«Меня зовут Кхан», и я – не террорист

RELAXXX712 мая 2010, 23:12Кино

Индус по фамилии Кхан с детства болен аутизмом, но, как водится, имеет ряд преимуществ – он отлично обучается и умеет чинить практически все. Мать уделяет ему все свое время, забывая о его брате, чем вызывает у последнего глубокую обиду. И вот, оба брата один за другим перебираются в США. Кхан знакомится с девушкой, которая принимает его таким, какой он есть. И жили бы они долго и счастливо, если бы не случилось 11 сентября.

В тот день жизнь практически всех граждан США, исповедующих ислам, разделилась на «до» и «после». «После» – это постоянные гонения и ненависть со стороны коренных американцев, это постоянный страх и ожидание чего-то плохого. Кхан в силу болезни находится вне этих переживаний, для него жизнь не слишком изменилась, но вот его приемный сын становится жертвой той самой нетерпимости, его убивают подростки в школе. Но никто не сознается в содеянном, и убитая горем мать говорит Кхану: «Это ты во всем виноват, если бы я не вышла за тебя замуж, то у моего сына не было бы фамилии Кхан, и его бы не убили». Кхан пытается как-то наладить сломавшуюся жизнь, но его выгоняют из дома со словами: «Все нас считают террористами, возвращайся только после того, как вся Америка узнает, что ты – не террорист». И Кхан отправляется в путь через всю страну с одной лишь целью: встретиться с президентом и сказать ему: «Здравствуйте, меня зовут Кхан, и я – не террорист».

Фильм лежал у меня уже давно – все не доходили руки, да и не хватало смелости посмотреть 2,5-часовое кино непонятно о чем. Но с первых минут просмотра я понял, что передо мной – не только будущий обладатель Оскара, но и эпохальный фильм, который открывает в истории индийского кинематографа новую страницу. Лента практически не содержит изъянов, придраться не к чему. Удивительно, но индусы остались верны своему формату – фильм больше двух часов, длинные индийские песни, мелодраматические слезовыдавливающие моменты. Но все это перенесено на качественно новый уровень. Песни не уступают по качеству и мелодике лучшим саундтрекам шедевров Кэмерона, никаких танцев – только действие и картинка. По времени тоже все нормально, масштаб истории, динамизм которой ни на минуту не угасает, настолько огромен, что сними 4 часа – все равно будет интересно и не надоест.

Вообще, индусы немного слукавили, ведь «Меня зовут Кхан» – изумительная компиляция сразу нескольких шедевров Голливуда, в первую очередь «Форреста Гампа», «Человека дождя» и «Миллионера из трущоб». При этом из оскароносных лент взято только самое лучшее. Кхан, как и Гамп, путешествует по Америке, встречается с людьми, помогает им, он так же простодушен и прямолинеен, но – не даун, а аутист, а то тормознутые и туповатые герои уже поднадоели. Аутист он почище главного героя «Человека дождя», хотя я не рискнул бы сравнивать Шахруха Кхана с Дастином Хоффманом, все-таки они из абсолютно разных весовых категорий. Но Шахрух сыграл Кхана так, как не сыграл бы никто на свете. Полное вживание в образ, ему веришь с первого и до последнего кадра. Непосредственность героя Хоффмана и чудаковатость героя Тома Хэнкса в сочетании с построением сюжета, как в «Миллионере из Трущоб» смешиваются в настолько крепкий коктейль, что он ударяет в голову и не отпускает уже до последних титров.

Я был очень удивлен, что фильм такого уровня смогли снять в Индии. С другой стороны, только тот, кто на своей шкуре почувствовал, что это такое – быть чужим среди своих, сможет показать историю и жизнь американцев так, как она на самом деле выглядит. В фильме присутствуют сцены обыска Кхана в аэропорту, допросы в тюрьме, похожей на Гуантамо, показано отношение тех, чьи сыновья и мужья погибли в Ираке и Афганистане, к тем, против кого, как им кажется, идет война. И тем показательнее история простого индуса, который является гражданином США и пытается просто встретиться со своим президентом.

Американцы очень не любят, когда им приходится копаться в собственном грязном белье, но индустрия Голливуда, либеральная до последних трусов, уверен, воспримет этот фильм как дар божий. Еще бы, наконец-то кто-то снял фильм, который мечтал снять любой праведный режиссер в США, но не мог этого сделать, так как – репутация, контракты, политкорректность. Ну разве что маргиналы типа Мурра способны, да только у того уже был крестный поход против Буша, который так ничем и не закончился. Америка в «Меня зовут Кхан» не просто показана глазами того, кто попадает под подозрение уже одной фамилией, она показана честно и без прикрас. Именно такой ее увидел Шибани Батхиджа, написавший сценарий по собственному роману, именно такой ее увидел режиссер Каран Джохар, именно такой они хотели ее показать самим американцам.

Сегодня раздается много призывов в стиле «у терроризма нет национальности». Фильм доказывает, национальность у терроризма имеется, но далеко не все представители этой национальности – террористы. В нескольких сценах зритель может увидеть собственный взгляд авторов фильма – культура ислама это культура общества, а не отдельных личностей. Именно поэтому Кхан, который находится вне общества, и демонстрирует, что при должном развитии внутренней свободы каждого представителя любой культуры и религии, только при способности заботиться не только о каких-то идеалах, но и, прежде всего, о своих близких и родных, можно победить ту злобу и гнев, которые копятся у определенных групп граждан. Более того, один из лейтмотивов фильма, это необходимость уметь отпустить свой гнев, пережить свое горе, и помнить о том, как это больно – терять близкого человека. Только в этом случае есть шанс сохранить хрупкий баланс в обществе.

«Меня зовут Кхан, и я – не террорист» – эти слова звучат в фильме десятки раз, но каждый раз они вызывают самую широкую гамму эмоций лично у меня. Я сам придерживаюсь традиционно-консервативной точки зрения и не считаю, что у преступлений нет национальности. И я уверен, что этот фильм просто необходимо посмотреть всем и каждому. И, может быть, мы тоже сможем отпустить свой гнев.

Вердикт: лучшего кино я не видел со времен «Форреста Гампа» и «Человека дождя». Рекомендую всем и каждому.

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

О личности, жизни и творчестве культового художника современности и почему нельзя пропустить его выставку «Реальность иллюзии»

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

Мы провели один день с часами Samsung Gear S3 и теперь нам есть, что о них рассказать

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Вспоминаем главные модные тренды из «хорошо забытого старого»

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Здесь пластик можно видеть чаще, чем людей. И еще чаще животных, которые жуют этот пластик

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

История влияния итальянского киноискусства на моду и на стиль жизни в целом

Труффальдины из Глосса: театральные похождения продолжаются

Труффальдины из Глосса: театральные похождения продолжаются

Однажды мы устали пить и задумались, чем заняться. А эта история началась с того, что мы попали в театр...

Новые статьи

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

О личности, жизни и творчестве культового художника современности и почему нельзя пропустить его выставку «Реальность иллюзии»
ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

Мы провели один день с часами Samsung Gear S3 и теперь нам есть, что о них рассказать
Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Вспоминаем главные модные тренды из «хорошо забытого старого»
Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Здесь пластик можно видеть чаще, чем людей. И еще чаще животных, которые жуют этот пластик

ТОП месяца

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Не проспи февраль: лучшие события месяца

Не проспи февраль: лучшие события месяца

Обязательно занеси в планы: театральный триллер Афродизиак, легендарного Андрея Макаревича, драйвого Галича, невероятных ДахаБраха и еще с десяток событий, которые нельзя пропустить
"Мечты - это то, что нас делает людьми": интервью с художницей Яной Ланде

"Мечты - это то, что нас делает людьми": интервью с художницей Яной Ланде

О мечтах, искусстве, сложностях творческого пути и королеве Елизавете II
Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям февраля

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям февраля

Как провести февраль без гроша в кармане, читайте в нашей подборке
Внимание - роскошь! Или почему покупать качество всегда важнее, чем количество

Внимание - роскошь! Или почему покупать качество всегда важнее, чем количество

Разбираемся в нюансах твоего гардероба
Наверх