Интервью с Михаилом Антиповым, директором лучшей в Киеве макетной мастерской

Юлия Пержинская3 мая 2012, 12:00Интервью  

Михаил Антипов – не летчик и не оператор аэрофотосъемки, хотя перед ним весь Киев на ладони. Он - директор макетной мастерской «Формат», где создают во много раз уменьшенные, просто-таки игрушечные составляющие портрета столицы – сегодняшней, будущей, а иногда и прошлой. В интервью Gloss.ua Михаил рассказал о том, чем модель отличается от макета, кто и при каких обстоятельствах проектировал нынешний майдан Независимости, где можно увидеть работы его мастерской, и каким он видит новый Киев.

Специальность макетчика привлекала меня с детства. Как любой ребенок, я фантазировал, строя из кубиков различные сооружения. Вот и остался в детстве по сей день. После окончания школы я поступил в Киевский строительный техникум на специальность «Архитектура». На третьем курсе у нас была практика в проектном институте «Киевпроект». Так получилось, что я попал в макетную мастерскую, где и произошло мое первое знакомство с профессиональным изготовлением макетов. Это был 1977 год. Получив диплом архитектора, я попросил распределить меня именно в эту мастерскую (на то время она была одной из самых сильных в Киеве). 

В Украине не было и нет учебных заведений, которые готовят профессиональных макетчиков. Все нарабатывалось и передавалось мастерами из поколения в поколение. Именно благодаря тому, что я работал с этими замечательными мастерами, я и стал профессионально изготавливать макеты.

Майдан Независимости

Майдан Независимости

Свою мастерскую «Формат» (http://format-maket.com.ua/) я открыл 1 декабря 1992 года. Она, по сути, стала первой макетной мастерской в Украине, работающей не в составе проектного института. И ориентирована была не на конкретных заказчиков, архитекторов данного института, а на любого желающего увидеть запроектированное здание в объеме и в заданном масштабе.

Двадцать лет назад я был единственным сотрудником мастерской: и макетчиком, и бухгалтером, и директором. Потом мне удалось убедить профессионального макетчика Александра Плосконоса стать моим партнером и соучредителем. И вот уже восемнадцать лет, как мы сотрудничаем. В данный момент именно Александр организовывает всю работу мастерской. Он лучше понимает, как технологически сделать ту или иную деталь. Он может четче спланировать последовательность сборки. А я в основном отвечаю за эстетичность и презентабельность макета.

Макет Печерского района города Киева

Макет Печерского района города Киева

Мы в мастерской создаем макеты и модели. В чем их различия? Модель – это уменьшенная точная копия здания или комплекса. По возможности она ничем не должна отличаться от своего оригинала: ни формой, ни фактурой, ни цветом. Никакие пропорции не должны быть нарушены и искажены. Макет, напротив, зачастую сознательно искажается, в зависимости от поставленных заказчиком условий подачи. Например, для выявления чего-то важного в городской застройке проектируемое здание окрашивается в более яркие тона по сравнению с окружающими строениями. 

Вся сложность работы макетчика и модельщика заключается в правильном понимании того, что необходимо получить в конечном результате. Ведь не ради галочки выполняется макет. Он может указать архитектору на допущенные им при проектировании ошибки или позволит продемонстрировать проект перед общественностью, либо покажет, насколько гармонично будущее здание вписывается в окружающую застройку. Здесь очень многое зависит от правильно поставленной задачи. Все остальное – дело техники.

Миниатюрная модель железнодорожного моста через реку Днепр

Миниатюрная модель железнодорожного моста через реку Днепр

 

За многие годы нами отработана собственная технология, которая позволяет решать любые поставленные задачи. Вплоть до имитации разных ночных подсветок, движущихся лифтов и звукового сопровождения. Так, на одной из моделей периодически зажигается и гаснет свет в окнах разных квартир, а на башне идут часы.

В отличие от других макетных мастерских, мы все детали макета изготавливаем самостоятельно. Поэтому нет повторений, нет одинаковых деревьев, лепнины на фасадах, машинок и лавочек, купленных в Китае и применяемых в каждом новом макете. Еще одно наше преимущество состоит в том, что мы сами отрабатываем технологии и применяем их, а остальные берут с нас пример и стараются не отставать.

Модель Михайловского Златоверхого Монастыря в период 1914 года

Модель Михайловского Златоверхого Монастыря в период 1914 года

 

За двадцать лет существования мастерской нам доводилось работать со всеми ведущими архитекторами Киева. Еще будучи архитектором в «Киевпроекте», я познакомился с архитектором Сергеем Бабушкиным. Наше сотрудничество началось в 1987 году и по сей день не прекращается. Все макеты его проектов делались в нашей мастерской. Очень плодотворно мы также сотрудничаем с мастерской архитектора Яноша Вига. В свое время сотрудничали с мастерской архитектора Александра Комаровского.

Я не смогу назвать свои любимые работы. Все они мне интересны в момент их создания. Я не отслеживаю их дальнейшую судьбу. Многие макеты делаются для разового показа: после выполнения своей роли они могут очутиться в какой-нибудь кладовке. Нам интересен сам процесс изготовления макета. Далее он становится собственностью заказчика, а у нас остаются его фотографии и воспоминания.

Модель офисно-торгового комплекса возле Дворца Спорта в городе Киеве

Модель офисно-торгового комплекса возле Дворца Спорта в городе Киеве

 

В нашей мастерской можно увидеть только те макеты и модели, которые мы выполнили для демонстрации нашего искусства. У нас есть макет современного офисного здания, фрагмент набережной Амстердама, модель, демонстрирующая ангар по ремонту самолетов Первой мировой войны, и еще несколько работ. 

При строительстве Михайловского Златоверхого собора нам заказали два макета. Один демонстрировал строящийся современный собор, другой показывал весь монастырский комплекс на момент его разрушения. Оба макета можно увидеть в музее на территории Михайловского собора.

Модель площади Почтовая

Модель площади Почтовая

 

Мне довелось участвовать в создании теперешнего майдана Независимости и помогать разным творческим группам в конкурсах, предшествовавших теперешнему воплощению окончательного проекта. Мы изготавливали макеты для двух творческих коллективов, представлявших совершенно разные концепции реконструкции площади. Одной группой руководил скульптор Анатолий Кущ, другой – скульптор Валентин Зноба. Два великолепных и талантливых художника совершенно по-разному подходили к решению поставленной задачи – созданию памятника Независимости. По результатам конкурса эти две творческие группы были соединены в один коллектив. Можете себе представить, насколько трудно им пришлось, пока они смогли объединить свои совершенно противоположные концепции в один проект. Мы делали множество макетов для разных вариантов. Эти варианты выносились на согласование тогдашнему руководству города и страны – и там были свои мнения. К ним добавлялись мнения привлеченных частных инвесторов. Тот проект, что получился в результате, с большим трудом согласовали. А потом, во время строительства, сильно от него отклонились. Все это можно отчасти проследить на сайте нашей мастерской (http://format-maket.com.ua/foto-g-78.html), где представлены многие варианты, а также сравнить согласованный вариант с реализованным.

Модель таможни

Модель таможни

В Киеве мне очень нравится Лаврский комплекс. Создавался он не по единому проекту, но очень органично вписался в ландшафт склонов Днепра. Но вообще я не склонен выделять что-то из столичной застройки. Мне больше импонирует сам дух города, тот настрой, который чувствуешь, когда находишься в определенной атмосфере, создаваемой окружающими тебя зданиями.

Киев не создавался по единому плану развития. Хотя в разные периоды и были попытки как-то упорядочить развитие города, в силу определенных обстоятельств Киев сложился все же хаотично. Каждая власть оставляла свой отпечаток в застройке города. Вспомните сталинские, довоенные годы: тогда рушились многовековые здания в угоду построения коммунистического будущего, во имя нового человека с новым пониманием, что хорошо, а что плохо. В то время Киев потерял десятки церквей, был разрушен Михайловский Златоверхий собор. Только чудо спасло от сноса комплекс Софиевского собора. После войны никто не стал восстанавливать старый Крещатик и Думу на теперешнем Майдане. Просто построили другой Киев. Таким же образом строили и изменяли облик города и при Хрущеве. Старое просто сносилось, и никто даже не пытался встать на защиту того старого города, который еще сохранялся в послевоенные годы. Целые улицы меняли свой вид. Например, улица Горького из малоэтажной превратилась в многоэтажную. Подол потерял свои уютные дворики, благодаря которым его сравнивали с Одессой. Во времена Брежнева тенденция изменения города сохранилась. Появилась «Родина-мать» на склонах Днепра возле многовековой Лавры. Арка Дружбы народов уничтожила парк Купеческого собрания. Видовая площадка, с которой киевляне любовались видами на левый берег Днепра, осталась только в памяти и на старых открытках. Почтовая площадь исчезла, когда строили метро на Оболонь открытым способом, разрушая все на своем пути. Улица Леси Украинки прорублена по валам теперешнего музея Косой капонир. Никто не пытался ничего сохранять.

Модель таможни

Модель таможни

 

Каждая власть строила свой, новый Киев. И теперь ситуация не изменилась. Создается новый город. Создается по потребностям власти. Киевляне вспомнили, что и они номинально хозяева города, и начали объединяться в защиту старого Киева. Но старый Киев уже давно исчез. Сейчас можно защищать только Киев новый. Тот Киев, который еще предстоит построить. Построить по потребностям киевлян, а не власти.

В будущем я бы хотел видеть Киев европейским городом. Городом, где нет «колхозного» подхода к его собственности, но есть коллективная и личная ответственность за каждый его участок. Городом, который власть не использует в своих личных интересах, а следит за соблюдением законов и тратит собранные налоги на развитие города в пользу киевлян. Киевляне должны стать фактическими хозяевами города. Не депутаты своим голосованием должны решать, какую детскую площадку отдать под застройку новой высоткой, а собственники земли и площадки обязаны принимать решения в рамках закона.

В центре внимания

Читай также

В центре внимания: Михаил Антипов

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

План на выходные: 7 сериалов-номинантов на "Эмми", о которых вы могли не знать
Вместо тысячи слов: цена на проезд в Киеве по сравнению с другими европейскими городами
Почему нужно успеть на выставку от польских и украинских художников ART WORK в Мистецький Арсенал
Остуди свой пыл: 7 мест с самым вкусным мороженым в Киеве
От первого лица: как прошел музыкальный фестиваль Open'er в Польше

От первого лица: как прошел музыкальный фестиваль Open'er в Польше

Музыкальные фестивали - это новый черный.

Зима здесь: 10 фактов о новом сезоне «Игры престолов»

Зима здесь: 10 фактов о новом сезоне «Игры престолов»

Осторожно: в тексте есть крохотные спойлеры.

Just do it: 7 маршрутов для бега в Киеве

Just do it: 7 маршрутов для бега в Киеве

Удобная одежда, кроссовки и хорошая дорожка помогут отлично проветрить голову после рабочего дня или зарядиться энергией перед ним, а заодно и физически себя подтянуть.

Не Ryanair единым: как и почем летать из Украины по отмененным маршрутам

Не Ryanair единым: как и почем летать из Украины по отмененным маршрутам

Как добраться в города, в которые собирался летать Ryanair.

фыва

Новые статьи

ТОП месяца

Samsung Galaxy A5 (2017): когда не нужно выбирать между умом и красотой

Samsung Galaxy A5 (2017): когда не нужно выбирать между умом и красотой

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
ОСТОРОЖНО, ХРУПКОЕ СОСТОЯНИЕ! Почему нужно идти на новые выставки в PinchukArtCentre

ОСТОРОЖНО, ХРУПКОЕ СОСТОЯНИЕ! Почему нужно идти на новые выставки в PinchukArtCentre

Произведения Дэмиена Хёрста, Карлоса Моты, Яна Фабра и Ай Вейвея - уже достаточная причина непременно увидеть все лично
Людина людині: в Киеве раздадут 100 000 грн за лучшие социальные ролики

Людина людині: в Киеве раздадут 100 000 грн за лучшие социальные ролики

В программе мероприятия: шортлист конкурса, церемония награждения, общение с жюри и показ лучшей социальной рекламы
Не проспи июль: лучшие события месяца

Не проспи июль: лучшие события месяца

Фестивали, концерты, выставки, спектакли и пати, которые мы однозначно рекомендуем не пропустить
Наверх