Мэл Гибсон: Следующий фильм будет снят на английском... для разнообразия

Gloss8 декабря 2006, 19:20   1

Мел Гибсон рассказывает о работе над своим новым фильмом: о том, как трудно снимать животных и каково это - общаться с людьми, которые понятия не имеют, кто ты такой.

  К пятидесяти годам Мел Гибсон остается одной из самых знаменитых в мире и США голливудских звезд. Однако главные роли в коммерческих фильмах он играет, кажется, с единственной целью: сохранить финансовую независимость. Чтобы по прежнему позволять себе снимать рискованные проекты, в которых со времен "оскароносного" "Храброго сердца" он сам предпочитает не сниматься. "Апокалипсис" - новая работа Гибсона, долгожданный киноэпос о крушении империи майя, - выходит в российский прокат 14 декабря.

  Каково это - снимать в джунглях?

  Там есть один парень - вылитый Джон Малкович, разве что мексиканец. Он решил сохранить девственную природу на своем участке, хотя большая часть тропических лесов в Южной Мексике уже уничтожена. И хотя это всего 20 гектаров, там можно было отдалиться от всего мира и в полную силу заниматься фильмом. Все постоянно находилось в движении - актеры, камеры, статисты, животные. Многие из тех, кто играл в фильме, еще никогда не имели дела с камерой, им нужно было привыкнуть, и они работали отлично. Они доверялись режиссеру, и это было здорово. Когда работаешь с новыми людьми, с теми, кто никогда не делал ничего подобного, тебе не приходится отучать их от кучи плохих привычек: ты просто сразу прививаешь им хорошие привычки. И это прекрасно. Так было и здесь. Пришлось потратить какое-то время на объяснения, но потом они включились в работу и к окончанию съемок уже делали все автоматически. Им заплатили за обучение в течение восьми месяцев, так что для них это было хорошо. И для меня это тоже было хорошо, потому что они были свежи и полны энтузиазма.

Мэл Гибсон

У нас было 300 гримеров, которые начинали в четверть первого ночи, чтобы к утру все было готово

  Порой кажется, что вы сняли почти библейскую историю...

  Да это и есть библейский фильм! Если вы почитаете Джозефа Кемпбелла (американского религиоведа), который написал потрясающие книги о мифологии и религии, вы увидите, что все религии приводят к одному и тому же.

  В Библии есть поразительные сюжеты. А книги Маккавеев? Да это же просто готовый сценарий! Вы можете обращаться к ним на разных уровнях, и человеческие душа и разум откликаются на эти темы, понимая, что они правдивы. Что это настоящее. Иногда это нечто за пределами логики, это просто чувство.

  Как вы готовились к съемкам такой масштабной исторической картины?

  Есть отличная книга Диего де Ланды, монаха-францисканца, который был очевидцем нравов и обычаев майя. Он видел, как совершаются человеческие жертвоприношения. И, кажется, он же оставил ключ к письменности майя. Он научил одного парня испанскому, а тот ему переводил.

  Наверное, фильмы такого рода помогают людям больше узнать о прошлом?

  Я надеюсь на это, и ведь каждый день делаются новые открытия. Это удивительно. Нам помогал Ричард Хансен, ранее работавший в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, теперь он в университете Айдахо занимается более ранним периодом истории майя. Мы ездили в разные места и забирались на вершины пирамид в поисках следов погибшей цивилизации. Поразительно, но это похоже на Манхэттен. Там стоит самая большая пирамида в мире, выше египетских. Огромные сооружения, которые видны издалека. Осмотревшись, ты видишь контуры этих городов со сходящимися в центре дорогами. У майя было прекрасно развито чувство равновесия, все стояло на правильных местах, все было связано с небесным сводом. Они имели четкое представление о звездах, Солнце, Луне и их движении. У них был очень сложный календарь, гораздо более изощренный, чем наш. Они так много знали. Это было очень мудрое общество и при этом довольно зверское.

  Вы смело показываете их зверство - но ведь сами они не считали себя дикарями?

  Конечно, они ведь совершали человеческие жертвоприношения ради того, чтобы поддерживать связь со своими божествами. Я так и сказал актерам, когда они играли: "Вы не негодяи. Я ни в коем случае не хочу, чтобы вы считали, что играете негодяев. Вы часть своей культуры, вы просто делаете то, что должны делать.

  Это все, что вы знаете, и все, для чего вас воспитали. Не говорите, крутя ус: "Я свинья!" Вы все делаете правильно, и, если кто-то ударил вашего сына, вы настигнете обидчика".

  Можно сравнить "Апокалипсис" со "Страстями Христовыми"?

  Конечно, между этими фильмами есть связь - их объединяют мои чувства. Есть определенные вещи, которые я делаю интуитивно, чтобы эмоционально воздействовать на зрителей, - это изменение темпа, звук, некоторые другие приемы. И в том и в другом сценарии я старался сократить диалоги до минимума, чтобы сфокусироваться на изобразительном ряде. Если мои герои и говорят, то, конечно, не по-английски, иначе пропало бы ощущение исторической достоверности.

  Наверное, вы должны испытывать огромное удовлетворение, если делаете независимое кино, на который все же валит массовый зритель?

  Да, я надеюсь, что зритель пойдет смотреть это кино. Важно делать то, что ты хочешь, так, как хочешь. Таким образом достигается определенная степень независимости, если ты и в самом деле независим и не терпишь вмешательств. Вот, например, ты делаешь стол... Отпилишь вот тут, здесь приделаешь ножку такой-то высоты... без лишних советчиков. Так - хорошо. Но ни один настоящий художник не создает искусства для элиты. Что бы ты ни делал, ты стараешься убедить как можно большее число людей. Когда шеф-повар готовит омлет, ему хочется, чтобы блюдо понравилось всем. И успех - это когда все едят этот омлет. Я надеюсь, что моя картина найдет своего зрителя, что люди будут тронуты этой историей и ее героями. Это самое главное. Вы отправляетесь в прошлое, в иную культуру, в иной язык, там все выглядят иначе.

  Вы никогда не снимали простых фильмов. Этот был самым сложным?

  Этот был самым тяжелым... пока, во всяком случае. Страшно растянулись съемки, потому что оказалось, что какие-то вещи очень сложно снимать. Ведь мы работали с животными: ягуары, тапиры, змеи, обезьяны... Я даже не могу их всех припомнить. Пекари были особенно отвратительны.

  Вы создали впечатляющий город майя, наполненный народом. Сколько человек участвовало в массовке?

  Около 850 статистов (все - местные жители), а в некоторых сценах еще больше. Участники массовки вели себя поразительно. Жители штата Веракрус - удивительные люди, которые никогда не жалуются. Стояла адская жара, но они не ныли, а очень по-многу и подолгу работали. Им приходилось рано вставать, потому что у участников массовых сцен сложный грим и костюмы.

  У нас было 300 гримеров, которые начинали в четверть первого ночи, чтобы к утру все было готово. Это были убийственные для всех съемки - для гримеров, для актеров. Они заканчивали работу, спали часов пять и снова приступали к работе. У нас было место, где они могли посидеть и отдохнуть днем, и часто они там просто засыпали. Когда актеров гримировали, они тоже часто спали. Мы приехали туда заблаговременно, поэтому у меня была возможность устроить там пробы, посмотреть на мексиканских ребят. Режиссеры часто берут с собой свою массовку, но я понял, что тамошние актеры очень высокого уровня, и именно благодаря им получился настоящий мексиканский фильм. Там полно талантов.

  Вы, наверное, впервые имели дело с людьми, которые понятия не имели, кто вы такой?

  Нет, ну многие из них знали. Конечно, какая-нибудь маленькая деревенская девочка ничего не знает. Но вообще вся Мексика помешана на "Безумном Максе" (австралийская антиутопия 1979 года, сделавшая Гибсона звездой. - "Пятница"). Мы им покажем фильм. Мы туда поедем и покажем им старое доброе зрелище, я думаю, они удивятся. Они точно заслужили честь и награду.

  Возникало ли у вас временами ощущение, что вы взвалили на себя непосильную ношу?

  Конечно! Это было дико страшно! Огромное количество работы, кошмарные проблемы с организацией. Но я уже с этим сталкивался раньше, я знал, что все можно преодолеть. Я смотрел на это и думал: "Не знаю, как мы через это пройдем". Иногда случалось так, что ничего нельзя было поделать, приходилось искать другие способы. Иногда было очень сложно: например, заставить ягуара сделать то, что тебе нужно. Ведь это не компьютерная графика, это живой актер, который должен был быстро бежать и при этом не споткнуться, а движения зверя были ограничены незаметным зрителю приспособлением.

  Теперь, когда фильм готов, собираетесь немного отдохнуть?

  Да, мне нужно немного времени, чтобы прийти в себя, восстановить силы и приступить к обдумыванию новой идеи. Следующий фильм будет снят на английском... для разнообразия. Не знаю, получится ли у меня (смеется).

  Не хочется снова сыграть самому?

  Ну, я не так уж и жажду вертеться перед камерой. Если подвернется что-то действительно хорошее и время будет подходящее, я мгновенно соглашусь. Но мне нравится то, что я делаю, это гораздо интереснее.

Фильмография Гибсона-режиссера

"Человек без лица" (1993)

"Храброе сердце" (1995)

"Страсти Христовы" (2004)

"Апокалипсис" (2006)

В центре внимания

Читай также

В центре внимания: Мэл Гибсон

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Ой, "мама!": ключи к самому странному фильму года, и стоит ли его смотреть
Недорого и вкусно: 10 лучших кафе Киева по версии TripAdvisor
Клуб 27: истории известных музыкантов, которые умерли молодыми

Клуб 27: истории известных музыкантов, которые умерли молодыми

Вспоминаем тех, чей уход и по сей день вызывает недоумение.

Увидимся, Киев: где и почем путешествовать этой осенью

Увидимся, Киев: где и почем путешествовать этой осенью

Париж и Берлин уже вас ждут, осталось решиться.

7 вещей, которые раздражают в Киеве больше всего. И никогда не исчезнут
Новое меню в ресторане Kin Kao: полезная азиатская кухня
Почему мы все устали и хотим на ручки: осенняя депрессия в большом городе
Музыкальная терапия: плейлист под странную погоду

Новые статьи

ТОП месяца

Почему мы хотим спасти мир, а не сидеть в офисе: как понять, что у вас кризис 25 лет

Почему мы хотим спасти мир, а не сидеть в офисе: как понять, что у вас кризис 25 лет

Рассказываем о симптомах и способах лечения относительно нового явления.
Высокая кухня: 10 лучших ресторанов Киева по версии TripAdvisor

Высокая кухня: 10 лучших ресторанов Киева по версии TripAdvisor

Их рекомендуют на самом популярном сайте для путешественников в мире.
Кто и зачем рисует муралы в Киеве: Sky Art Foundation

Кто и зачем рисует муралы в Киеве: Sky Art Foundation

Разбираемся в стрит-арте.
Идеальный вид на город: 10 смотровых площадок и террас Киева

Идеальный вид на город: 10 смотровых площадок и террас Киева

Последний красивый вид после жаркого лета.
10 заброшенных заводов Киева, которые ждут свой фестиваль

10 заброшенных заводов Киева, которые ждут свой фестиваль

Не "Платформой" единой.
Наверх