Фильм "Generation П": хроники смутного времени
“Generation П” ждали очень долго, особенно по стандартам российского кино. За годы предвкушений из почти андерграундного проекта он превратился в чуть ли не самую ожидаемую русскую кинопремьеру года. Как известно, повышенные ожидания часто играют с фильмами злую шутку. Благо, с “Generation П” этого не случилось.
Вавилен (производное от «Василий Аксенов» и «Владимир Ленин») Татарский закончил литературный институт в самое неподходящее время. На дворе – начало 90-х; танки бомбят Белый дом, Россию захватывает волна дикого капитализма, на улицах стреляют, и самое верное применение столь романтичному образованию – пойти работать в коммерческий киоск. Однако благодаря счастливой случайности и правильным знакомствам Вавилен попадает в сферу, в которой крутятся неожиданно большие деньги и возможности – в рекламу. Именно здесь начинаются дикие отечественные реалии, наркотические путешествия в параллельные миры, пелевинские метафизические искания и вавилонские царицы.
В отношении романа Пелевина “Generation П” прилагательное «культовый» не выглядит маркетинговым преувеличением. Да, на нем никто не учился добру или человечности, он не открыл эпоху новой русской литературы, однако был настолько же психоделичным срезом времени, насколько время этого заслуживало.
Тем сложнее казалась задача режиссера Виктора Гинзбурга. Дело не только в несвойственных для российского кинематографа путешествиях в подсознание, которые надо как-то показывать. И не только в рваном пелевинском действии, которое надо было превратить в более или менее четкий сценарий. И с первым, и со вторым Гинзбург разобрался благодаря куражу, космополитному подходу и уместной компьютерной графике. Но еще сложнее было адаптировать “Generation П” под современность, вновь заставить его быть актуальным. Для этого Гинзбург не ограничился пелевинскими рамками, ввел несколько персонажей и дотянул действие до наших дней.
Интересный факт
Изначально на роль Вавилена Татарского претендовал Константин Хабенский
Приятной неожиданностью оказалось то, как сработали в картине Гинзбурга два «камня предкновения» других российских фильмов – пресловутый продакт-плейсмент и обилие мата. Самые разные торговые марки здесь являются непосредственной составляющей сюжета и настроения, так что это один из немногих случаев, когда ты радуешься их узнаваемости. А нецензурная брань, как ни странно, не кажется претенциозным китчем, а добавляет происходящему неподдельной искренности.
Практически нет претензий и к кастингу. Даже несмотря на то, что ставка здесь сделана на почти карикатурные образы из одной крайности в другую (Шнур, Ефремов, Литвинова и т.д.). Даже при том, что исполнитель главной роли Владимир Епифанцев до этого прославился благодаря исключительно мерзким и примитивным криминальным сериалам.
В какой-то момент действие начинает слегка проседать и уступает бурлящей эмоциональности. Однако происходит это в тот момент, когда сюжет сам по себе уже мало что значит. И единственное, в чем остается упрекнуть создателей – в том, что фильм начинает утопать в нагромождениях квази-философии. Впрочем, это невысокая цена за столь сложный материал.
“Generation П” – кино хоть и не самое идеальное, но добротно сделанное и бегло срезающее почти все сложные углы. Кино, которое, естественно, надо воспринимать в контексте современной культуры и времени, о котором написан роман. Благодаря пускай и неоднозначному, но все-таки американскому киноопыту, режиссер Виктор Гинзбург смог дать отпор грозным техническим и творческим барьерам, за которые даже самый оптимистично настроенный зритель был вправе побаиваться. И пускай на это ушло много лет, “Generation П” в общем оставляет за собой ощущение оправданных ожиданий. И фантасмагорическую развязку, которая стала действительностью уже наших дней.