Статья "Пелевиным тут и не П" Анны Наринской, журнал "Коммерсантъ"
14 апреля в прокат наконец выходит фильм режиссера Виктора Гинзбурга по книге Виктора Пелевина "Generation П". Посмотрев экранизацию, Анна Наринская осталась в глубочайшем недоумении.
Вот, например, реплика бандита Вовчика, заказывающего Татарскому "русскую идею размером страниц на пять": "Чтобы я любого импортного пидора - бизнесмена там, певицу или кого угодно - мог по ней развести. Чтоб они не думали, что мы тут, в России, просто денег украли и стальную дверь поставили. Чтобы такую духовность чувствовали, бляди, как в 45-м под Сталинградом, понял?" Сейчас, воспроизведенные на бумаге, эти слова опять выглядят точными и даже совсем не потерявшими актуальности. Но когда в фильме их бойко проговаривает Олег Тактаров, они звучат безнадежным и неувлекательным фейком.
Некоторые, отмечу справедливости ради, играют совсем плохо - скажем, Сергей Шнуров, у которого расширяющий сознание буддист Гиреев однообразно пучит глаза, и только. (Возможно, это и есть правда жизни и расширяющие сознание буддисты именно так себя и ведут, но смотреть на Шнурова на экране очень скучно.) Или Иван Охлобыстин - он в роли рекламщика-славянофила Малюты вообще не делает ровным счетом ничего, даже глаз не пучит.
В своей основополагающей беседе с Легионом Азадовским Вавилен Татарский утверждал, что ""коллективное бессознательное" давно торгует сигаретами у метро". Для кинематографа это в общем-то не страшно - чтобы снимать кино, необходимо коллективное сознательное. Или хотя бы какое-нибудь сознательное. А с этим в фильме "Generation П" дефицит. Его создатели очевидным образом не решили, что такое роман Пелевина ни для них самих, ни для зрителей.
То есть замышлялась, конечно, экранизация культового произведения, причем почтительная и близкая к тексту - иначе фанаты оскорбятся. (Команда "Generation П", похоже, и сама состоит из таких фанатов - знающих все шуточки и даже не шуточки назубок.) С таким же подходом, кстати, делались фильмы про Гарри Поттера. И хотя громадную машину поттеровского сериала и несчастную съемочную группу "Поколения", снимавшую фильм почти пять лет из-за связанных с безденежьем простоев, сравнивать почти совсем нельзя, кое-что отметить все же придется. Джоан Роулинг, как известно, принимала в производстве фильмов по своим книжкам непосредственное участие. (Режиссер "Узника Азкабана" Альфонсо Куарон рассказывал, например, что, когда он хотел впустить в Хогвартс крошечных крылатых эльфов, писательница резко его осадила, сказав: "Таких существ в моей вселенной нет".) От Пелевина, понятное дело, такого внимания, особенно в условиях упомянутого безденежья, не дождешься, так что создатели фильма были вынуждены генерировать вселенную самостоятельно.
Но они, похоже, сами не решили, что она, эта пелевинская вселенная, такое и в чем там, собственно, дело - в психоделе, теории заговора или лингвистически-издевательском взгляде на действительность. В итоге у них аккуратненько имеется и первое, и второе, и третье - строго в порядке очереди.
Как будто все делается для отчетности, для того, чтобы сказать: "Пелевин, он же, как известно, про вот эти вещи, и все они, заметьте, в нашем фильме присутствуют". И они действительно присутствуют в изобилии, но ни в какую "пелевинщину" не складываются.
Главная сила воздействия лучших романов Пелевина (к которым относится "Generation П") в том, что его приправленные камланием и каламбурами теории заговора неизменно объясняют мир точнее, чем политические комментарии и экономические выкладки. Для 90-х это было особенно актуально - тогда даже самые трезвые из нас готовы были согласиться с тем, что прихоти богини Иштар оправдывают происходящее лучше, чем особенности смены экономических формаций. Если свести "пелевинщину" к простейшему рецепту, то это игра в слова, плюс конспирология, плюс мистика, плюс чувство времени, обязательное "здесь и сейчас". В качестве последнего создатели фильма предлагают неотменимый малиновый пиджак, старые "мерседесы" и тех самых персонажей. Относительно же остального они сами пребывают, как выразился бы вежливый Татарский, в состоянии полнейшего когнитивного диссонанса.
В том, что в этом состоянии они снимают фильмы, Пелевин, если вдуматься, вовсе не виноват. Так что не зря я до сих пор считаю написанные им слова смешными и умными.