Фильм "Край": Свой среди чужих...

Владислав Недогибченко24 сентября 2010, 13:16Кино

Летом 45-го фронтовик Игнат (Владимир Машков) прибывает в маленькое сибирское поселение Край, где проживают всякого рода советские отступники, дезертиры и бывшие пленные. Здесь вроде бы и не лагерь - слишком уж хорошо себя чувствуют местные под управлением мягкотелого начальника Колыванова (Алексей Горбунов). Но сибирские морозы, лесопилка, паровозы, мутный самогон, конечно, дают о себе знать. Игнат хочет лишь одного – управлять паровозом. Здесь он знакомится с простой русской бабой Софьей (Юлия Пересильд), вернувшейся из Германии с маленьким хилым и неразговорчивым мальчиком Пашкой…

После какого-то времени, проведенного здесь, в тайге, Игнат узнает, что где-то в лесу есть заброшенный паровоз, однако подобраться к нему никто уже давно и не пытался – мост обломан, да и исправен ли железняк, никому не известно. Игнат отправляется в тайгу и находит не только паровоз, но и немку Эльзу, которая живет там дикарём вот уже четыре года. Ни о какой войне она и не слыхивала, а оказалась тут лишь из-за отца, строившего здесь еще в начале войны мост. За то, что по воле сильных речных потоков мост не был вовремя достроен, отец Эльзы был убит товарищем Фишманом (Сергей Гармаш), единственным, кого здесь, в посёлке, все боятся...

Если начало фильма напоминает не более чем интересное и добротно снятое кино о послевоенном времени, то с развитием истории Игната и Эльзы на экране возникает всё больше и больше общечеловеческих тем. Привычный пафос и героизм российских фильмов на эту тематику в “Крае” заменяется историей о людской нетерпимости и о судьбе, которая, вопреки всем сторонним обстоятельствам, совершает свой путь.

Удивительно и жизненно звучит мотив того, как Игнат среди своих не может найти той интимной глубины и тепла, которые обнаруживает в полуодичавшей и вроде бы чужой девушке. Только в Эльзе нет той дикой злобы, которую в Крае рано или поздно выплёскивает почти каждый.

Кроме того, как и многие фильмы Алексея Учителя, «Край» изобилует кричащими образами и символами, неотделимыми от того, что мы привыкли считать «русским». Здесь это паровозы, чуть ли не впервые в российском кинематографе восстающие в таком личном и уютном свете; медведь, которого нельзя убивать только потому, что он живёт в этих лесах уже много лет. Всё это на фоне тайги, сибирских рек и леса – эпохальные пейзажи, на которых и должны проявляться все русские «черти».

«Край» нельзя назвать однозначной лентой. Трудно предположить, в чем только будут обвинять Учителя: в русофобстве, исторической недостоверности, преуменьшении роли победы над фашизмом. Хотя предъявить более или менее четкие претензии можно, пожалуй, только в одном - появлении Фурмана в конце фильма. Гонки на паровозах, импульсивное убийство, сцена с велосипедом. Рассуждая холодно и логично, понимаешь, что это уже натяжки, пускай и намеренные. Мол, не могло такого быть тогда, в таком суровом обществе. Трудно сказать, кому адресовано это обвинение в «срубании углов» в большей степени, сценаристу или режиссеру?


Однако, вспомним же, что вот эта колкость, граничащая с русским помешательством по Достоевскому, уже всплывала у Учителя в «Дневнике его жены». Тогда режиссера обвиняли в излишнем декадентстве, особенно учитывая то, что дело касалось святого – русского классика Бунина. Хотя тогда невиданная интимность повествования выглядела очень уместно. Уместна она и здесь, в «Крае».

Стоит так же сказать, что технически лента выглядит очень добротно, во многом благодаря тому, что сделана полностью «вручную». И если вначале еще прослеживаются какие-то рвения к флешбекам в духе «Первого канала», то потом визуальная культура картины являет собой масштаб, но какой-то очень интеллигентный и благородный.

Да, картина Алексея Учителя не лишена недостатков. Однако недостатки эти заключаются не в технических недочетах или скудности мысли. Напротив, осознание этой «редкой сердечной силы» русской души и ее же «заповедной дури» просто-напросто не всегда комфортно опускается на твою голову. Но глубокая история, ее интимная и сочная сердцевина, универсальность для совершенно разного зрителя, определенно заслуживают внимания.

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

О личности, жизни и творчестве культового художника современности и почему нельзя пропустить его выставку «Реальность иллюзии»

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

Мы провели один день с часами Samsung Gear S3 и теперь нам есть, что о них рассказать

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Вспоминаем главные модные тренды из «хорошо забытого старого»

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Здесь пластик можно видеть чаще, чем людей. И еще чаще животных, которые жуют этот пластик

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве
Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

Nando Muzi: жизнь как кино, обувь как искусство

История влияния итальянского киноискусства на моду и на стиль жизни в целом

Труффальдины из Глосса: театральные похождения продолжаются

Труффальдины из Глосса: театральные похождения продолжаются

Однажды мы устали пить и задумались, чем заняться. А эта история началась с того, что мы попали в театр...

5 самых популярных компонентов животного происхождения в вашей баночке с кремом

5 самых популярных компонентов животного происхождения в вашей баночке с кремом

Немножко поросячьего коллагена, чуточку ласточкиного гнезда и пару капель змеиной крови

Новые статьи

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

Александр Гнилицкий. Художник, ожививший иллюзию

О личности, жизни и творчестве культового художника современности и почему нельзя пропустить его выставку «Реальность иллюзии»
ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

ВМЕСТО СМАРТФОНА: умная классика

Мы провели один день с часами Samsung Gear S3 и теперь нам есть, что о них рассказать
Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Камбэк в 90-е: Чокеры, блестящие ткани и группа Нэнси

Вспоминаем главные модные тренды из «хорошо забытого старого»
Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Дикарем в Африку: яркие истории и ценные советы от путешественника Михайла Сальникова

Здесь пластик можно видеть чаще, чем людей. И еще чаще животных, которые жуют этот пластик
Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы

ТОП месяца

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
Не проспи февраль: лучшие события месяца

Не проспи февраль: лучшие события месяца

Обязательно занеси в планы: театральный триллер Афродизиак, легендарного Андрея Макаревича, драйвого Галича, невероятных ДахаБраха и еще с десяток событий, которые нельзя пропустить
"Мечты - это то, что нас делает людьми": интервью с художницей Яной Ланде

"Мечты - это то, что нас делает людьми": интервью с художницей Яной Ланде

О мечтах, искусстве, сложностях творческого пути и королеве Елизавете II
Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям февраля

Киев для нищей интеллигенции или Гид по бесплатным событиям февраля

Как провести февраль без гроша в кармане, читайте в нашей подборке
Внимание - роскошь! Или почему покупать качество всегда важнее, чем количество

Внимание - роскошь! Или почему покупать качество всегда важнее, чем количество

Разбираемся в нюансах твоего гардероба
Наверх