Рецензия неизвестного лица на фильм "Грустная весна" / "Синяя весна" / Aoi haru (2001).

Cheburashka18 августа 2008, 14:38Кино

Во многих отзывах фильм фигурирует как работа о школьной анархии. Тем, кто так написал, нужно отрывать руки — фильм вдохновенен и глубок. В нем присутствует жестокая поэзия и воздушное ощущение ностальгии.  Хотя "Грустная весна" — работа режиссера, в юности бывшего чемпионом по шахматам, а затем сбежавшего с двумя гитарами и пачкой похищенных у родителей денег в Токио, так что кое-что о странных подростках он знать просто обязан.

История Тошиаки может послужить примером любому будущему киноделу — впечатленный фильмом Сакамото, он приехал в столицу и написал письмо, где сказал, что хочет работать вместе с режиссером. Так и вышло — Тойода числится сценаристом нескольких его фильмов.

Blue spring — адаптация биографических новелл (манги) Тайо Мацумото, больше известного как автор "Железобетона".  Фильм очень точно поймал момент распада личности на пороге социализации, когда ты еще не знаешь кем будешь, но уже не можешь быть тем, кем тебе предлагают. Ты еще никто, но и уже никто. Красивый и изящный Куджо (Рюхей Мацуда) становится новым "боссом" в школе. "Босс" определяется на крыше школы, где претенденты вылезают за ограду, свешиваясь над пустотой, и хлопают в ладоши, отпуская руки. Тот, кто способен не упасть вниз и хлопнуть большее количество раз, на излете все-таки ухватившись за спасительную ограду, побеждает. Кажущаяся ребячливость выборов искупается
настоящей угрозой смерти. Внешне Куджо не очень подходит на роль босса — в нем нет быковатости, его не интересует самоутверждение, он не любит фотографироваться, оставаясь за рамкой. Однако когда дело доходит до необходимости драки, он побеждает. В самом начале фильма мы видим как парни делают фотоснимок, чтобы увековечить свою дружбу, — Аоки гораздо более мужественен на вид, но по жизни слегка растяпист; Юкио — настоящий пижон, Йошимура — мальчик на побегушках. Все они молоды, дики и не знают куда податься.
Биографичность чувствуется в каждом кадре — не пошлая и мемуарная, а расплывчатая, загадочная, с привкусом боли и драйва, как любое воспоминание о банде юности. Тойода снабдил фильм музыкой известных японских музыкантов и эффектным slow-mo, которое вначале выглядит странно, но затем становится понятно, что как снимок запечатлевает начальное состояние дел, так и slow-mo в мозгу зрителя оставляет отпечаток "исходных данных". Снимал "Грустную весну" оператор Сого Ишии, Норимичи Касамацу, а это — знак качества видео. Снято все мастерски — почти прозрачно в нужных моментах, очень брутально в сценах драк, абсурдно, обескураживающе в ряде сцен. К примеру, момент где Аоки заставляет безымянного школьника вцепиться в банку зубами, а затем наступает ему на голову.
Куджо и Аоки — друзья с детства, и раскол между ними происходит только сейчас, в выпускном классе. Так как статус нового "босса" подвергается сомнениям, им приходится отстаивать положение сверху иерархической лестницы. Для того чтобы восстановить статус униженного Аоки, расслабленный бисенен Куджо берет биту и отделывает малолетних панков в туалете. Но для него возможность быть боссом — это просто желание стоять на самой высокой точке школы, охватывая взглядом небольшой мир, наблюдать за текущей жизнью под облаками. Аоки же быстро схватывает новые правила жизни и начинает "поддерживать авторитет". После того как остальные друзья теряются и по тем или иным причинам исчезают, Аоки приходится напоминать Куджо, что нужно периодически давать понять панкам что к чему, зачищать территорию. Ему необходимы правила чтобы существовать, и он неплохо их усваивает, вызывая страх у окружающих. Но Куджо на правила наплевать, он никого не запугивает и не поучает, но при этом все равно остается первым. Из-за безразличия Куджо в глазах Аоки нарушается схема действие-следствие; Куджо кажется другим, странным и именно это  определяет дальнейшую
трагедию. Соперничество не единственная тема фильма. "Грустная весна" не о том, что школа это жестокая клетка, она о том, что находится за ней. Мира за школой мы вообще не видим. Выросшие парни бродят по изрисованным грязным коридорам, играют на гитарах, дерутся, вдыхают воздух весны и чувствуют себя потерянными, хотя и не признаются в этом. Куджо не доверяет тем, кто знает чего хочет от жизни. Призрак скоро умрет. Живописно и сжато рассказана история парня-спортсмена, который прямо из школы уходит к якудза — это нужно видеть, конечно. Йошимура, наслушавшись от Оты про то, что тот знаком с боссом, извлекает нож и дает кровавого Цукамото. Аоки превращается в садиста ради того, чтобы доказать Куджо свою силу, а Куджо не хочется никаких доказательств. Он умеет драться, бить, стоять насмерть, но, кажется, этого не хочет. Сцена, изображенная на постере к фильму одна из сильнейших. При этом в "Грустной весне" нет ни капли "ван сентовского" мрака или воскового, неприятного оттенка. Цветет сакура, скоро распустятся цветы сенсэя-карлика, должно что-то произойти. Что-то особенное.
Все эти крыши, лестницы, пролеты, банки в подъездах и изрисованные парты сняты так, что между неизвестной японской школой, которая легко могла бы расположиться в спальном районе Питера, и твоей бывшей школой протягивается пространственный коридор. Многие очень любят снимать про то к каким последствиям приводит несчастная привязанность, односторонняя любовь, преданная дружба. Но "Грустная весна" отлично иллюстрирует то, какой болезненной может быть разделенная, сильная дружба разных людей. При этом ей легко удается выходить за рамки истории о друзьях или взрослении, она собирается из множества разноцветных квадратов, меняющих свое расположение, заставляющих замолчать посередине истории и послушать ветер. В ней достаточно юмора, а концовка выглядит скорее стильной, чем трагической. Анализ фильма я предоставляю зрителям — его стоит посмотреть.

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

О личности, жизни и творчестве культового художника современности и почему нельзя пропустить его выставку «Реальность иллюзии»

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

Мы провели один день с часами Samsung Gear S3 и теперь нам есть, что о них рассказать

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Вспоминаем главные модные тренды из «хорошо забытого старого»

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Здесь пластик можно видеть чаще, чем людей. И еще чаще животных, которые жуют этот пластик

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

История влияния итальянского киноискусства на моду и на стиль жизни в целом

Труффальдины из Глосса: театральные похождения продолжаются

Труффальдины из Глосса: театральные похождения продолжаются

Однажды мы устали пить и задумались, чем заняться. А эта история началась с того, что мы попали в театр...

Новые статьи

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

О личности, жизни и творчестве культового художника современности и почему нельзя пропустить его выставку «Реальность иллюзии»
ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

Мы провели один день с часами Samsung Gear S3 и теперь нам есть, что о них рассказать
Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Вспоминаем главные модные тренды из «хорошо забытого старого»
Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Здесь пластик можно видеть чаще, чем людей. И еще чаще животных, которые жуют этот пластик

ТОП месяца

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Не проспи февраль: лучшие события месяца

Не проспи февраль: лучшие события месяца

Обязательно занеси в планы: театральный триллер Афродизиак, легендарного Андрея Макаревича, драйвого Галича, невероятных ДахаБраха и еще с десяток событий, которые нельзя пропустить
"Мечты - это то, что нас делает людьми": интервью с художницей Яной Ланде

"Мечты - это то, что нас делает людьми": интервью с художницей Яной Ланде

О мечтах, искусстве, сложностях творческого пути и королеве Елизавете II
Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям февраля

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям февраля

Как провести февраль без гроша в кармане, читайте в нашей подборке
Внимание - роскошь! Или почему покупать качество всегда важнее, чем количество

Внимание - роскошь! Или почему покупать качество всегда важнее, чем количество

Разбираемся в нюансах твоего гардероба
Наверх