Миллион способов и тропинок к запредельному Андроида Джонса: разговоры с художником, часть 2 Миллион способов и тропинок к запредельному Андроида Джонса: разговоры с художником, часть 2
Интервью

Миллион способов и тропинок к запредельному Андроида Джонса: разговоры с художником, часть 2

poly ethylene 08 октября, 2015, 13:00
 0

В первой части материала об американском цифровом художнике Андроиде Джонсе мы затронули множество вопросов касательно его искусства, метода работы, отношения к аутентичности арта в условиях размывания ценности в цифровом пространстве. К счастью, текст оказался не слишком отягощен диковинной терминологией, которую, например, встретишь в Artist's Bio на страничке Эндрю. Тебе не пришлось тратить ценные калории на попытки постичь значение словесных конструкций типа "для пост-постмодернистского искусства высшей ноосферической и теосферической экспрессии, Андроид восходит к более резонирующим ноосферическим проводникам, где прозрачность минералистического, соответствующего физиосфере, восстановлен, как маргинализированный неорганический принцип для художественного празднования энергий жизни". Надеемся, последних нескольких секунд, занявших чтение предыдущей конструкции, не было. Но немного напрячься все-таки придется: второй круг разговоров с американцем будет глубже и насыщеннее)
(Третий круг будет совсем уж тяжелым - подняться и сгонять в Планетарий самому - экспозиция продлена до 1 ноября, ребята)


Медитация - важная часть вашей жизни или вы, скорее, экспериментируете?

Люди вкладывают разные значения в это понятие. Мне кажется, если посмотреть на это с точки зрения, хм, угасания мозговых волн, то время, когда я нахожусь в состоянии полной концентрации, может быть похожим на глубокую медитацию. Но это ведь по-разному происходит - необязательно сидеть с закрытыми глазами.

Что-то сродни состоянию "потока"? Вроде концепции психолога Михая Чиксентмихайи о творческом погружении в деятельность, в течение которого теряешь ощущение времени?

Да, но опять же, я часто работаю ночью и пытаюсь не пренебрегать советами, полученными во время курса акупунктуры: использовать циркадианные ритмы, чтобы регенеративная энергия, испускаемая телом, шла на исцеления органов, разума. С другой стороны, бодрствуя в это время, ты крадешь у тела, но даешь возможность насытить твое сознание. Выбор между сном и бодрствованием ситуативен.

Вы религиозны? Как относитесь к этой сфере человеческой жизнедеятельности?

Я глубоко ценю тайну духовности (spirituality). Свое отношение к религии выстраиваю вокруг понятия "истина". Ищу ответы, изучая разные религии, и очень уважаю различные философские воззрения.

Вы имеете в виду абсолютную истину?

Да, именно. Я верю в абсолютную, всеобъемлющую, объективную истину. Например, меня вдохновляют работы Кена Уилбера. В частности, теория о том, что никто не может на 100% ошибаться, поэтому у каждого можно чему-нибудь поучиться. Меня взрастили как католика, я посещал католическую школу. В колледже начал изучать историю церкви времен Константина, расширять кругозор.

В жизни бывают такие моменты, когда ты осознаешь, что то, во что верил, уже не кажется тебе правдой - то ощущение обманутости, которое я назвал бы духовной травмой. У меня было несколько таких разочарований в своих убеждениях. То, во что я верю, вкладываю во множество вещей и в конце-концов понимаю, что чем больше усилий уходит на такие поиски, тем меньше понимаешь, что вообще происходит. Единственное, в чем я преуспел, это взрастил свою пытливость, любознательность по отношению к тому, что есть сознание, что есть духовность, что есть бог.

То есть существуют пределы познания?

Я не уверен, что человеческое сознание может постичь настоящую природу... и нет гарантий, что мы можем преодолеть потолок. Но искусство для меня - в том или ином смысле духовная практика. Хотя, конечно, это тоже ситуативно - иногда речь идет сугубо о креативном или же всего лишь механическом опыте. При создании картины присутствуют некие этапы инициации, что ли. Вот начало: разметка территории. Вот другой этап, где ум и сознание полагаются на определенные стратегии и техники - правила, увязывающие композицию, линию и цвет. То есть присутствует знание того, что, соединив одно и другое, я получу картину и ее воспримет зритель. Это скорее этапы, достигаемые дисциплиной и настойчивостью, и лишь пройдя их, на более глубоком уровне раскрывается разговор с моим подсознанием. Особенно это сказывается в работах, в которых отсутствует первоначальное заданное направление. Всего лишь пустой холст, музыка и формы, рождаемые кистью (стилусом). Интуитивный процесс, занимающий часы... Иногда приходит ощущение, что начался разговор, в котором я уже сознательно не учавствую. Это моменты, когда мне удается максимально приблизиться к контакту с этой необъяснимой загадкой (undescribable mystery). Можно назвать это богом или духом - креативным духом. Что бы это не было, я ощущаю, что процесс - это обоюдное движение, будто осуществляемое ведомой рукой. И одна из причин моей привязанности к цифровым инструментам и технологиям - возможность реально убыстрять этот процесс, имея широкую, бесконечную палитру возможностей.

Огромные библиотеки кистей, стилей, текстур...

Да! Существует миллион способов и тропинок к богу - скажем так, различные практики: медитация, йога, экстремальный спорт...

Практикуете что-либо из перечисленного?

Нет, спорт - не мой способ "общения"). Для меня писать это самое непосредственное взаимодействие, пропуск к взаимодействию с Загадкой. И цифровая технология в качестве посредника - именно тот желаемый способ, с помощью которого я и выстраиваю "разговор". Возьмем рисунок карандашом: условно говоря, мой интерфейс, моя "пропускная способность" общения в этом контексте возвышенного на клочке бумаги будет ограничена куском графита! В то же время мне хочется большего - стилус и планшет значительно расширяют канал коммуникации.

Очень технологичная метафора. Канал общения с креативным духом. Отлично)

Я думаю, что тот же креативный дух, который направлял меня, направлял, видимо, и усилия разработчиков технологии, софта, который я использую, кодеров, писавших код, дизайнеров, создавших планшет и компьютер)

Америка жутко эклектична в поисках чего-то исконного, оригинального, своего. Еще в начале XX века в культурном плане она, грубо говоря, во многом находилась на периферии. Например, заря реалистичной живописи - всего-лишь тень европейской традиции. Для мастера кисти добрым тоном считалось провести несколько лет, скажем, в Париже. Первые выставки в Нью-Йорке начали вторгаться в жизнь города сравнительно поздно - уже после Первой мировой. Но только в колыбели свободы и нонконформизма возможны поистине гигантские рывки: возможно, именно поэтому сегодня США не только страна непрекращающихся культурных экспериментов в обстоятельствах острого дефицита глубины в самом банальном историческом смысле, но и образец для подражания в том, как стоит чтить и беречь то сравнительно немногое, что формирует исторический и культурный код нации. Здесь консерватизм граничит со смелыми экспериментами везде, от искусства до религии. И пока христианство во многоликом разнообразии течений продолжает тысячелетнюю традицию, искатели правды - от последователей восточных практик до футуристических мечтателей, живущих в реальности Звездных войн, инопланетян, лсд и пейотля - создают собственнные культы, устраивают часовни и посвящяют себя обретению высшего смысла. Как, например, художник "старой традиции" Алекс Грей, который еще в 1980-ых организовал с женой первую Часовню священных зеркал. После нескольких переездов этот центр "трансформативного искусства" оказался в Нью-Йорке. По сути, это галерея работ художника (см. фото ниже), посвященных душе и телу человека и написанных под воздействием опыта, обретенного парой в 1976-ом. Сегодня мы просматриваем видео "Самскары" и трудно отделаться от впечатления, что И Эндрю, и Алекс - говорят на одном языке. Ведь Работы Алекса Грея в свое время тоже были оцифрованы и послужили визуальным вместилищем для музыки группы Tool.

1/2
2/2

Ваше видео "Самскары" потрясает воображение - Алекс Грей был бы горд за вас)

Алекс Грей видел шоу в Боулдере. Да, он был впечатлен.

Опыт. Напрашивается банальный вопрос об опыте, кем-то описанном в книге "Двери восприятия", а кем-то оттуда прочитанным) В общем, употребляете ли вы психоделики?

Вера - это когда вы верите во что-то без непосредственного чувственного опыта. Но у меня была привилегия испытать разные состояния: шаманский опыт, употребление аяуаски несколько лет тому. Можно сказать, я побывал в местах за пределами разума. Это места, где фантазия будто останавливается, сменяясь вечностью. Это в одночасье и прекрасно, и ужасающе. Такой опыт смирил меня и наполнил уважением к тому, что в мире существует намного больше, чем преподносимое имеющимися пятью чувствами.

Должно быть, исследования Тимоти Лири как-то повлияли на вашу жизнь, культура ЛСД - тоже ваше речище?

Хаха, ЛСД, АБВГД, ЕЖЗК, все эти буквы, все континенты - все, о чем я мог узнать из источников. Это длинная тема, сложная - Тимоти Лири и вся эта психеделическая контркультура. Существует мнение, что ее инициировало ЦРУ. Ну это долгая история.

Ощущаете себя ее частью? Это еще один из источников вдохновения?

Безусловно. Я действительно выбрал красную таблетку)

Музыка, по-видимому, тоже определенным образом вплетается в ваше творчество?

Я слушаю электронную музыку, очень много. Иногда классическую. Или же просто музыку без слов. Эмбиент. Выбираю себе музыку, исходя из того, в какой опыт ожидаю погрузиться, работая над очередным холстом, очередным замыслом.

Музыка для "Самскары" - кто ее создал?

Мы выбирали среди множества. В частности, я люблю слушать Типпера - это моя любимая музыка для работы, мы сотрудничаем. Его работы используем для визуалов и шоу. В том числе и "Самскары".

Иллюстраторы часто находят себя в сотрудничестве с музыкантами - работы Пола Романо для группы Mastodon, Алекса Грея для Tool, Мартина Квамме для The Ocean - и щедрость лейблов превращают релизы музикальных дисков в произведения искусства. Иногда - как в случае с группой tool - работы художника сопровождают музыкантов в турне в качестве визуального сопровождения перформенсов, иногда - как в истории Андроида Джонса - визуальные шоу определяют облик целого фестиваля. Технологии облегчают союз изображения и звука, устанавливая новые стандарты как в оформлении конвертов пластинок - рынок винилов столь же силен, как и голод коллекционеров - так и в опыте, получаемом завсегдатаями фестивалей

"Мы" - это целая команда, надо полагать. Расскажите немного о ней.

Тут все варьируется, но ядро составляют 5-6 человек. В частности, "Самскара" это не только моя заслуга. Ее полностью создала команда Свами Георгия Аистова "FullDomeCrew". Он все организовал, у него целая студия аниматоров в Таиланде. Плюс Анна - она из России, мы познакомились через группу фанов, которые пригласили меня проводить ивенты. Она - прекрасный аниматор. Я посоветовал ее Георгию - отличная команда получалась. В общем, вся затея стоила необычайного взаимного доверия. Ведь это тонна работы: создать объемное видео, проецируемое на купол, имея лишь мои визуалы. По сути, ставлю на чашу весов свою репутацию, иногда это стоит того, иногда нет. Я даю им файлы, многослойные файлы. Когда мы увидели конечный результат, у меня не было слов. Это будущее, да, это нечто!

1/4
2/4
3/4
4/4

Вы работаете в "Кореле", если смотреть ваши видео. Каково ваше оборудование?

Да. Корел. Моя аппаратура - это iMac 5K и еще один 21-дюймовый монитор, отдельный лептоп. То есть два компа, из которых на одном делаю анимацию, а на втором рендеринг. Использую Z-Brush для базовой геометрии, Corel - для отрисовки деталей. Photoshop - для конечной работы со слоями. Туда ложится контент в 3D, контент из Корела. Здесь я произвожу предпечатную подготовку.

Пока пуристы ведут непрестанную борьбу за чистоту жанра, экспериментаторы соединяют воедино совершенно разные вещи: свет, цвет, музыка и хореография находят в творчестве Джонса точку пересечения, когда рождается новое качество и человек не просто видит, слышит, но чувствует и участвует. В 2015 году арсенал средств художника пополнили мультимедийные шоу, созданные при помощи технологии Full Dome. Зритель оказывается внутри изображения и звука - такой опыт иначе как иммерсивным трудно назвать. "На одной из фестивальных сессий был человек, он настолько был потрясен увиденным, что утратил любую связь со своим прежним опытом. Он просто не знал, как все воспринимать. Ему пришлось выйти и очистить желудок, чтобы прийти в себя. Думаю, это прикольная реакция. Мы любим таких людей," - шутит художник

Иногда вы рисуете в режиме живого представления, как пианист. Сегодня, когда столько информации, и кто-то пытается сохранить какие-то секреты, а кто-то - наоборот, не оставить от них следа - скажите, как вы относитесь к этому водоразделу "тайна - открытость"? Сталкивались ли вы с пренебрежительным отношением, мол, это ведь все компьютер?

Я понимаю, что существует определенная традиция, и ее многие чтут, но ассоциирую себя с новой, скажем так, традицией. То, что я делаю, ощущаю "с первых рук", знаю это сердцем и не делаю из этого тайны. Я открыт миру.

Украина. Да, этот мозолистый вопрос - напоследок. Каково ваше представление об этой стране?

Хаха. Стереотипы существуют. Но я не верю ничему, что показывают на видео. Все эти новости не имеют ничего общего с действительностью - это торговцы страхом.

Разговор обрывается: день Эндрю, видимо, расписан по минутам. Неторопливая беседа утопает в спешке приготовлений, кипящих по куполом "Атмасферы". Пока команда доводит до ума экспозицию, а видео претерпевает последние правки, сам художник в окружении украинских друзей-организаторов "Самскары" спешно покидает здание Киевского планетария. Сегодня он невольно кружит траекториями неизвестного ему города на планете, которую он успел исколесить не менее 12-ти раз, исключая Антарктиду, сея прекрасное и в то же время ужасающее в сердца тысяч людей. Всех тех, кто ищет и находит свое на фестивалях от Sonic Boom до Burning Man. "Самскара" подарила киевлянам необычное путешествие за грань разума. Теперь остается надеяться, что не в последний раз.


Благодарим за помощь в создании материала Атмасферу 360.
В оформлении материала использованы фрагменты работ Android Jones