Джонни Депп и самый плохой режиссер в истории кино
Речь пойдет о фильме "Эд Вуд" Тима Бертона - работе, которая стоит немного в стороне от голливудского мейнстрима, что абсолютно никак не сказывается на ее вкусовых ощущениях.
Итак, несколько слов о самом Эде Вуде.
Эдвард Вуд - реальная и, наверное, одна из самых одиозных фигур в Голливуде. Эдвард Д. Вуд младший (Edward D.Wood, Jr.) родился 10 октября 1924 года в городке Покипси, штат Нью- Йорк. (Если вы помните, в Покипси располагалась и психиатрическая лечебница, куда к доктору Фаулеру приехал частный детектив Гарри Эйнджел из фильма Элана Паркера 'Сердце ангела'. Но это так, к слову). Отслужив в годы второй мировой войны в морском флоте, Эд Вуд в 1947-м появился в Голливуде и устроился на работу в качестве актера массовки и каскадера. Начав карьеру в 50-е годы, Вуд позже становится своеобразным классиком по производству низко бюджетных фильмов ужасов. В 1953-м он поставил свой первый полнометражный игровой фильм 'Глен или Гленда?', после чего продолжал работать в заданном темпе - снимая часто без денег, без сценария и в условиях цейтнота, когда продюсер не давал даже времени.
К началу 70-х Эдвард, ставший законченным алкоголиком, считался уже лишь автором порнолент и бросовых 'грязных' романов. Он был женат на актрисе Норме МакКарти (этот брак был расторгнут судом) и на своей секретарше Кэти О'Хара. Умер в 1978 году в полной нищете. Как большинство гениев и бездарей, отдавших себя всепоглощающему молоху искусства.
А вот некоторые факты о самом фильме:
- С самого начала историю Эда Вуда Бертон задумал черно-белой. Ему пришлось выдержать не один натиск продюсеров и студийных боссов, требовавших от него цветной фильм. Когда Columbia отказала Бертону в финансировании, он ушел на Touchstone. По одной из версий, свое решение сделать фильм монохромным Бертон аргументировал тем, что никто и никогда теперь не узнает, как выглядел бы в цвете Бела Лугоши.
- Тим Бертон рассказывал, что история дружбы Вуда и стареющего, вышедшего в тираж Белы Лугоши напоминает ему собственную дружбу с престарелым Винсентом Прайсом.
- Этот фильм мог снят Майкл Леманн. Бертон, мечтавший о проекте, готов был подхватить его в любой момент и ради этого даже отделался от съемок «Мэри Рэйли» (1996), которую снял Стивен Фрирс. А Леманн отправился снимать «Ветер в головах» (1994).
- В сцене встречи Вуда и Уэллса последний жалуется, что ему придется снимать фильм с Чарлтоном Хестоном «Мексиканец». На самом деле, этот фильм был снят под названием «Печать зла» (1958), и Хестон был одним из тех, кто настаивал на том, чтобы именно Уэллс снимал его.
- Тень Орсона Уэллса появляется в фильме еще до того, как он сам лично появится в кадре (в исполнении Винсента Д'Онофрио). Так, в одной из сцен камера берет такой ракурс, что захватывает потолок - прямо как в «Гражданине Кейне» (1941). В другой сцене Вуд останавливается перед плакатом «Кейна».
- Бертону настолько не понравилось, как Д'Онофрио прочитал свою роль, что нанял для него дублера - канадского актера Мориса ЛаМарша.
- Джонни Депп, всегда отличавшийся эксцентрическим подходом к собственным ролям, заявлял, что его Эд Вуд - такая смесь «слепого оптимизма Рональда Рейгана, энтузиазма Дровосека из «Волшебника страны Оз» и Кэйси Кэсема».
- Роль у Деппа определенно получилась; этому свидетельствует и то, что посетившая съемки Кэйти Вуд, жена Эда, заявила - «Это действительно мой Эдди».
- Мартину Ландау пришлось красить лицо в неестественно белый цвет, чтобы на черно-белой пленке он выглядел естественно.
- Бела Лугоши-младший долго отказывался смотреть фильм Бертона - он был уверен, что никто не сможет достоверно изобразить его отца. Позже он все-таки удостоил ленту своим вниманием, пришел в восторг от игры Ландау и даже стал его другом.
- Брент Хинкли играет Конрада Брукса, одного из любимых актеров Вуда. Сам Брукс появляется камео как бармен в сцене встречи Вуда и Уэллса.
- Другое появление вудовского актера, Грегори Уолкотта, состоится в сцене знакомства Вуда и Вампиры.
- Часть бюджетных средств ушла на то, чтобы приобрести права на использование в фильме фрагментов творений Эда Вуда.
- На создание одних только начальных титров ушло денег больше, чем бюджетных средств на любой из фильмов Вуда.
- Джеффри Джонс играет Крисуэлла и в начале фильма целиком повторяет его начальный монолог из вудовской нетленки «План № 9 из космоса» (1959).
- Это первый и единственный фильм Тима Бертона, музыку к которому написал не Дэнни Элфман.
- Вуд произносит в фильме: «Они сводят меня с ума! Эти баптисты тупые. Тупые. Тупые!» Эти слова - переделанная фраза из «Плана № 9» - «Ваши умы тупые. Тупые. Тупые!»
- Реслер Джордж «Животное» Стил не с первого раза получил роль Тора Джонсона. Сначала он преложил на видео свои актерские пробы, снявшись в маленькой комедии. Затем ему пришлось предоставить еще одни пробы; этот ролик сняла его жена, и Стил использовал в нем диалог из сценария. Когда же роль он все-таки получил, ему три недели пришлось осваивать шведский акцент Тора и на съемках ходить в специальных тяжелых туфлях, чтобы еще больше быть похожим на своего героя.
- В эпилоге использована музыка из фильма Эда Вуда «Глен или Гленда» (1953).
- Костюмер фильма Коллин Этвуд все наряды пошила по образцам личных вещей Эда Вуда.
- Бела Лугоши в фильме довольно нервно реагирует на имя Бориса Карлоффа и называет своего знаменитого конкурента не самыми лестными словами. В действительности, Лугоши однажды сыграл монстра Франкенштейна, коронную роль Карлоффа, в фильме «Франкенштейн встречает Человека-Волка» (1943), а еще раньше в фильме «Сын Франкенштейна» (1939), играл Игоря, сына барона Франкенштейна, в то время как Карлофф был главным монстром.
- Джонни Депп - владелец ночного клуба «Вайпер-рум», который когда-то принадлежал Беле Лугоши.