Пресс-конференция по поводу премьеры фильма «Край»
Журналист: Почему все-таки решили делать премьеру в Одессе?
А. Учитель: Город у Вас замечательный. Это было единое решение. И не только мое и Володино, но и прокатчиков и продюсера - решение было принято единодушно. А также есть у нас такое предчувствие, если мы стартуем в Одессе, то все у нас будет хорошо.
Журналист: То, о чем рассказывается в фильме, атмосфере Одессы соответствует или это совсем другая история?
А. Учитель: Нет, с Одессой он не связан. Эта история, происходящая осенью 1945 года и зимой 1946 года, о человеке - сержанте, который прошел всю войну. После войны он приезжает в Сибирское поселение. И отсюда стартуют любовь, страсти, эмоции, гонки на паровозах. Для меня эта картина была абсолютно новой. Даже по голливудским законам фильм очень масштабный. Были построены деревня и мост. Бедный Владимир и тонул, и горел, и прыгал с паровоза. Что только не происходило, но мой опыт документалиста подсказывал, что все это необходимо. Очень много известных актеров снималось в этой картине: Сергей Гармаш, Алексей Горбунов, Саша Баширов, Аньорка Штрейхель. Замечательный оператор, с которым я снимаю уже пятую картину и считаю его лучшим в России – Юрий Клименко. Автор сценария – Александр Гоноровский. Впервые, нас. Наверное, необходимо занести в книгу рекордов Гиннесса, он написал 109 вариантов сценария.
Журналист: Какой бюджет картины?
А. Учитель: 15 млн.
Журналист: Вопрос к Владимиру Машкову – что новое пришлось освоить на съемочной площадке?
Я научился водить два паровоза. Один из них 1905 года, который прошел войну и до сих пор ходит. И вот, когда мы впервые подошли к паровозу – а он существо живое – машинист Павел Некрасов сказал: «Добро пожаловать в ад!». И в этом паровозе я провел практически год съемочного периода. Самое удивительное, чему меня научили, - это жарить яичницу на лопате.
А. Учитель: Такого подхода к работе, как у Володи, я нигде не встречал: во время всего съемочного процесса он практически не вылизал из своей солдатской гимнастерки, никуда не уезжал. Нельзя было провести грань, где его герой, а где он сам.
Журналист: Владимир, это правда, что Ваш дед водил паровоз? Были ли какие-то эксцессы на съемках?
Только профессия актера позволяет покататься на паровозе самостоятельно.
А. Учитель: Из неприятных эксцессов: у нас украли звуковую аппаратуру, все шумы. Грабителем оказался охранник гостиничного комплекса, в котором мы жили.
Удивительные люди в массовке с нами работали: люди в 20-градусный мороз покупали медсправки, чтобы продолжать сниматься в фильме. А на сцену, в которой женщина выбегала из горящей бани, вызвались все 50 претенденток на этот эпизод.
Журналистка: Осознанный ли переход от атмосферных фильмов к картинам с батальными сценами? И увидим ли мы еще те атмосферные фильмы?
А. Учитель: Я считаю, что я не изменил себе в последних картинах. Каждая моя картина делала какой-то новый поворот. Исследование человека, которое было в предыдущих картинах, все равно осталось.
Журналист: Владимир, роль Давида Гоцмана на Вашу жизнь как повлияла?
Журналист: Вы вчера получили орден от Одесской милиции: где вы его разместите?
В. Машков: Я спрячу его куда-нибудь, где когда-нибудь у меня будут лежать деньги. Шутка. Такая награда - это уважение к персонажу, который не вызывает негативных ощущений ни у сотрудников милиции, ни у тех, кто стоит по другую сторону. Вот такой человек с повышенным чувством справедливости, наверное, был бы очень востребован. Я рад, что наша дорогая одесская милиция отдала дань Гоцману. Это показало их лирическую сторону.
Журналист: Володя, вы будете пробовать себя в других ролях: режиссера или сценариста?
В. Машков: Профессия у меня актерская. На артиста я учился 9 лет: Новосибирск, Москва и т.д. Причем эта профессия династическая. Папа и мама работали в кукольном театре. Я хотел стать и биологом, и еще кем-то, но гены взяли свое. Я не виноват. Ничего другого я в своей жизни не видел. Мама, режиссер театра, говорила папе, исполнителю роли Карабаса-Барабаса: «Не бери Буратино так за нос!».
Журналист: Король умер. Да здравствует король! Это выражение символизирует преемственность традиций. Виктория, услышим ли мы от Вас 24 июля: «Фестиваль закрыт! Да здравствует следующий!»?
В. Тигипко: Абсолютно точно! Я это просто гарантирую! Вчера был удар в рынду на Одесской киностудии, который символизировал начало фестиваля, и закончим мы таким же образом с этими словами.
Журналист: Алексей, в отличие от профессии режиссера, актер может играть сегодня хорошую роль, завтра плохую. Он может меняться. У режиссера должна быть четкая гражданская позиция. Вы всегда в своих фильмах несете сильный месседж. В связи с вышесказанным стало ясно, что перемены произошли. Какой месседж Вы несете в связи с картиной «Край»?
А. Учитель: Я не ищу новых поворотов в простых вещах. И если мы говорим, что эта картина про любовь, то это действительно так. Единственное, что мне действительно хотелось передать и в картине «Плен», и в картине «Край», - это грань, при которой сегодня мы можем пожимать друг другу руки, а завтра – мы враги. Вот это поразительное состояние, когда этот переход осуществляется. Поэтому я хочу сделать так, чтобы все понимали, что нет врагов. В картине «Край» есть немка, и вроде бы она – враг. На самом деле эта девочка даже и не знала, что идет война. И какое к ней отношение победителя. Как научить с помощью кино чувствовать, понимать, чтобы не было вражды.
Журналист: Поговаривают, что к 30летию со смерти Высоцкого будут снимать фильм, и не последнюю роль в нем будет играть Сергей Безруков. Как вы относитесь к этому факту и не хотелось ли бы вам самому сыграть Высоцкого?
Журналист: Володя, Вы давеча говорили, что год Вы жили в Одессе, год – в паровозе. А как к этому относятся близкие?
В. Машков: Тут нужно только принять.
Журналист: Насколько было бы Вам сыграть современного российского милиционера? Лирические стороны его характера?
В. Машков: А тут можно сыграть любую профессию в современном контексте: милиционера, учителя… Я всегда спрашиваю Алексея, не трудно ли было учителям произносить: «Учитель к доске!».
А. Учитель: Приходил мой классный руководитель и директор и говорили: «Как вам не стыдно! Перед Вами два учителя в классе!». А по рядам шепот: «Три. Три. Три».
В. Машков: Так что все зависит от того, какой сценарий. А так, конечно же, да. Было бы интересно.
Журналист: Говорили, что Вы не любите интервью, а мы видим сейчас противоположную ситуацию.
В. Машков: Я не люблю интервью не по делу. А сейчас все естественно.
Журналист: После фильма «Ликвидация» цитаты пошли в народ. Может быть, вы также используете эти цитаты в жизни?
В. Машков: Нет. Ты делаешь какую-то работу и откидываешь ее назад.
Цитата:
Я никогда не смогу раствориться в Америке. Я – русский человек. И я с трудом могу себе представить блистательного американского актера, который сможет успешно сыграть что-либо из Чехова.
Я однажды услышал такую фразу: «Когда русский молчит, мы не понимаем о чем он думает».