Фильм "Настоящее мужество": неуловимые мстители братьев Коэнов
Что мы представляем при словосочетании "братья Коэны"? Самобытная история, иногда замысловатая и закрученная, а иногда нарочито простая. Эксцентричные персонажи (чтобы не сказать "придурошные") и такие же поступки. Твердая, осязаемая режиссура и безоговорочное качество. Во всем, кроме последнего пункта, "Настоящее мужество" является, пожалуй, наименее "коэновским" фильмом из всех творений Итана и Джоэля.
С самого начала Коэны вроде бы открывают перед нами свои карты, словно доказывая, что на сей раз не будет никакого подвоха. 14-летняя Мэтти повествует о том, как нанятый рабочий Том Чейни в пылу попойки и карточных игр убил ее отца и скрылся в неизвестном направлении. Мать убита горем, братик еще ходит пешком под стол, поэтому завершать отцовские дела приходится ей самой. Она, потенциальная гарпия без намеков на женскую мягкость, нанимает престарелого и пьющего судебного пристава Рустера Когберна (Джефф Бриджес) для осуществления мести. К ним пытается присоединиться техасский рейнджер ЛаБёф (Мэтт Дэймон), и вместе они пускаются в опасное и далекое путешествие.
Стоит ли лишний раз говорить, что пересказ сюжета фильмов Итана и Джоэля Коэнов не означает почти ничего. В начале просмотра невольно настраиваешься на фирменную режиссерскую вседозволенность и сцены а-ля "удар молотком по голове", однако, нет. "Настоящее мужество" поразительно бережно относится и к образу эпохи, о которой идет речь, и к достоверности ее отображения. Но черный юмор и свежий взгляд на казалось бы уже заангажированный жанр четко дают понять, что это кино не менее выверено, чем предыдущие работы режиссеров, но на этот раз в совершенно ином ключе. Здесь нет визуальной пресыщенности, неестсественно ослепительных натур, и даже городок, в котором начинается повествование, появляется в кадре с непривычным для фильмов о Диком Западе реализмом.
Возможно, такая аккуратность - следствие того, что "Настоящее мужествто" все-таки римейк классического вестерна с Джоном Уэйном. Римейк к тому же очень четкий, почти не отличающийся по сюжету и даже именам персонажей. А посему Коэны задействовали свое главное орудие - собственно, режиссуру. "Мужество" благодаря ей смотрится как полная традиций история, рассказанная у костра где-то там, в далекие времена, о которых снято множество фильмов. И лишь ближе к концу, к развязке, Коэны возвращаются к своим "истокам", перемешивая классику с необъяснимой куражностью.
Приятно радует в фильме Джефф Бриджес. Ну, безусловно, мы все и так ждали от него как минимум Дюдю из "Большого Лебовски" на вестерновский манер, но оказалось все еще лучше, чем ожидалось. Иной раз приходишь к мысли, что если бы не Колин Фёрт, Бриджес был бы еще ближе ко второму актерскому "Оскару" подряд. А юная Хайли Стэйнфилд представляет собой хороший и не условный дебют, на все сто перевоплощаясь в девочку, которой в будущем суждено стать старой девой.
Когда несколько лет назад вышел самый титулованный фильм Коэнов "Старикам тут не место", многие критики отметили, что Коэны фактически сняли вестерн в современной оболочке. В "Настоящем мужестве" обращение к этому жанру предстает очень буквальным. Здесь больше повествования, если угодно, экшна, но все вмеру заправлено фирменным соусом коэновской режиссуры. Здесь нет ничего лишнего, и, как и в "Стариках", концовка застает тебя, когда самое время переосмыслить прошедшее. В какой жанр Коэны будут играться в следующий раз? Поживем-увидим.