Кто получил Оскар? (+ 30 фото с ковровой дорожки и церемонии)
В момент, когда пишутся эти строки, в Лос-Анджелесе звезды мирового кинематографа наверное еще доедают свои закуски и обмывают только что врученные статуэтки. Да, «Оскар» свершился. Недюжинная борьба между «почти-не-американским» фильмом «Король говорит!» и космополитной «Социальной сетью» завершена. И произошло все именно так, как должно быть (ну, может, немного спокойнее, чем обычно). Со здравой долей интриги, триумфом фаворитов, роскошными платьями и фразой «And the Oscar goes to…»
Ух ты, сколько талантливых людей собралось в этом зале... и какого чёрта я делаю на сцене вместо вас?!
Лучшая мужская роль
Победитель: Колин Ферт
Оскар за главную мужскую роль еще задолго до оглашения номинантов как-то «притягивался» к Колину Ферту. Затем некоторые критики констатировали борьбу между Фертом и Джеффом Бриджесом. Однако Американская Киноакадемия, к счастью, соригинальничала, добавив сюда еще и прекрасную роль Хавьера Бардема, которого проигнорировали на том же «Глобусе», хотя и дали приз на Каннском фестивале. Однако досталась статуэтка все-таки Ферту, и надо сказать, абсолютно заслуженно. Помимо того, что обаятельному и на вид застенчивому британцу было пора дать Оскар за совокупность заслуг, его роль в фильме «Король говорит!» действительно заставляет растрогаться и является, пожалуй, самой цельной в его карьере. Здесь он, словно забытый всеми ребенок, отчаянно борется со своими старыми страхами. За такую роль можно только порадоваться.
Лучшая мужская роль второго плана
Победитель: Кристиан Бейл
В отличие от номинации за главную мужскую роль, со второплановой все было более или менее понятно. Кристиан Бейл, также как и Ферт, свою статуэтку заслужил как и выслугой лет, так и конкретной ролью в «Бойце». Здесь он показал нам, пожалуй, самые лучшие свои стороны – умение играть неоднозначных, резких, нервных, экспрессивных персонажей в боксерско-социальном «Бойце». И хотя роль Джеффри Раша в «Короле» лишь подтвердила актерскую мощность этого фильма, Оскар должен был забрать кто-то один. Хотя понятно, что обе роли на самом-то деле никакие не второплановые.
Лучшая женская роль
Победительница: Натали Портман
Портман. Портман и еще раз Портман. Именно так хочется без единой доли лукавства сказать после просмотра «Черного лебедя». То, как она здесь выгибает шею во время танца, как она смотрит испуганными глазами в одном кадре и резко меняет невинность на порочность в следующем, являет собой, пожалуй, идеальные «оскаровские» критерии отбора. Здесь есть большой актерский труд как в смысле физической подготовки и самоотдачи, так и драматической убедительности. Натали Портман действительно «словила» стопроцентно свою роль в «Черном лебеде». А теперь поймала еще и вожделенного позолоченного рыцаря.
Лучшая женская роль второго плана
Победительница: Мелисса Лео
Как и Кристиан Бейл, во второплановую роль которого все влюбились до такой степени, что усомнились в ее второплановости, Мелисса Лео также была почти единоличной фавориткой в своей номинации. Вполне реальную конкуренцию, как ни странно, ей составляла юная Хэйли Стэйнфелд за роль малолетней гарпии в «Настоящем мужестве». Но Лео создала настолько отталкивающую, ужасную, да что там – конченую героиню, что ее вполне серьезно хочется придушить во время просмотра. А впоследствии дать за столь искренние труды Оскар. Получая который, Мелисса не выдержала, и проронила запретное словечко "fuc*ing"
Лучший анимационный фильм
Победитель: «История игрушек – 3»
Лет эдак шесть назад приятной неожиданностью было то, что Американская Киноакадемия не проигнорировала не голливудский, но очень примечательный мультфильм «Трио из Белльвилля» почти сюрреалиста Сильвена Шоме. Прошли годы, и вот он с уже более спокойным, но столь же живым «Иллюзионистом» снова оказался в номинациях. Но «История игрушек – 3» – эталон пиксаровских традиций, а студия «Пиксар», как известно, выпускает лучшие мультфильмы последних лет. Да что там говорить, если «Toy Story 3» одновременно попал и в «Лучший фильм» и в «Лучший мультфильм», а сам Квентин Тарантино назвал его лучшей картиной 2010. Делайте выводы те, кто еще не видел.
Лучший сценарий:
Оригинальный сценарий – «Король говорит!»
Адаптированный сценарий – «Социальная сеть»
Здесь обошлось без особых неожиданностей. Два главных противостоящих фильма в сценарных номинациях были фактически «разведены по углам» и взяли награду каждый в своем. Конечно, можно пожалеть «Начало» за то, что невиданные хитросплетения не были награждены. Однако было бы по меньшей мере странно, если бы и «Социальная сеть», и «Король говорит!» остались бы без награды в этой категории. Как бы кто ни говорил, что в обоих историях есть фактические погрешности (зачастую намеренные) – оставим эту прерогативу занудам. Ведь ценим в этих фильмах мы совершенно другое.
Лучшая режиссура
Победитель – Том Хупер ("Король говорит!")
Совершенно не хочется спорить с тем, что именно этому молодому британцу Тому Хуперу Киноакадемия решила отдать режиссерскую награду. Однако, признаться, это было немного неожиданно. Имея в активе номинантов таких маститых, но все еще ненагражденных Дэвида Финчера и Дарена Аронофски, Том Хупер стал явным намеком на то, кто же сегодня победит в предстоящей главной номинации. Да и вряд ли кого-нибудь возникло бы желание особо спорить с этим решением, другое дело, что сразу несколько режиссеров одинаково заслуживали режиссерский Оскар.
Лучший фильм – «Король говорит!»
Некоторые критики уже вспомнили забавную историю, происходившую с «Оскаром» в 99-ом году. Тогда явным фаворитом считался военный героический эпос Спилберга «Спасение рядового Райана», однако в самый неожиданный момент главные Оскары достались лёгкому и пастельному «Влюбленному Шекспиру». Поговаривают, что Спилберг после этого даже на банкет не остался. Нельзя сказать, что такая же ситуация была в этом году, ведь между «Социальной сетью» и «Королем» борьба была почти равная. Но во многом это была битва продюсеров Скота Рудина («Социальная сеть») и Харви Вайнштайна («Король говорит!»). В любом случае кого-то стало бы немного жаль, но очень много факторов играют на руку «Короля». Согласитесь, такого кино, столь виртуозно сыгранного и сделанного, сейчас мало. Так что, пусть без фантастических перевесов, но «Король говорит!» берет свое, вопреки «Золотому глобусу» и многим другим американским премиям.
Другие номинации:
Лучшая работа художника: «Алиса в стране чудес»
Лучшая операторская работа – «Начало»
Лучший иностранный фильм: «Другая жизнь» («Месть»), Дания
Лучшая музыка к фильму: «Социальная сеть»
Лучшее сведение звука: «Начало»
Лучший монтаж звуковых эффектов: «Начало»
Лучший грим: «Человек-волк»
Лучшие костюмы: «Алиса в стране чудес»
Лучший короткометражный документальный фильм: «Strangers no more»
Лучший короткометражный фильм: «God of love»
Лучший документальный фильм: «Insider job»
Лучшие визуальные эффекты: «Начало»
Лучший монтаж: «Социальная сеть»