Фильм "Чёрный лебедь": чёрным по белому
Кому, как ни Даррену Аронофски, знать, какой титанический труд и сложности стоят за внешне гармоничными и порой "воздушными" произведениями искусства. Балет – не исключение. "Чёрный лебедь", воплощение которого в жизнь заняло целых 10 лет, мог быть снят только сейчас, после всех предшествующих фильмов Аронофски. Это чувствуется во всем: в каждом кадре, в каждой "пятой позиции" Натали Портман и Милы Кунис, в каждой нотке-парафразе Клинта Манселла на музыку Чайковского. Именно в этом фильме, как нигде больше, соединились традиции раннего и современного Аронофски: от кричащего визионерства "Пи" и "Фонтана" до нарочитой бедности "Рестлера".
Забавно было делать из Натали Портман оборотня
Нина (Натали Портман) - привлекательная и молодая девушка для всего, кроме балета, всю юность кропотливо тренировалась, дабы наконец получить звездную роль. Такая возможность становится невероятно реальной, когда Тома Лерой (Венсан Кассель), харизматичный режиссер средних лет, задумывает поставить нетипичную версию "Лебединого озера". Шансы Нины высоки – так прилежно и самоотверженно в труппе не работает никто. Единственная беда – Тома хочет, чтобы и Белого и Чёрного лебедя на сцене воплощал один и тот же человек, и если с первой ролью проблем не возникнет, то для второй у Нины недостаточно запала, соблазнительности, "тёмной стороны" и других "небалетных" качеств. Зато они с избытком есть у Лили (Мила Кунис) – единственной соблазнительной, слегка вульгарной и смелой конкурентки Нины. Между девушками разворачивается не то очень тесная дружба, не то соперничество, в ходе которого Нина выпускает наружу своих внутренних демонов. В буквальном и переносном смысле этого слова.
Даррен Аронофски на вопрос, какой свой фильм был самым трудным в производстве, почти без колебаний отвечает: "Фонтан". Во многом, "страдальческий" образ "Фонтана" связан также с тем, что столь дорогой и сложный фильм был очень неоднозначно воспринят критикой, насмешливо твердящей: "Вот что бывает, когда в руки арт-хаусному режиссеру попадает большой бюджет". После "Фонтана" многие если не "похоронили", то поставили под огромное сомнение будущее Аронофски как режиссера, и продолжалось это до тех пор, пока нежданно-негаданно на фестивалях не загремел недорогой, но чувственно-откровенный "Рестлер" с еще одной звездой вчерашнего дня - Микки Рурком. Даррен был реабилитирован, но...
Балерина в исполнении Натали Портман делает все возможное и невозможное, чтобы преодолеть фригидность, а сама актриса — свой маленький рост и несовершенство пластики
Как ни странно, сравнительно небольшие $13 млн. на "Чёрного лебедя" собирались также неспешно и неохотно, но все-таки собрались. В результате замены театра (в оригинальном сценарии) на балет и нескольких кадровых перестановок (в фильме изначально могли играть Дженнифер Коннели и Мерил Стрип в роли мамы) мы получили квинтэссенцию самых разных творческих традиций Аронофски. Его режиссерские манеры здесь сливаются в одно целое, образуя на редкость динамичную и нагнетающую картину, финал которой ты отчаянно и безуспешно пытаешься предугадать до самого конца.
Тема человеческих стремлений перебивается темой противоречивого внутреннего "Я", которое можно откопать даже в таком изначально ангельском создании, как Нина (более чем заслуженный Оскар Портман за женскую роль). Но ни то, ни другое не выходит на передний план настолько, чтобы это можно было назвать главной идеей "Чёрного лебедя". Это нечто большее, чем просто рассказ о подвластности порокам, но и что-то гораздо менее размашистое, чем поиски вечной жизни в "Фонтане".
Даррен Аронофски снял невероятно нервозный и сильный фильм, тема которого никоим образом не эксплуатирует стандартные представления о человеческих чувствах и страстях, а представляет эти категории с неожиданной стороны. Фантасмагорическое превращение Нины в того самого Чёрного лебедя с прорезающимися крыльями и перепонками на пальцах предстает здесь новаторски буквально, но вместе с тем и очень иносказательно. Всё это и делает "Чёрного лебедя" примером неожиданной эволюции авторского кино и, как следствие, одной из лучших картин прошлого года.