"Копы на подхвате": наша служба не опасна, не трудна
Комедии о полицейских – жанр в какой-то степени автономный. У него есть свои законы, эталонные и позорные фильмы, и, конечно же, свой специфический юмор. И если фильму, на успех которого никто не питает особых надежд, и предъявить, как правило, нечего, то вот на кино с бюджетом в 100 миллионов невольно смотришь так, словно эти деньги – твои.
Нью-Йоркские детективы Аллен Гэмбл и Терри Хойтц, очевидно, с самого детства по-разному представляли себе полицейскую работу. Первого радует спокойный и размеренный график, возможность вести полицейскую бухгалтерию, а «по праздникам» раскрывать финансовые махинации. Второго же такое спокойствие бесит, ввиду чего он буквально готов пристрелить своего напарника за то, что тот всем доволен. Тем более, когда у тебя под носом настоящие копы (Сэмюэл Л.Джексон и Дуэйн Джонсон) ведут совершенно противоположный образ жизни – устраивают «Звездные войны» прямо на нью-йоркских улицах, попутно обольщая пышногрудых страстных девиц и фотографируясь для прессы. Но вот фильм преподносит нам первый так и необъясненный сюжетный поворот: крутые копы превращаются в лепешки после неудачного прыжка с крыши в ходе одной из операций. Для Аллена и Терри это – отличный шанс стать пупами земли, даже учитывая то, что один этого не хочет. Тем более, что в городе гремит скандал с незадачливым банкиром (Стив Куган), подрастерявшим фантастические суммы чужих денег.
Стоит ли долго говорить о том, что привлекает пойти на этот фильм? Достаточно глянуть на постер – Марк Уолбер, Уилл Феррел, а сверху зазывающие «guest-stars» в лицах Сэмюэла Л. Джексона и Дуэйна Джонсона. Это дает зрителю предположительную гарантию того, что происходящее на экране не упадёт в разных смыслах ниже какого-то уровня. Мы привыкли, что эти ожидания либо оправдываются и этим нас радуют, либо не оправдываются, чем, конечно же, здорово злят. В случае с «Копами…» получилось как-то совсем загадочно.
К середине фильма ты невольно задумываешься: а не является ли происходящее на экране сознательным трэшем? И понять наверняка не можешь, вспоминая хотя бы недавний «Мачете» Родригеса – там все было сделано до конца, не оставляя ни единого варианта, что история мексиканского уродливого работяги-киллера представляет собой что-то серьезное. Там актеры уверенно отыгрывали, кровь лилась рекой, а главный герой, держась за кишку неприятеля, выпрыгивал в окно, и тут же становилось понятно, что всё это – профессиональный стёб, хотя тоже с деньгами. Вспоминаем другой фильм с плеядой чудесных актёров: «Гром в тропиках», где все это высмеивается похожим гротескным образом, но качество шуток чувствуется, хоть и оформлены они под «пародийный дебилизм».
«Копы» же позиционировались как комедия более классическая. С проскакивающей моралью, без излишне натуралистичных сцен, с плавной нерадикальной структурой. В определенных моментах так оно и есть – звучат предсказуемые, но не раздражающие шутки, герои проходят путь «от ненависти к любви», и так далее. Но все это разбивается в пух и прах, когда на экране происходит что-то, что по идее должно было тебя рассмешить, а не смешит. И когда ты понимаешь, что это «что-то» являет собой главную начинку фильма, разочарование приходит незамедлительно. И мораль выглядит притянутой за уши, и комедия кажется намеренно не смешной. Ну хорошо, не очень смешной.
Есть неожиданно хорошие шутки, но они, скорее, как зернышки. Есть хорошие актеры, но все герои излишне утрированные и кривляющиеся. Есть предлагаемые обстоятельства (как то: сутенерское прошлое героя Феррела, или попытки героя Уолберга клеиться к жене напарника), которые должны были стать оригинальными находками, а стали источниками сюжетных несуразиц.
В сочетании со зрелищностью сцен погонь и перестрелок, узнаваемыми лицами и несколькими действительно забавными моментами, мы получаем фильм, который вызывает какое-то странное, вроде бы и незлобное, но недоумение. Внешне все на уровне, да только это еще больше застает врасплох и довольно быстро заставляет скучать. Хотя звучащий в кинозале, пардон, «ржач» наводит на мысли, что, возможно, именно для этого следует идти на этот фильм. Поржать, не особо задумываясь над причиной смеха.