Фильм «Царь»: о власти и святости
Отчего-то так сложилось, что наибольшей, скажем так, популярностью в России по сей день пользуются те ее правители, которые наделали больше всего бед и пролили больше всего крови. Таких было трое – Иван Грозный, Петр I и Иосиф Сталин. Именно эти образы не давали покоя многим поколениям литераторов, а в новейшее время – и кинематографистам. Но если Петр I, к примеру, был реформатором и, пускай на костях, строил что-то новое, то Иван Грозный – это вообще идеальный вариант. Сама бессмысленная жестокость.
И вот, в очередной раз Иоанн Васильевич на экранах. Не будем о том, что он делал на самом деле, но в фильме через его образ тема мудака при власти раскрыта полностью. Впрочем, лента могла бы называться «Митрополит», потому что в картине два главных героя. И священнослужитель Филипп – последняя роль Олега Янковского – куда интереснее царя. Иван (Петр Мамонов) делает жестокие глупости и в начале фильма, и в конце. Ничего принципиально не меняется. Создатели вроде как пытались отразить внутренний конфликт, но точнее это можно определить как истерические метания психопата между страхом и свирепостью. Временами Мамонов в этой роли напоминает Горлума, который обсуждает сам с собой, надо ли убивать Фродо.
Мамонову досталась роль опасного помешанного, он ее и сыграл. У Янковского была работа потоньше, и Олег Иванович прекрасно с ней справился. Жаль, что больше этот актер не появится ни в одном фильме. Утешает одно: Филипп – это хорошая «последняя» роль, как бы дико это не звучало.
Режиссер так объяснял выбор артистов: «Фактура Мамонова, его лицо и характер, в котором присутствует удивительная смесь набожности, юродивости и искренности, - вот ключ к образу Ивана Грозного. У них фантастическое сходство! Без Мамонова я бы точно не стал снимать это кино… Мы не были знакомы с Олегом Ивановичем Янковским на момент начала работы, но сейчас не могу представить, как бы я без него снимал картину. Я искал духовности и благородства. А Олег Иванович сочетал в себе эти качества. Поразительно, до какой степени два таких разных актера – Мамонов и Янковский – так совпали».
Поначалу фильм может показаться затянутым и даже скучным. Но во второй половине ленты разгораются такие страсти, что эмоции просто захлестывают. Картину практически больно смотреть. От нее веет безысходностью и жертвенностью. В фильме есть надежда, но она какая-то безнадежная. В фильме есть даже добрые чудеса, но они никого не спасают.
В общем, если хотите осмыслить всю сложность бытия, не пропустите новый фильм Лунгина. Но стоит предупредить, что Царь – кино вовсе не развлекательное, хотя и интересное.