Три фантастические саги, которые изменили кинематограф
Зрители и рады снова увидеть полюбившихся персонажей, погрузиться в «тот мир», может, мрачный и опасный, но уже такой знакомый и родной после всех уже пересмотренных частей. Такова особенность киносаг, они буквально втягивают в себя. Вспомним другие фантастические эпопеи, которые захватили публику всерьез и надолго.
Звездные войны
Когда фильм (а тогда он назывался просто «Звездные войны») вышел на экраны, в кинотеатры стояли километровые очереди. Картина, бюджет которой составил 11 млн долларов, принесла в прокате 513 млн. Ничего подобного публика до сих пор не видела – Лукас соединил приключенческую фантастику, философскую притчу и романтическую сказку так, что влюбил целое поколение в эту кинолегенду. А чего стоила сама картинка – ведь о компьютерной графике тогда и речь не шла, все снималось с помощью монтажа, кукол, технических приспособлений и всякого рода ухищрений – например, Звезда смерти была размером с письменный стол, а снимали ее миниатюрной камерой.
Первым фильмом, который Лукас решил поставить самостоятельно после более чем двадцатилетнего перерыва, стал первый эпизод «Зведных войн» - Скрытая угроза. В основу сценария был положен 15-страничный набросок, написанный Лукасом в 1976 году для прослеживания предысторий событий оригинальной трилогии.
Для съемок первого эпизода Лукас задействовал компьютерную графику, и здесь во многом став первопроходцем – до того спецэффекты в фильмах достигались, в основном, другими методами. Фильм вышел в 1999 году, стал самым дорогим проектом цикла (бюджет – 115 млн долларов), собрал хорошую кассу (924,3 миллионов по всему миру) и возродил starwars-манию. Атака клонов и Месть ситхов воспринимались также как демонстрация возможностей современных технологий. Но эмоционально не произвели на зрителей такого впечатления, как части с Люком Скайуокером, Капитаном Соло и принцессой Леей.
Властелин колец
То, что фильмов, как и частей романа Толкина, будет три, было известно с самого начала. Собственно, все три картины снимались одновременно, на это ушло около года. Части выпускались по очереди, поскольку пост-продакшн каждой занял еще по году. Немало времени было потрачено и на предварительную подготовку. Например, Хоббитон построили за год до начала съемок, чтобы в кадре у него был обжитый вид.
Съемки проходили одновременно на нескольких площадках без соблюдения хронологической последовательности сцен. Так что в один день актеры могли утром сыграть сцену для третьей части, а вечером – для первой. Было отснято огромное количество материала – у каждого фильма есть расширенная режиссерская версия, но и они не вобрали в себя все плоды работы съемочной группы, которая, кстати, насчитывала около трех тысяч человек.
Многие обвиняли фильмы трилогии в излишней затянутости. Впрочем, это не помешало циклу собрать хорошую кассу, обрести армию поклонников и стать одним из наиболее ярких кино-событий начала двадцать первого века.
Матрица