Том Хэнкс: О, счастливчик!
ДОСЬЕ:
Том Хэнкс родился 9 июля 1956 года в калифорнийском городе Конкорд.
Его родители развелись, едва Тому исполнилось пять лет. Мальчик остался на попечении своего отца-повара. В поисках работы отец колесил по городам и весям Америки, а вместе с ним и Том. Ему пришлось сменить не одну школу и не один десяток приятелей. Но на каждом новом месте он сразу же находил драматический кружок.
В колледже Хэнкс увидел фильм Джона Франкенхеймера "Продавец льда грядет", который потряс его до глубины души, и Том решил стать актером.
Для осуществления своей мечты он поступил на театральный факультет Калифорнийского университета в Сакраменто. Студентом Том блистательно сыграл в чеховском "Вишневом саде" и его пригласили участвовать в течение трех сезонов в классических ролях на Шекспировском фестивале.
Вдохновленный успехом, Хэнкс бросил университет и отправился в Нью-Йорк искать актерского "счастья". Популярность пришла к нему после съемок в телесериале "Закадычные друзья".
Затем были роли в популярных комедиях "Всплеск" и "Большой" (первая номинация на "Оскар"). Переломной в карьере Хэнкса стала трагическая роль умирающего от СПИДа гомосексуалиста в фильме "Филадельфия" ("Оскар" за лучшую мужскую роль). В следующем году актер "выстрелил" ролью Форреста Гампа в одноименном фильме Роберта Земекиса и снова получил приз американской киноакадемии. Его персонаж стал национальным героем Америки. Самым жестоким из фильмов, в которых я снимался, был "Спасти рядового Райана"
Увенчанный славой и многомиллионными гонорарами, Том Хэнкс начал придирчивей относиться к выбору ролей. Очередной его работой стал фильм "Апполо-13", основанный на реальных событиях - аварии во время полета американских астронавтов на Луну. Потом дуэт с Мэг Райан в мелодраме "Неспящие в Сиэтле". Последние крупные роли Хэнкса - в спилберговском "Спасти Рядового Райана" и робинзонаде Роберта Земекиса "Изгой" - не принесли актеру громкой славы, но укрепили его "звездный" статус.
Несмотря на свою популярность в Америке, Том ведет довольно скромный, как для актера его масштаба, образ жизни. Он - идеальный муж и отец четверых детей: дочери и сына от первого брака с Самантой Льюис и двух сыновей от нынешней жены актрисы Риты Уилсон.
***
Приятный, обаятельный и необычайно радушный - таким Том Хэнкс показался мне при первом знакомстве. Ироничный, умный, порядочный, внимательный и вежливый - таким актер оказался при "ближайшем рассмотрении".
Проницательный взгляд внимательно следит за собеседником. Задумываясь над вопросом, он не отводит и не опускает глаза, просто немного щурит их и отвечает, взвешивая каждое слово. Секретарь торопит Хэнкса, сообщая, что время, отведенное на интервью журналу "Натали" уже давно истекло, но Том, улыбаясь, продолжает беседу...
Том, на Довильский кинофестиваль вы привезли фильм, в котором сыграли довольно противоречивую для своего амплуа роль - убийцы из клана ирландской мафии. Многие, не только я, не ожидали увидеть вас в таком образе.
Я самый обычный человек, во мне намешано много всего - и положительного, и отрицательного. Так что я далеко не идеальный. Как и мои герои. Когда режиссер Сэм Мэндес предлагал мне роль убийцы в своем новом фильме "Дорога смерти", он наверняка рисковал. Меня же охватил азарт - захотелось показать противоречивость натуры моего героя. Для мафии он - профессиональный убийца. А для своей семьи - внимательный отец и образцовый муж.
Вы не боялись испортить свою положительную репутацию столь "скользким персонажем"?
А почему бы не рискнуть сменить имидж "симпатяги", следовавший за мной из роли в роль в течение долгого времени, на что-нибудь со знаком "минус"? Тем более, что я не против. Ведь образ "положительного героя" мне приклеили, можно сказать, насильно. Наверное, отчасти из-за того, что я не уклонялся от контактов с прессой и всегда был доступен масс-медиа. Моя "правильность" в жизни отпечаталась на ролях - круг замкнулся. Я ни в коем случае не обожествляю себя - это было бы слишком глупо, но, можно сказать, уважаю. Самоуважение для актера - очень важное и необходимое ощущение. Я очень пунктуален, выучиваю тексты своих ролей наизусть и всегда "определяю" сцены. Таковы элементарные правила любого профессионального актера. Знаю, что публика приходит смотреть фильмы с моим участием, надеясь увидеть в герое что-то родное и знакомое, ведь у зрителей складывается впечатление, что я - один из них. Даже если в фильме я отправлю на тот свет десяток-другой ни в чем не повинных людей, как того потребует роль, всегда найдется кто-нибудь, кто посчитает моего героя милым. Все идет от восприятия и я здесь ни при чем. Только не подумайте, что такие герои - предел моих актерских мечтаний. Напротив, у меня нет ни малейшего желания перевоплощаться в серийного убийцу или маньяка. Но роль Майкла из "Дороги смерти" - героя, живущего в Чикаго во времена правления городом мафией и ганстерских войн, - меня устраивает вполне: он совершает ужасные поступки, но делает это по определенным причинам и в историческом контексте.
Не повлияли ли на вашу психику сцены насилия в "Дороге смерти"?
Самым жестоким из фильмов, в которых я снимался, был "Спасти рядового Райана". Он, действительно, оказался трудным в психологическом плане. В фильме Сэма Мэндеса тоже присутствуют жесткие сцены, но они представлены как необходимые дополнения к повествованию и стилю фильма. Реальность остается за кадром. Зритель может только догадываться об истинном ужасе, происходившем в действительности. Эта жестокость замаскирована, ее практически нет в кадре.
Некоторые кинокритики сравнивают "Дорогу смерти" с трилогией "Крестный отец". Когда вы приступили к работе над фильмом, думали над тем, что "параллели" могут оказаться не в вашу пользу?
"Крестный отец", бесспорно, является шедевром. Снимая свой фильм, мы, конечно, допускали, что его будут сравнивать с "Крестным отцом". Тема, в общем-то, та же - ганстеры, мафия. Но я предпочел вообще не задумываться над этим, а полностью довериться режиссеру, "погрузиться" в мир тридцатых годов и думать только о том, что должен делать как актер.
Не верится, что два совершенно разных фильма - "Красота по-американски" и "Дорога смерти" - снял один и тот же человек. Как бы вы охарактеризовали Мэндеса?
Прежде чем стать режиссером в кино, Сэм работал в театре и поставил множество пьес. Он хорошо компонует сцены и обладает уникальным видением. Мэндес смог создать свой киностиль, что является большой редкостью. На съемочной площадке он прекрасно ориентируется - может дать дельный совет и осветителям, и оператору. Но самое главное, Сэм знает, как вести себя с актерами.