничество началось в 1987 году и по сей день не прекращается. Все макеты его проектов делались в нашей мастерской. Очень плодотворно мы также сотрудничаем с мастерской архитектора Яноша Вига. В свое время сотрудничали с мастерской архитектора Александра Комаровского.

Я не смогу назвать свои любимые работы. Все они мне интересны в момент их создания. Я не отслеживаю их дальнейшую судьбу. Многие макеты делаются для разового показа: после выполнения своей роли они могут очутиться в какой-нибудь кладовке. Нам интересен сам процесс изготовления макета. Далее он становится собственностью заказчика, а у нас остаются его фотографии и воспоминания.

Модель офисно-торгового комплекса возле Дворца Спорта в городе Киеве

Модель офисно-торгового комплекса возле Дворца Спорта в городе Киеве

 

В нашей мастерской можно увидеть только те макеты и модели, которые мы выполнили для демонстрации нашего искусства. У нас есть макет современного офисного здания, фрагмент набережной Амстердама, модель, демонстрирующая ангар по ремонту самолетов Первой мировой войны, и еще несколько работ. 

При строительстве Михайловского Златоверхого собора нам заказали два макета. Один демонстрировал строящийся современный собор, другой показывал весь монастырский комплекс на момент его разрушения. Оба макета можно увидеть в музее на территории Михайловского собора.

Модель площади Почтовая

Модель площади Почтовая

 

Мне довелось участвовать в создании теперешнего майдана Независимости и помогать разным творческим группам в конкурсах, предшествовавших теперешнему воплощению окончательного проекта. Мы изготавливали макеты для двух творческих коллективов, представлявших совершенно разные концепции реконструкции площади. Одной группой руководил скульптор Анатолий Кущ, другой – скульптор Валентин Зноба. Два великолепных и талантливых художника совершенно по-разному подходили к решению поставленной задачи – созданию памятника Независимости. По результатам конкурса эти две творческие группы были соединены в один коллектив. Можете себе представить, насколько трудно им пришлось, пока они смогли объединить свои совершенно противоположные концепции в один проект. Мы делали множество макетов для разных вариантов. Эти варианты выносились на согласование тогдашнему руководству города и страны – и там были свои мнения. К ним добавлялись мнения привлеченных частных инвесторов. Тот проект, что получился в результате, с большим трудом согласовали. А потом, во время строительства, сильно от него отклонились. Все это можно отчасти проследить на сайте нашей мастерской (http://format-maket.com.ua/foto-g-78.html), где представлены многие варианты, а также сравнить согласованный вариант с реализованным.

Модель таможни

Модель таможни

В Киеве мне очень нравится Лаврский комплекс. Создавался он не по единому проекту, но очень органично вписался в ландшафт склонов Днепра. Но вообще я не склонен выделять что-то из столичной застройки. Мне больше импонирует сам дух города, тот настрой, который чувствуешь, когда находишься в определенной атмосфере, создаваемой окружающими тебя зданиями.

Киев не создавался по единому плану развития. Хотя в разные периоды и были попытки как-то упорядочить развитие города, в силу определенных обстоятельств Киев сложился все же хаотично. Каждая власть оставляла свой отпечаток в застройке города. Вспомните сталинские, довоенные годы: тогда рушились многовековые здания в угоду построения коммунистического будущего, во имя нового человека с новым пониманием, что хорошо, а что плохо. В то время Киев потерял десятки церквей, был разрушен Михайловский Златоверхий собор. Только чудо спасло от сноса комплекс Софиевского собора. После войны никто не стал восстанавливать старый Крещатик и Думу на теперешнем Майдане. Просто построили другой Киев. Таким же образом строили и изменяли облик города и при Хрущеве. Старое просто сносилось, и никто даже не пытался встать на защиту того старого города, который еще сохранялся в послевоенные годы. Целые улицы меняли свой вид. Например, улица Горького из малоэтажной превратилась в многоэтажную. Подол потерял свои уютные дворики, благодаря которым его сравнивали с Одессой. Во времена Брежнева тенденция изменения города сохранилась. Появилась «Родина-мать» на склонах Днепра возле многовековой Лавры. Арка Дружбы народов уничтожила парк Купеческого собрания. Видовая площадка, с которой киевляне любовались видами на левый берег Днепра, осталась только в памяти и на старых открытках. Почтовая площадь исчезла, когда строили метро на Оболонь открытым способом, разрушая все на своем пути. Улица Леси Украинки прорублена по валам теперешнего музея Косой капонир. Никто не пытался ничего сохранять.

Модель таможни

Модель таможни

 

Каждая власть строила свой, новый Киев. И теперь ситуация не изменилась. Создается новый город. Создается по потребностям власти. Киевляне вспомнили, что и они номинально хозяева города, и начали объединяться в защиту старого Киева. Но старый Киев уже давно исчез. Сейчас можно защищать только Киев новый. Тот Киев, который еще предстоит построить. Построить по потребностям киевлян, а не власти.

В будущем я бы хотел видеть Киев европейским городом. Городом, где нет «колхозного» подхода к его собственности, но есть коллективная и личная ответственность за каждый его участок. Городом, который власть не использует в своих личных интересах, а следит за соблюдением законов и тратит собранные налоги на развитие города в пользу киевлян. Киевляне должны стать фактическими хозяевами города. Не депутаты своим голосованием должны решать, какую детскую площадку отдать под застройку новой высоткой, а собственники земли и площадки обязаны принимать решения в рамках закона.

В центре внимания

Читай также

В центре внимания: Михаил Антипов

Количество просмотров: 5564
ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

Мы провели один день с часами Samsung Gear S3 и теперь нам есть, что о них рассказать

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Вспоминаем главные модные тренды из «хорошо забытого старого»

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Здесь пластик можно видеть чаще, чем людей. И еще чаще животных, которые жуют этот пластик

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

История влияния итальянского киноискусства на моду и на стиль жизни в целом

Труффальдины из Глосса: театральные похождения продолжаются

Труффальдины из Глосса: театральные похождения продолжаются

Однажды мы устали пить и задумались, чем заняться. А эта история началась с того, что мы попали в театр...

5 самых популярных компонентов животного происхождения в вашей баночке с кремом

5 самых популярных компонентов животного происхождения в вашей баночке с кремом

Немножко поросячьего коллагена, чуточку ласточкиного гнезда и пару капель змеиной крови

Увидят все: в украинский прокат выходит фильм для слабовидящих зрителей

Увидят все: в украинский прокат выходит фильм для слабовидящих зрителей

Тифловерсия романтической картины «Свидание вслепую» будет доступна всем зрителям во всех кинотеатрах

Новые статьи

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

Мы провели один день с часами Samsung Gear S3 и теперь нам есть, что о них рассказать
Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Вспоминаем главные модные тренды из «хорошо забытого старого»
Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Здесь пластик можно видеть чаще, чем людей. И еще чаще животных, которые жуют этот пластик
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

История влияния итальянского киноискусства на моду и на стиль жизни в целом

ТОП месяца

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Не проспи февраль: лучшие события месяца

Не проспи февраль: лучшие события месяца

Обязательно занеси в планы: театральный триллер Афродизиак, легендарного Андрея Макаревича, драйвого Галича, невероятных ДахаБраха и еще с десяток событий, которые нельзя пропустить
"Мечты - это то, что нас делает людьми": интервью с художницей Яной Ланде

"Мечты - это то, что нас делает людьми": интервью с художницей Яной Ланде

О мечтах, искусстве, сложностях творческого пути и королеве Елизавете II
Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям февраля

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям февраля

Как провести февраль без гроша в кармане, читайте в нашей подборке
Внимание - роскошь! Или почему покупать качество всегда важнее, чем количество

Внимание - роскошь! Или почему покупать качество всегда важнее, чем количество

Разбираемся в нюансах твоего гардероба
Наверх