Статья "Вишневый сад Нео. В прокат выходит "Криминальная фишка от Генри" сайта gazeta.ru

Gloss11 апреля 2011, 13:33   651

В прокат выходит "Криминальная фишка от Генри" - не слишком искрометная криминальная комедия, зато наверняка самая странная экранизация чеховского "Вишневого сада" с Киану Ривзом в роли Лопахина.

Тишайший мещанин Генри (Киану Ривз), обманным путем привлеченный к налету на банк, на три года оказывается в тюрьме. Подобный жизненный поворот расстроил бы любого человека, напрочь лишенного экзистенциальной жилки, но герой, напротив, как-то приободряется. Давно пора было очнуться от многолетней тупой спячки и поразмыслить, как жить дальше, а заключение к этому как будто располагает. Сокамерником Генри оказывается бывалый вор на доверии Макс (Джеймс Каан). Пожилой философ давно осознал, что придать хаосу жизни какой-то намек на гармонию способна только пенитенциарная система, и потому с дипломатическим изяществом отбивает попытки судей сократить ему срок. Герои подружатся и благотворно повлияют друг на друга. Рецидивисту захочется-таки размять ноги на свободе, а Генри поймет, что коли уж он отсидел за ограбление банка, то теперь логично было бы этот банк действительно ограбить. Нору, позволяющую незаметно добраться до сейфов, решено будет рыть из расположенного по соседству театра, где как раз ставят Чехова с капризной артисткой Джулией в роли Раневской (Вера Фармига).

О том, что именно Генри для себя понимает, а что не особенно, поцелует или зарежет, остается напряженно гадать и зрителям, и подельникам.
На протяжении всего фильма Киану Ривз, обладатель не самой богатой мимики, сохраняет поразительную невозмутимость и меняется в лице только по чисто формальным причинам - когда наклеивает себе бороду. Нечто похожее, думается, имел в виду Венедикт Ерофеев, описывая в "Москве - Петушках" эффект от употребления коктейля "Сучий Потрох": "Уже после двух бокалов человек становится настолько одухотворенным, что можно подойти и целых полчаса с полутора метров плевать ему в харю, и он ничего тебе не скажет".

Ривз, следует отдать ему должное, в курсе границ своего профессионального регистра, сам на уровне сценария корректировал специально для него написанную роль и великодушно отдал ключевые сцены на откуп партнерам. Чем те с удовольствием пользуются. Джеймс Каан генерирует могучее стариковское обаяние, только что не воспламеняет взглядом интерьеры и наделен комиссарским даром убеждения: "Если бы ты играл Лопахина, мы могли бы копать тоннель в любое время". Тогда как Вера Фрамига с комфортом обживает образ остервенелой провинциальной примы на пороге бальзаковского возраста, которая, как балерина - Михаил Ефремов из отечественного фильма "Кошечка", готова "сжечь театр на х.." и предпринять решительный блицкриг на Голливуд.

В позиционировании картины как криминальной комедии имеется элемент жульничества, хотя и не лишенный обаяния.
Перед нами кино не столько смешное (на нем не обхохочешься), сколько пропитанное растворенной в атмосфере грустной иронией (концентрация примерно как в питейном road movie "На обочине"). Не брать же в юмористический расчет персонажа, который забегает в кадр раз пять, из них три, чтобы поблевать, из них два, чтобы сделать это без каких-либо драматургических мотивов и последствий, то есть что называется совершенно запросто. В качестве детектива с фильма тоже спрос невелик: криминальная интрига самая условная и ничуть не более убедительная, чем, например, в "Берегись автомобиля".

При этом, что перевешивает все недостатки "Криминальной фишки Генри", картина обнаруживает близкое родство не только с рязановским хитом, где сюжетные перипетии также в какой-то момент выплескиваются на театральные подмостки, но и с русской культурой в целом. Треть экранного времени уделена нюансам постановки "Вишневого сада" (тогда как стреляют по-чеховски один раз). Предлагаемые параллели, что, мол, американские жулики мучаются теми же моральными хлопотами, что и чеховские трагические бездельники (и тем, и другим хочется и колется, расставшись с прошлым, шагнуть в новую жизнь), не кажутся чересчур натянутыми. Неважно, что раненный в ногу бородатый Нео в цивильном купеческом наряде начала прошлого века бубнит

"Вишневый сад мой! Мой!" с тем нейтральным видом, с каким, должно быть, вокзальный диспетчер в сонный рабочий полдень переводит порожний товарняк на запасной путь. Все равно эффект достигается нужный, то есть пронзительный.

К каноническому тексту сценарист "Терминала" Саша Джерваси подходит одновременно и со священным трепетом, который встретишь не на каждой российской академической площадке, и с веселой заинтересованной наглостью. С одной стороны, практически подписывает Антона Павловича в соавторы, а с другой из самых лучших намерений вносит в финал пьесы директивы, на которые у умирающего Чехова (не знакомого к тому же с голливудскими стандартами) не хватило жизнелюбия. Лопахин, конечно, не уезжает ни в какой свой дурацкий Харьков, а остается с той, кого любит, как всякий нормальный человек.

 

Gloss.ua теперь и в Telegram: подписывайся на канал @glossua и читай только о самом интересном, чтобы ничего не пропустить.

Подписывайся на нас в социальных сетях и будь в курсе последних новостей из жизни города: Facebook, Google+, Twitter.

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

О чем говорил Дэвид Линч в Киеве: отзывы киевлян
Записаться нельзя откладывать: 40 бесплатных онлайн-курсов от университетов со всего мира
Рейтинг кинотеатров Киева: качество, репертуар, цены

Рейтинг кинотеатров Киева: качество, репертуар, цены

Чтобы вы не сомневались, куда идти в кино.

Антихайп: чем торгуют в подземных переходах Киева

Антихайп: чем торгуют в подземных переходах Киева

От кожаных трусов до монгольских ножей.

Есть ответ: почему знаменитостей начали обвинять в домогательствах именно сейчас
Срочно полюби себя: как бороться с низкой самооценкой
Что будет, когда введут обязательную регистрацию мобильных абонентов

Что будет, когда введут обязательную регистрацию мобильных абонентов

Возможно, скоро все мобильные номера будут привязаны к паспорту.

«Да, я на коне»: рекламные слоганы, которые навсегда с нами

Новые статьи

ТОП месяца

Наверх