“Уолл-стрит: деньги не спят”. Жадность - это хорошо
В 80-е это кино стало культовым. Казалось бы, что интересного можно рассказать о финансистах, вечно кричащих на непонятном языке дивные термины и всю жизнь проводящих в попытках купить подешевле, а продать подороже. “Уолл-стрит” же сделал из них живых людей с историей на тему “бешеных денег” и того, к чему они приводят. Спустя 23 года выходит вторая часть, которая тоже рассказывает нам о деньгах. Но уже совсем по-другому.
Итак, Гордон Гекко (Майкл Дуглас) выходит из тюрьмы, в которой отсидел больше десяти лет - невиданный для финансиста срок. На свободе его не ждет никто, даже чуткая дочь (Кэри Маллиган), возненавидевшая отца и его поприще после трагической смерти брата. У дочери есть парень Джейкоб (Шая ЛаБёф), работающий на Уолл-стрит успешным и не перестающим подавать надежды брокером. После самоубийства своего учителя, наставника и покровителя Люиса Зэйбла (Фрэнк Ланджелла), всю жизнь связавшего с Уолл-стрит, Джейкоб хочет разобраться в причине его поступка, и по возможности отомстить виновному хитрым финансовым способом. Для этого он принимает помощь Гордона, в обмен на то, чтобы помочь ему наладить отношения с дочерью...
Не надейтесь, это далеко не все перипетии сюжета. Вы же прекрасно понимаете: там где речь идет о больших деньгах, возможностях и игре с высокими ставками, все не может быть просто. Во второй части “Уолл-стрит” деньги, как таковые, снова являются главным полем боя всех героев без исключения. Однако отношение к этим деньгам, не то по вине сменившихся времен, не то из-за ударов судеб главных героев, уже совсем другое, нежели было в 80-е. Мир теперь другой, и стоит на пороге Великого кризиса.
Гордон Гекко, выйдя из тюрьмы, ездит по проездному в общественном транспорте, снимает квартиру и, чтобы сделать хоть первый шаг к излюбленному образу жизни с дорогими костюмами и авто, даже выпускает собственную книгу и даёт несколько лекций. Исходя из того, что теперь финансовый центр вселенной волнуют совершенно новые, злободневные вопросы (поиски нефтерождений, экономический кризис, и т.д.), Гордон Гекко является тем самым символом, который должен поведать нам: что же поменялось, и что нас ждет впереди?
“Вы - поколение трёх “нет”, - говорит нам Гекко, - Нет работы, нет имущества, нет сбережений... У вас отличные перспективы”. Все появления Дугласа наполнены самыми различными рассуждениями, и практически все сцены с его участием захватывают внимание каким-то мистическим образом. Здесь невозможно не проводить аналогий жизней героя и актёра - возьмем хотя бы историю с “утраченной” дочерью, учитывая что сына Майкла Дугласа посадили за торговлю наркотиками. И если в первом “Уолл-стрит” его игра передавала нам историю человека-зверя с мёртвой хваткой, то здесь он вроде бы и остается этим зверем, но гораздо более спокойным, разобравшимся, ради чего стоило всю жизнь быть таким.
Оливера Стоуна частенько обвиняют в излишнем пафосе... хотя, даже не так: в излишне предсказуемых и обтекаемых акцентах. То есть, если у нас герой-музыкант, то это история полного помешательства Джима Моррисона в “Дорз”, если фильм о войне, то кишки наружу во “Взводе”, если героический эпос - то “Всемирный торговый центр” с ровной и математически выверенной схемой без, как говорят, “позиции автора”.
В новом “Уолл-стрит” все менее однозначно. Единственное, где прослеживается эта излишняя схематичность - это слишком уж большое желание округлить все в финале по законам жанра, классической киношколе, без отступлений. Но обратить внимание хочется на другое.
Стоун и на этот раз собрал великолепный актерский состав, который в “Уолл-стрит” сработался невероятно точно. Шая ЛаБёф, вроде бы импульсивный и уверенный в себе, но с реальными человеческими слабостями, звезда интеллектуального “Воспитания чувств” Кэри Маллиган - как раз та героиня, которая может мечтать отдать 100 миллионов долларов на благотворительность, Джош Бролин, неожиданно восстающий в довольно четком и мощном образе, а роль Дугласа многие и вовсе называют “лебединой песней”.
Фильм наполнен сочными деталями жизни сильных мира сего, которые вроде бы и не так скрыты, как раньше, но в которых по-прежнему интересно копаться. Финансовая легенда (сейчас о персонаже Фрэнка Ланджеллы), которая заходит в метро, ест обычные чипсы, стряхивает с себя крошки и прыгает под поезд - ну это ведь нужно уметь...
Американское благородное кино о деньгах интересно, пусть в этот раз оно и не претендует стать каким-то откровением. “Уолл-стрит” умело рассказывает о сложных финансовых схемах интуитивным эмоциональным языком (пусть и с определенными погрешностями), сочетает истории о человеческом пороке с размышлениями о новых временах и семейных ценностях. Да, здесь есть хэппи-энд, утрирования и “округления”. И личное дело каждого, как к этому относится, главное, что идущая перед этим хэппи-эндом драма спасает фильм от скучных обобщений. Здесь есть время чтобы подумать, и есть очень живой сюжет, чтобы попереживать.
Идеи сценария, прекрасные актерские работы и родной стоуновский Нью-Йорк делают второй “Уолл-стрит”, наверное, лучшим фильмом позднего творчества режиссера. Кризис сознания человека как главная причина всех остальных кризисов на земле... эх, “копать” можно бесконечно.